-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 18.09.2012

Сергей Никитенко: «Задача Ассоциации – дать максимально общие возможности»

Сергей НИКИТЕНКО, директор Ассоциации машиностроителей Кузбасса (НО АМК),
 
Накануне Дня машиностроителя мы встретились с Сергеем НИКИТЕНКО, директором Ассоциации машиностроителей Кузбасса (НО АМК), чтобы узнать, как сегодня живёт и работает некоммерческая организация, объединяющая кузбасских машиностроителей вот уже в течение двух лет.
 
 

Ассоциация машиностроителей Кузбасса (АМК) – добровольное объединение машиностроительных предприятий. Создана в 2010 году, сейчас объединяет более 30 крупных, средних и малых машиностроительных предприятия.
Основная цель Ассоциации – путем взаимодействия с малыми научно-внедренческими предприятиями и научными учреждениями на основе глубокой кооперации и модернизации производства осуществить  перевод машиностроения Кузбасса на инновационный путь развития.
Основная задача Ассоциации машиностроителей  Кузбасса – закрепление экономических позиций отечественного машиностроения на внутреннем рынке и выход на основе сотрудничества с зарубежными партнерами на внешние рынки, как ближнего зарубежья так и рынки развитых стран Европы, Азии и др.

– Сергей Михайлович, в прошлом году, также накануне Вашего профессионального праздника, Вы, в качестве основных направлений работы, намеченных Ассоциацией на этот год, называли два проекта – кадровая подготовка и соединение интересов малых и крупных предприятий на основе опытного производства, где бы осваивались новые технологии, новая продукция. Как реализовываются эти проекты, изменились ли приоритеты?
– Я бы и сегодня в качестве ключевых проблем выделял кадры, новые технологии, и, конечно, доступность дешёвых кредитных ресурсов. И по всем направлениям мы работаем, хотя, понятно, что по последнему вопросу труднее всего. Но и здесь возможны какие-то подвижки, если удастся реализовать проект по созданию кластера тяжёлого машиностроения (проект заявлен на конкурс Минэкономразвития по созданию и развитию инновационных территориальных кластеров – «А-П»).
По первым двум направлениям также идёт постоянная работа, мы двигаемся, может быть и небольшими шагами, но с обязательным получением результата. Реализовали программу по опережающему профессиональному обучению и переподготовке кадров для предприятий, осуществляющих модернизацию производства, разработанную совместно Ассоциацией машиностроителей Кузбасса и Департаментом труда Кемеровской области на базе УДЦ «Динком» – предприятия получили результат. Параллельно задумываемся над следующим шагом – прорисовываем модель самообучающейся организации, основанной на формировании мотивации инновационного технологического мышления всех сотрудников. Это необходимо, чтобы выйти в рынок с конкурентоспособной технологической продукцией. Но чтобы об этом мечтать, нужно чтобы весь коллектив был настроен на инновационное мышление, чтобы видели возможности технологического развития своей продукции для потребности отрасли. Вот, например, разрабатываются новые технологии добычи угля, а раз новые технологии, значит, нужна новая техника или нужно как-то модернизировать ту, что уже есть.
Кадрами нужно заниматься. Здесь нет простых решений. Эту модель не может использовать никакой вуз, так как она реализуется именно на предприятии. Ведь нужно точно понимать, какие изменения ждут на выходе, какие специалисты нужны конкретному предприятию, какие механизмы мотивации может задействовать это конкретное предприятие. Здесь не нужна учёба ради учёбы, любой формальный подход здесь бессмысленен. Внутренняя мотивация – колоссально неиспользуемый ресурс. Само предприятия будет выстраивать систему мотивации, чтобы на выходе получить инновационный продукт. Но чтобы это запустить, нужно наладить работу, нужно изменить систему управления персоналом. Развитие технологий, да и самого предприятия тесно связано с теми людьми, которые работают на предприятии.
 
– А в чём тогда здесь задача Ассоциации?
– Машиностроители – это технологически и интеллектуально развитые кадры, которые можно и нужно готовить совместно. Это не конкурентная тема, здесь нужно объединяться. Задача Ассоциации – дать максимально общие возможности. В том числе и финансовые, потому что такая перестройка работы требует ресурсов. Мы пытаемся найти компромиссные варианты, чтобы в этом оказать предприятиям финансовую помощь.
Или, например, тема строительства жилья для закрепления имеющихся своих специалистов. В малых городах можно строить 8-12 квартирные дома – это малоэтажное строительство, нужно объединять ресурсы, выходить на государственно-частное партнёрство. Мы начали  этот вопрос прорабатывать  совместно с Некоммерческим партнерством «Строительные предприятия малого и среднего бизнеса Кузбасса». С ними же отрабатываем проекты индивидуальной малоэтажной застройки. Везде, где нужны совместные усилия для достижения общего результата, мы готовы работать.
 
– Как идёт работа по созданию и внедрению новых технологий? Удалось реализовать ту задумку организации проектной площадки по типу инкубатора, где бы осваивались новые технологии, новая продукция, – и всё это передавалось бы уже большим предприятиям?
– Под одной крышей – пока нет, по разным причинам, не от нас зависящим. Но мы постоянно работаем с инновационными малыми предприятиями, которые надо поддержать и помочь развиться, ведь, в конечном счёте, они дают для большого бизнеса конкурентоспособную продукцию. Мы принимаем малые предприятия в Ассоциацию без вступительных и членских взносов, мы ориентируем на них программу, компании, у которых есть те или иные технологические запросы. Мы пристраиваем их к заводам. Они работаю на площадях завода, используют их инструментальную базу, сам завод выделяет некоторое финансирование таким предприятиям, причём мы под каждый из этих проектов находим какое-то федеральное финансирование. То есть мы помогаем встретиться двум предприятиям: одному – растущему, со своими инновационными разработками, и второму – работающему на рынке, но нуждающемуся в некоторых разработках, для которых у них на данный момент нет нужных интеллектуальных ресурсов. Например, благодаря научно-технологическому сотрудничеству и производственной кооперации двух малых  машиностроительных предприятий- членов Ассоциации машиностроителей Кузбасса (ООО «Горные машины и технологии», г. Кемерово и ООО «СКМЗ», г. Анжеро-Судженск), была создана новая компактная буровая машина  «БУГ-03», презентация которой состоялась в июне в г. Анжеро-Судженске.  Буровая установка имеет целый ряд конкурентных преимуществ по сравнению с ближайшими российскими и зарубежными аналогами. В презентации участвовали  многочисленные представители  технологических и механических служб шахт Кузбасса, которые высказали существенные  рекомендации по доработке опытного образца и выразили готовность принять машину для испытаний в реальных условиях.
Такой вот вариант территориального  «разрозненного» технологического инкубатора.
Что касается внедрения привнесённых технологий, то мы, например, недавно заключили договор с одним из самых высокотехнологичных предприятий России – «Microbor Nanotech» – разработчика и производителя нового поколения композитных материалов на основе кубического нитрида бора, которые применяются для производства широчайшей гаммы режущего инструмента для обработки металла, камня и синтетических материалов. Инструменты этой компании экспортируются на зарубежные рынки, они позволяют внедрить прогрессивные технологии обработки металла. Для наших предприятий – это «новое технологическое слово» для обработки деталей с высокой твёрдостью (литейные заготовки, термически упрочнённые, наплавленные детали и пр.). Они могут расширить линейку заказов, так как этот инструмент позволяет ремонтировать и импортную технику. Мы подписали дилерский договор, позволяющий нашим предприятиям покупать инструмент с приличной скидкой. Это некоторая коммерческая составляющая внутри Ассоциации, но она нацелена на решение общих задач, одна из которых – развитие на наших заводах ремонтных технологий. Замечу, что это ещё и очень серьёзная, ресурсозатратная работа. Например, чтобы выйти на это соглашение, ушло временных затрат больше года, не говоря уже про финансовые издержки. Но результат того стоит. Сейчас мы анализируем технологии точного литья деталей. Практически ни одно наше предприятие такими технологиями не владеет, но их развитие даёт важные преимущества, без которых очень трудно говорить о конкуренции с зарубежными компаниями. Конечно, каждому отдельно в этом сложно разобраться, а запуск такого производства у нас в одиночку просто не потянуть. Но можно создать цех, который бы делал эти заказы, ориентированные на всех, на условиях софинансирования. Вот над этим мы сейчас и работаем.

– Какие ещё задачи стоят перед Ассоциацией в ближайшее время?
– Вступление в ВТО – серьёзная проблема для машиностроителей. Все понимают, что производители горного оборудования, те, кто ещё не зашёл в Россию, они обязательно придут. И нашим будет очень сложно с ними конкурировать на этом этапе: база слабая, её никто не поддерживал. Это и пугает многих, хотя, нужно заметить, что машиностроители уже давно живут в условиях «вступления в ВТО», конкурируют с иностранными производителями горно-шахтного оборудования в очень жёстких условиях.
Мы, естественно, обсуждаем это в Ассоциации и пытаемся всеми законными способами отстаивать свои интересы, в том числе, используя как площадку, с позиции которой можно говорить, комиссию по машиностроению РСПП. В конце сентября в Кемерове будет проходить выездная комиссия, которая будет рассматривать предложения по территориальному заказу, как одной из защитных мер для местных машиностроителей. Должно быть публичное размещение заказов, публичные торги, для равного участия, как иностранных, так и местных производителей, причём именно территориальный заказ должен составлять не менее 20%. Территориальный заказ нужно развивать, и такая поддержка отрасли должна быть, если мы не хотим похоронить местное машиностроение. Мы же не говорим о том, чтобы государство просто дало деньги, поддержка должна состоять в том, что государство должно способствовать формированию комфортных условий для местных производителей, помогать формировать местный рынок, чтобы сохранялись и развивались рабочие места, чтобы пополнялся бюджет территорий. А для этого надо попытаться какими-то законными актами на основе форм частно-государственного партнёрства здесь формировать заказы. Если есть аналогичное импортному оборудованию наше с такими же характеристиками, то нужно размещать заказ здесь. Естественно, если конечно продукт качественный. А у нас такое оборудование есть. Но проблема ещё в том, что наши заводы не всегда могут осознать  требования «угольщиков», которые, в свою очередь, публично их и не высказывают. Конечно, предприятия находят выход, они же выживают, работают, но их нужно поддержать.
Нужно понимать, что мы не требуем тепличных условий, мы понимаем плюсы международного сотрудничества – это новая техника и технол огии, новые знания. Но это должно быть именно со-трудничество (!) – совместные предприятия, кооперация – от которого выигрывают все.
И поиск путей к такому сотрудничеству – одна из главных задач нашей Ассоциации.
Беседовала Галина Красильникова

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят
[27 марта] Первый в «Русале» ЦОД запущен на НкАЗе

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко