-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[29 марта] МегаФон обеспечил связь под водой для сотрудников Нижегородской ГЭС
[29 марта] Маркетплейс «РЖД Маркет» обеспечивает сезонный спрос на щебень
[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 21.08.2012

Красноярцы сердцем яры

Александр Астраханцев, «Портреты. Красноярск, XX век»C любовью, но без лести, явлена красноярским писателем Александром Астраханцевым плеяда знаменитых земляков в  сборнике очерков под названием «Портреты. Красноярск, XX век», увидевшим свет уже вторым, дополненным изданием в ушедшем году в ИПЦ «Касс» г. Красноярска.
 
Объемный почти на 500 страниц иллюстрированный репродукциями работ красноярских художников том выпущен на плотной бумаге по грантовой программе «Книжное Красноярье» губернатора соседнего региона.
Писатель-сибиряк за плечами которого двадцать лет работы строителем – поднялся от мастера до заместителя начальника Красноярского домостроительного комбината, с 1981 года на вольных писательских хлебах, имеет за плечами десяток художественных книг, собрал, написанные за восемь лет документальные очерки-воспоминания о тех, кого хорошо знал. Впрочем, его героев знали, если не все красноярцы, то очень многие.
Получилась панорама жизни краевого центра 60-90-х годов ушедшего века. Автор в меру сил и таланта рассказал, какими были жители этого замечательного города в те десятилетия. В «Предисловии» Астраханцев заявил: «…Эта книга – мой подарок Красноярску, который люблю, в котором  живу более полувека, приехав сюда молодым инженером-строителем, и горжусь тем, что причастен к созданию современного облика его и как строителя тоже».
Книгу эту я увидел в книжном магазине во время недавней поездки в город моей студенческой молодости Красноярск. Полистал, узрил очерк о Кузнецове Иване Маркеловиче – замечательном библиофиле, о котором мне уже приходилось писать, не раздумывая приобрел. А как озаглавлена эта частичка воспоминаний: «Король и его подданные» – это же гимн великому книголюбу!
Читал том с этого очерка, затем – о других красноярских книгособирателях. Вернулся к первым страницам, открывающего книгу мемуара, названном без претензий: «О В.П. Астафьеве, человеке и писателе». Большинство очерков, составивших книгу, были опубликованы в журнальной периодике и газетах и, конечно, их прочли близкие героев, родственники, друзья. Об Астафьеве читала его вдова, которой отдельные откровения мемуариста активно не понравились. Кого-то возмущала откровенность рассуждений Астраханцева: после ухода из жизни известных людей начинается их «обронзовение» – сомнительное вычеркивается, как будто его и не было вовсе, значительное, «героическое», украшательское выпячивается. Сколько мы получили исторических искажений из-за подобного мифотворчества, не счесть.
Астраханцев не поддался, может, даже кое-что усилил в книжном варианте, – в результате представил на обозрение портреты, более человечные, активно работающие на отвоевывание места в истории для его героев.
Автору «Портретов…» хорошо помогает цитируемый психолог и философ Карл Юнг, который когда-то объяснял: «Его (творца – В.П.) творческое начало пожирает большую часть его энергии, если он действительно художник, а для прочего остается слишком мало, чтобы из этого остатка могла развиться в придачу ещё какая-нибудь ценность. Художник оказывается настолько обескровленным ради творческого начала, что может как-то жить лишь на примитивном или вообще сниженном уровне. Это обычно проявляется как ребячество и безумность или бесцеремонный наивный эгоизм («автоэротизм»), как тщеславие и прочие пороки».
Астафьев – бесспорно велик, как писатель. В его творчестве, по словам Астраханцева, «неисчерпаемый кладезь поэзии». «Его язык – естественен, как дыхание». «…Теперь, после Астафьева, те же Пришвин и Паустовский кажутся пресноватыми и бедноватыми». Он сумел «создать в прозе ряд поэтических шедевров, встал… в ряд самых блестящих, самых известных русских писателей-стилистов XIX- XX веков, не говоря уж о писателях ему современных, которых, кажется, оставил далеко позади».
И у Астафьева же неожиданные, «взадир» заявления о русском народе и его истории, апокалипсический взгляд на настоящее и будущее, неверие в достойный для общества выход из испытаний времени, о чем мне тоже приходилось писать ещё при жизни Астафьева. У него, ко всему,  шаткая идеологическая основа для писательских мифов и фантазий.
И всё-таки в результате получился полнокровный словесный портрет, сделанный не только с уважением, но и с восхищением, и без замалчивания того, о чем другие не осмеливаются говорить.
Вслед астафьевскому – очерк о сибирском самородке Андрее Поздееве, картины которого можно было не так давно увидеть в галерее одного из кемеровских собратьев по творческому ремеслу  красноярского художника, позднее изъятые не без элемента скандала его родственниками. Творчество Поздеева – это чудо, расцветшее вдали от революционных столичных художнических центров, в сибирском городе и, что не менее фантастично, сумевшее пробиться в первые ряды признания в стране и в мире. Хорошо помню выставку сибирских художников в новооткрытом Художественном центре Красноярска в мои студенческие годы и потрясение от одной из поздеевских работ: картина притягивала невероятной энергетикой колорита и какой-то силой изображения. Позже видел посмертную поздеевскую экспозицию в Омском художественном музее – космические эксперименты на плоскости холста, как постижение потустороннего в живописи. 
Астраханцев дружил с Поздеевым, художник писал его портрет – писатель подробно рассказывает о настоящих муках творца, о его работе «кровью». Замечательный мемуар о мастере живописи, который утверждал: «Все время прорываться – вот задача».
Ученого Геннадия Федоровича Игнатьева я знал лично. И даже дома у него, несколько наивному студентику, удалось побывать. Но я не ведал  дальнейшей судьбы Игнатьева, о которой повествует Астраханцев. А как заиграл красками этот образ, когда прочитал игнатьевские «Беренжакские очерки», данные в приложениях. Это же чудо проникновения в глубину человеческих судеб и психологии эпохи всеобщего падения нравственности. А то, что Игнатьев не верил в существование электронов, протонов, атомов, как объектов микромира из школярской физики, это как в устах физика? Да и на устройство общества он смотрел совсем не по-марксистски.
Вижу в книге очерк «Зорий Яхнин» и сразу вспоминаю, что самый первый купленный мной в юности в сельском магазинчике сборник стихов принадлежал перу именно этого поэта. А потом, увидев книжечку у меня, одна из поселковых женщин сказала: «А он работал в нашем поселковом роддоме». Думаю, она ошибалась. Но зачем-то эти слова зацепились за память, чтобы всплыть во время чтения воспоминаний об этом поэте второго ряда (ну и что? Для меня он один из первых настоящих мастеров поэтического творчества).
Об Олеге Шенине – бывшем первом секретаре крайкома партии, читал разное до Астраханцева, сочувствовал, когда он попал в каталажку в результате участия в ГКЧП. Какие колоритные штрихи,  темные и светлые добавляет писатель-сибиряк к его портрету. Журина Нина Михайловна – мать моего школьного учителя, всю жизнь отработавшая в Красноярске, с которой я поддерживал отношения до самой её смерти, любила порассуждать о красноярской руководящей головке, среди которой вращался Шенин и которую она воочию наблюдала, так как работала в важном учреждении. Читаю о нем в книге, а вспоминаю слова незабвенной Нины Михайловны – вечная ей память. Может, такая перекличка времен и людей и есть главное в писательском творчестве – заставить читателей вспоминать, переживать, как и что было, соглашаться или спорить, извлекать правильные уроки?..
Последний очерк о Николае Клепачёве буквально убил нецензурным обращением героя к Лебедю… Губернатору, генералу, с которым мне пришлось во время работы в главной областной газете делать интервью, сказать прилюдно такое?!. Однако, хамская власть заслуживает хамского к себе обращения, многие, кому рассказываю о прочитанном, хохочут. Но ведь каков Лебедь: в период гласности, когда, казалось, все беспрепятственно убегало в СМИ, ничего не вышло за тесный круг очевидцев словесного противостояния генерала и первоклассного специалиста по строительному делу.
…У нас в Кузбассе, тоже издаются книги об угольных и прочих генералах. Но вот такой теплой, как у красноярца Астраханцева, не знаю ни одной. Жаль, тираж у совсем неплохо изданного тома мал – всего-то 200 экземпляров. А ведь автор ещё вспомнил в отдельных очерках и художника Владимира Капелько, и писателя, сидельца ГУЛАГа Николая Мамина, материалы которого мне привелось посмотреть в Литературном музее Красноярска, и художника Владимира Головина, и Эдуарда Русакова – Божьей милостью прозаика, и иных талантливых красноярцев. Дополнительным бонусом идет тетрадка репродукций с работ красноярских художников, на которых некоторые герои книги изображены, о ком так тепло и по-доброму написал Александр Астраханцев.
Заканчиваю, цитатой из молодого современного критика: «В культуре умирает всё, что не вызывало сердечного отклика, что не вошло в жизнь, как её прочная повседневная часть».
«Портреты…» Астраханцева отвоевывают частичку от  обреченного на уход в небытие, даруя ему бессмертие.
Валерий Плющев  

Рубрики:

Деловые новости

[29 марта] Сотрудница банка в Прокопьевске получила 3 года условно за оформление подложных кредитов
[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко