-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 02.10.2012

Как создаётся провокация

Умберто Эко, роман «Пражское кладбище»Шестой роман на русском языке хорошо известного в России итальянца Умберто Эко «Пражское кладбище», изданный в Москве, поднимает злободневный для наших сограждан вопрос: как выстраивать и культивировать образ врага, чтобы оболванить, устрашить и заставить захлебнуться в ненависти большинство населения.
 
Мерзкого и отвратного вражину необходимо сконструировать, после чего порциями этого отталкивающего образа терроризировать сознание масс, имея цель – закрепить отвращение и готовность на убийство «другого» на уровне подсознания.
В XIX веке, где действуют герои Эко, ещё не было PR, как инструмента манипулирования. Да и эффективные технологии формирования образа врага, позднее использовавшиеся нацистами по полной, только нащупывались интуитивно способными рыцарями плаща и кинжала и их наемными кадрами, вышедшими, словно из преисподней. Один из таковых, сделанный писателем главным героем романа пьемонтец Симоне Симонини, занимается провокациями с удовольствием, увлечением и жаждой наживы.
Это единственный вымышленный Эко персонаж, хотя автор и собрал в нём качества разных лиц, все остальные, за исключением, совсем микроскопических персонажей – реальные люди.
Писатель обильно и лихо использует документы, ну а заряд знаний и идей, отличающие автора-итальянца перед читателем, напитывают его с подопечными на целую жизнь.
Умберто Эко создал некоего литературного кентавра: с одной стороны, легкочитаемый образчик занимательного масскульта, с другой – серьёзный труд с обилием подлинных цитат и отсылок к реальным событиям.
Основное место действия романа – Париж. Симоне Симонини пишет дневник о своих похождениях. На мемуаристе негде ставить пробы: предавал всех, кого можно и нельзя, убивал легко, без угрызений совести, которой у него нет даже в рудиментарном виде. Гений провокации, с поехавшей «крышей», треснувшей на две половинки сознания двух человек. Места его обитания, за исключением ресторанов и прочих мест питания (герой – гурман еды и пития), – клоака.
Симонини – потомок ненавистника революционеров, масонов, евреев. Но более всего он болен – болезнь передалась от родного деда по наследству и воспитанию – спонтанной неприязнью к евреям. Эко показывает, как эта ненависть к одному из народов приобретает характер учения, такого же, как христианство или идеализм. Эта болезнь – антисемитизм.
После катастроф – военных, политических, экономических, эпидемий и прочего – всегда встает вопрос: кто виноват? Ведь просто так ничего не делается, всегда есть тайная причина. Вину возлагают не на себя и свое племя, а на непонятных, пришлых, не похожих, других: ан­ти­со­вет­чи­ков, ли­бе­ра­лов, на­ци­о­на­ли­с­тов, си­о­ни­с­тов, за­ку­ли­су, пя­тую ко­лон­ну, ан­тинациональные си­лы, плохих парней и прочих, имя им легион.     
Евреи идеально подходили с незапамятных времен – язык тарабарский, внешность с одежкой – резко отличные, для многих – неприятные, вера – иная и непонятная. На роль врага на Западе определяли, в зависимости от обстоятельств, двенадцать колен израилевых, масонов, тамплиеров, иезуитов, да всех кто мало-мальски подходил и подходит сейчас. Сегодня в России многие винят в бедах американцев – сильные, не очень приятные в поступках, живут хорошо, сволочи, угнетая весь мир, грозят отнять у нас, сирых,  наши природные богатства. Ничего не изменилось под солнцем, тем более мифология, вколоченная в мозги пропагандой еще в советское время, никуда не делась и плодоносит отравленными плодами. Стоит чуть подключить логику; а почему эти американцы не пытались поработить, а только гуманитарку отправляли, в самые трудные годы развала государственного? – и летит в тартарары образ врага. Но многие ли задаются подобными вопросами?
Вот Екатерина Великая, когда все другие начали преследовать и выгонять иезуитов, оставила представителей ордена в России – что-нибудь случилось непоправимое? Наполеон, Жозеф де Местр, засучив рукава, поработали над еврейской темой, и что-то поменялось во Франции к лучшему в те времена? Так и продолжало трясти стану в революциях столетиями. Их последователи до сих пор чрезвычайно активны, не будем показывать пальцем – где угроза миру и откуда? Какой-то аморальный вуайеризм, и только.
Эко подстегивает мысли читателя, заставляя работать головой и чувствами с помощью своего романа-фельетона – можно и так определить жанровую принадлежность «Пражского кладбища». Вот герой записывает в самом начале романа, чему его научил дедушка: «Евреи – народ до мозга костей безбожный». И это камертон повествования, так как здесь же далее: «…Они желают этот наш белый свет захватить». Впрочем, плохи и гадки все иные, твари, одним словом. «…Спесивы, как испанцы, неотесанны, как хорваты, алчны, как левантийцы, неблагодарны, как мальтийцы, наглы, как цыгане, немыты, как англичане, сильны, как калмыки, надуты, как пруссаки и злоязыки, как уроженцы Асти, они ещё и прелюбострастники…» Вот так добрый дедушка воспитал внучка в «дружбе» народов, который уже в преклонном возрасте пишет в дневник свою историю. Ну а о ком это так яростно сказано, кого со всеми сравнивают, вы уже и сами догадались. От Симонини, кстати, и французам достается по первое число, благо сам наполовину француз. Потомки галлов под пером 67-летнего мизантропа вообще-то хуже всех. При этом он водит пером по бумаге, чтобы дойти до болевого момента в сознании по совету небезызвестного Зигмунда Фрейда – всё смешалось в этом мире.
Умберто Эко в художественном виде показывает в каких условиях рождались небезызвестные «Протоколы сионских мудрецов». Эту мерзость разоблачил ещё известный охотник на провокаторов Владимир Бурцев, выпустив в 1938 году книгу «Протоколы сионских мудрецов. Документальный подлог». Было и множество других разоблачительных книг и статей. В ответ появились контркниги и контрстатьи, опять-таки не станем пальцем показывать, часто безграмотные и нахрапистые. Беру с полки том американского миллиардера Генри Форда – и туши свет, не говорю уже о «Mein Kampf» и новом российском переиздании небезызвестной книжки Сергея Нилуса, в которой впервые на русском появились «Протоколы…».
Автор «Пражского кладбища» показывает атмосферу в которой рождались «Протоколы…», когда все подозревают всех: тут тебе и небезызвестный лицедей, перевертыш и фигляр Лео Таксиль, так любимый советским атеистическим агитпропом (его мракобесных произведений просто не знали), и полковник Рачковский из царской Охранки, и издатели, министры, тайные агенты, откровенные психопаты и революционеры, которые тоже психически неадекватны. В этой-то ситуации легко продается теория Заговора: не предлагается ничего оригинального, а только то, что известно, или может быть известно из разных, часто причудливых источников. И здесь вновь востребована мифология – в ней и живет простота Универсальной формы заговора.
Мифологии ныне хоть топор вешай. У Эко русский представитель царской Охранки в Париже наставляет Симонини, заказывая документ, который станет «Протоколами…»: «Порядочный враг, устрашающий и узнаваемый, должен быть прямо в доме, или у самого порога дома». «Вот поэтому евреи. Провидение господне ниспослало нам их». – Так говорит Рачковский. Тоталитарное мышление не может без мифов о засланных и купленных агентах. Коллективное бессознательное материализует «шпионские» бредни и выставляет их страшным пугалом. Всегда есть те, кто захочет сыграть на этих сконструированных образах врага, довести дело до крови. Если им удаются подобные кровавые планы, а такое в истории происходило много раз – дураков, жертвующих жизнями ради провокационных придумок, пруд пруди, – тогда под каток попадает страна, которую в каком-то мрачном угаре рвут на части, не думая о будущей боли.  
Вот на этот-то миф о сконструированном «враге» и замахнулся Умберто Эко.
И последнее: страх перед иноязычными называется ксенофобией, которая определяется как психическое расстройство. Больные этим недугом все угрозы для себя, страны, жизни выводят из деятельности иностранцев или «чужих» – это с древнейших времен. Мировыми лидерами стали нации, в основном и главном преодолевшие эти страхи. Оглянитесь на окрестный мир и ещё раз убедитесь в этом.  
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко