-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента
[16 апреля] Запрыгнуть в последний вагон: когда закончится действие льготных ипотечных программ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 21.08.2012

В нефтегазовом окружении

Внимание к углю в Кузбассе естественно и оправданно, но Россия в целом давно уже живёт, уделяя пристальное внимание цене «за бочку». При этом никому не нужно расшифровывать и объяснять, что это за бочка и с чем. Широко известно, что доходы от нефти и газа являются основными для консолидированного бюджета Российской Федерации, как за счёт налоговых поступлений, так и экспортных пошлин.
 
Известно также, что без них в бюджете страны образуется огромный дефицит, и все резервные фонды, которые так удачно были сформированы до кризиса 2008-2009 гг. и помогли пройти его сравнительно безболезненно, полностью наполнялись нефтегазовыми доходами. Как бы успешно не развивались альтернативы нефти и газу в экономике России, как быстро не росла бы добыча угля, золота или цветных металлов, углеводородный сектор ещё долгое время будет сохранять свою определяющую роль в стране. И не только экономическую, но и политическую.
Не стоит напоминать, что сегодняшнее благополучие и развитие практически всех регионов Сибири и Дальнего Востока (за небольшим исключением, в которое попадает и Кузбасс) строится на добыче, транспортировке и переработке нефтегазовых природных ресурсов. С постройкой Восточно-Сибирской трубопроводной системы, протянувшейся от Тайшета до Находки (полный запуск второй очереди от Амурской области до Приморского края намечен на ноябрь нынешнего года), в промышленный оборот вовлекается множество месторождений нефти, газа и конденсата в Красноярском крае, в Иркутской области, в Якутии. Разведка углеводородов начинается в Амурской области и на камчатском шельфе Охотского моря. Нефтегазовый сектор входит и меняет структуру многих региональных экономик. Мы привыкли воспринимать Красноярский край как территорию мощной гидро- и теплоэнергетики (угольной, кстати), цветной металлургии и лесопереработки. Но с пуском Ванкорского месторождения нефти мощностью 25 млн нефти в год ситуация изменилась. Начавшаяся нефтедобыча преобразует глухой, как говорится, «богом забытый», Туруханский район Красноярского края. Нефтяники построили новый аэропорт в Игарке, выделяют средства на дорожное строительство и благоустройство населенных пунктов. Крохотный по населению район, 21 тыс. жителей, за счёт одного налогоплательщика, нефтяной компании, рассчитывает получать более 3 млрд рублей налога на прибыль. И это, не считая доходов и выгод, которые получает Красноярский край в целом, ведь нефтяникам нужны люди для работы, транспортные поставки, строительные услуги, оборудование и материалы. Огромный спрос на десятки и сотни миллиардов рублей.
В Томской области в этом году отметили 50-летие начала нефтедобычи. Она началась на севере региона, дав рождение городу Стрежевой в 1966 году. В историческом масштабе нефтегазовая отрасль ненамного младше, куда более традиционной угледобычи. Несмотря на то, что первое месторождение в регионе, Советско-Соснинское, отработано в значительной части, и добыча на нём сократилась против максимальных уровней в 2,5 раза, работа на нём, по сообщению недропользователя, продолжится ещё более 30 лет. Современные нефтяники научились бурить глубже, и применять новые технологии извлечения. В результате чего жизнь многих промыслов продлевается ещё на десятилетия. Вообще, прогнозы быстрого истощения нефтяных и газовых ресурсов, носившие одно время почти что апокалипсический характер, не оправдались. Нефтянка многие десятилетия работает не только в Югре, Томской области, но и в куда более старых центрах добычи, таких как Северный Кавказ и Поволжье. Появляются и новые районы добычи, и не только на Крайнем Севере или на морском шельфе.
В советское время бесперспективной на нефть и газ считалась Ульяновская область. Сегодня, согласно данным региональной администрации, в этой области разведано 82 нефтяных месторождения. Конечно, все они относятся к малым, да и объем добычи нельзя назвать значительным, менее 1 млн тонн (даже в Новосибирской области, не относящейся к нефтегазовым регионам, добыча больше), но нужно понимать, что нефть – это более прибыльный и более дорогой продукт, чем другие виды топлива и многие виды руд. Если сравнивать по доходности с каменным углем энергетических марок, то добыча одной тонны нефти может быть приравнена к 8-9 тоннам угля. При этом у нефтедобычи обычно заметно выше прибыльность. В таком контексте конкуренция между регионами, наделёнными нефть и газом, и регионами обделёнными становится не совсем равноценной. Если, конечно, это не столицы, в которых собственно и находятся центры прибыли нефтегазодобычи страны (как, впрочем, и значительной части угледобычи). Однако, у регионов без нефти есть свои шансы на участие в работе углеводородной сектора – поставками товаров и услуг, транспортировкой нефти и газа, и, наконец, переработкой углеводородного сырья.
 
Надежды Кузбасса
Когда появился первый проект по строительству в Кузбассе нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) сейчас уже трудно вспомнить. По крайней мере, в современную эпоху первые серьёзные предложения о постройке НПЗ в районе Анжеро-Судженска появились ещё в 1997 году, а первое действующее производство по переработке нефти – в Кемерове в 2001 году. Сегодня в списке уже построенных, строящихся и запланированных к реализации нефтеперерабатывающих заводов в Кузбассе около десятка предприятий. И кроме малых заводов, есть уже проекты средних размеров, а совокупная мощность всех построенных и планируемых заводов превосходит потребности региона. Однако, стоит напомнить, что в расчете на переработку значительных объемов природного газа был построен и успешно развивается крупнейшее предприятие химической индустрии Сибири, кемеровское ОАО «Азот». Не считая того, конечно, что уже многие десятилетия природный газ используется в энергетике, коммунально-бытовом секторе и в металлургии Кузбасса в качестве топлива. 
Ожидается, что в сентябре в развитии новой пока нефтеперерабатывающей отрасли будет сделан большой шаг – будет пущена первая очередь Яйского нефтеперерабатывающего завода на 1 млн тонн нефти в год при полной проектной мощности 6 млн тонн. В новокузнецком ЗАО «НефтеХимСервис» планы запуска пока не конкретизируют. Но в июне этого года компания уже объявила о начале отбора кадров для работы в основных структурных подразделениях предприятия. Совет директоров «НефтеХимСервиса» утвердил организационную структуру и штатное расписание будущего предприятия с общей численностью персонала после ввода в строй первой очереди в 548 человек. При этом сообщалось, что основной персонал завода – технологи, операторы, лаборанты и машинисты, всего 154 человека – уже подготовлен по федеральной программе из числа жителей Анжеро-Судженска. Затем «НефтеХимСервис» сообщил об утверждении коммерческой программы Яйского НПЗ, в рамках которой «будет определен круг компаний-поставщиков нефти и начата работа по подготовке контрактов на продажу готовой продукции», приобретена первая партия нефти для переработки. По своей стоимости в 57 млрд рублей Яйский НПЗ претендует на статус крупнейшего в обрабатывающей промышленности Сибири. Больше него, конечно, Богучанское электрометаллургическое объединение, объявленная стоимость которого 3,2 млрд долларов, но в нём значительную часть занимает объект энергетики, Богучанская ГЭС.
Вряд ли, однако, можно отнести проекты НПЗ к удачливым и лёгким, хотя в России, крупнейшей нефтяной стране мира, по-прежнему дефицит перерабатывающих мощностей и конкуренции на рынке нефтяного топлива. Попытка реализовать другой крупный проект в этой отрасли в Кузбассе – Тяжинского НПЗ (мощностью 1,2 млн тонн), – у компании «Кузнецкий уголь» не получился. Два года назад он был остановлен, а само ООО «Тяжинский НПЗ» в декабре 2010 года было признано несостоятельным. К этому моменту на площадке строившегося предприятия были только частично построенные резервуары для хранения нефти, гараж, административно-бытовой комплекс и некоторые другие объекты.
О том, удачно ли удалось «прикрепиться» Кузбассу к нефтегазовой составляющей общероссийской экономики, судить рано. Лишь небольшое число строительных и машиностроительных производств успешно ориентируются на потребителей в углеводородном секторе поставками металлоконструкций, строительными материалами и строительными услугами. Нефтеперерабатывающим предприятиям ещё предстоит закрепиться на рынке и развиваться. Но шансы есть, их можно использовать.
Егор Николаев

Рубрики:

Деловые новости

[18 апреля] Теле2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове
[16 апреля] Кузбасский парламент принял региональные законы о льготах ОЭЗ «Горная Шория» и новым отелям
[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко