-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 24.04.2012

Строительный материализм

Как недавно подсчитал Кемеровостат, по итогам января средняя цена за тонну цемента достигла в регионе 3320 рублей. Статистики подчёркивают: за весь прошлый год рост стоимости одного из самых востребованных стройматериалов составил почти 30%. Отраслевые эксперты также отмечают происходящее последние годы подорожание продукции цемзаводов, оценивая это как общую рыночную тенденцию.
 
Средняя цена цемента – понятие относительное. Она формируется путем сложения стоимости разных марок данной продукции: от дешевой ШПЦ 400 (она на январских торгах Московской фондовой биржи стоила 3 003,10 руб./т), до дорогой ПЦ 500 Д20 (4 151,52 руб./т на МФБ). Но вообще, нынешнюю стоимость товара для кемеровского потребителя можно признать вполне приемлемой. Ведь, согласно данным аналитической компании СМПро, своего пика цена цемента достигла в 2008 году, составив по стране 3 367 руб./т (это цена производителя без НДС и доставки). Затем произошел спад, вызванный экономическим кризисом. И спрос на стройматериал, равно как и цена продукта, начал вновь расти лишь после 2009 года.
Но что влияет на прейскурант? Здесь наблюдатели отказываются назвать конкретную причину, усматривая в происходящем очень пестрый набор факторов.
В частности, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов так объясняет регулярное увеличение цены стройматериала: «Как и в других отраслях, отпускные цены в цементной отрасли повышаются по следующим причинам, – перечисляет аналитик, – увеличение стоимости сырья, газа, используемого в производстве, оборудования, других материалов и комплектующих, используемых при производстве цемента». «Также рост цен на конечную продукцию, – отмечает Баранов, – происходит за счёт роста стоимости электроэнергии и прочих инфраструктурных услуг, используемых цементниками».
Кроме того, по мнению эксперта, существенное влияние на стоимость цемента оказывают и другие факторы: «Увеличение налогов, сборов и пошлин в целом в стране и в отдельных регионах в частности. Влияет на цену и инфляция, которую, к сожалению, не удаётся обуздать нашим властям».
Отдельно наблюдатель указывает на «рост стоимости перевозок – как на само производство, так и готовой продукции с него». «В формировании себестоимости большой вес имеют как энергоносители, так и железнодорожные тарифы», – соглашается руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.
Действительно, если разобрать себестоимость цемента на отдельные элементы, то, по свидетельствам специалистов, на 60% она состоит из затрат производителей на газ, электроэнергию и тарифы железнодорожников. Причем треть из указанных расходов приходится именно на закупку энергоресурсов.
В департаменте маркетинга Кузнецкого цементного завода так определяют структуру цены цемента. «Цеховая себестоимость – сырьё и материалы, топливно-энергетические ресурсы, вспомогательное сырьё и материалы и т. д., общих и административных расходов – заработная плата, налоги и т. д., а также расходов по реализации – транспортные расходы, ж/д услуги, тарирование и т. д.». «Также немаловажное значение имеет существующая конъюнктура рынка – уровень спроса и предложения», – отмечают представители «Кузнецкого ЦЗ».
«Пожалуй, самые ощутимые для нас статьи расходов – это тарифы на электроэнергию, расценки на топливо и услуги транспортников. Ими в значительной степени и определяется стоимость цемента для потребителя», – дополняет коллег глава департамента маркетинга «Сибирского цемента» Екатерина Степанова. Управляющий директор «Сибирского бетона» Сергей Лончаков соглашается: «Первый, самый большой фактор (влияющий на цену цемента) – это энергоресурсы. В зависимости от вида топлива – у нас есть заводы, которые работают на газе, заводы, которые работают на угле, – бывает, что суммарная доля доходит до 35%»
Что касается расценок на услуги перевозчиков, то периодически возникающие внештатные ситуации показывают, насколько ценники чувствительны к транспортной составляющей. К примеру, можно вспомнить 2010 г., когда на рост стоимости цемента для строителей повлияли действия «Первой грузовой компании», списавшей почти пять тысяч цементовозов и оказавшейся фактически неготовой к росту спроса на стройматериал. А предприятия отрасли оказались заложниками ситуации. «Цементный завод может находиться рядом с местом строительства, а может и в другом регионе, за сотни километров от строительства. То есть транспортная составляющая в цене цемента весьма значительна», – комментирует Дмитрий Баранов. «Транспортная составляющая, если говорить о доставке потребителю, зависит от тех рынков, на которых происходит реализация. Она в цену цемента включается за пределами завода», – констатирует Сергей Лончаков.
Безусловно, влияют на себестоимость цемента и особенности его производства в России. В настоящий момент доля морально устаревшего мокрого способа выпуска продукта в России достигает 85,6%. С помощью модернизации индустрии цементники, конечно, смогут добиться большей эффективности в работе: «Новые технологии позволяют чувствительно снизить себестоимость. Кроме того, новые производства открываются ближе к потребителям, что позволяет снизить транспортную составляющую в себестоимости», – говорит Дмитрий Трофимов.
Однако есть сомнения в том, что при нынешней структуре цены на свой товар цементники смогут провести перевооружение производств в приемлемые сроки. Как ранее отмечали представители отрасли, если в структуре тарифов естественных монополий инвестиционная составляющая достигает 17%, то в цементной промышленности на нее отведено менее 2%.
К тому же, говорят производственники, в себестоимости цемента уже заложены серьезные траты на поддержание мощностей в работающем состоянии. По словам Лончакова, второй по значению фактор влияния на цену материала – это ремонты. «Ремонты достаточно сложные, так как условия работы жесткие – это высокие температуры, это большая аббразивность материала, поэтому ремонты абсолютно необходимы. Она дает порядка 10-12%», – утверждают специалисты.
Как бы то ни было, себестоимость цемента, невзирая на все свои колебания, остается головной болью исключительно цементников. По экспертным выкладкам, она не способна повлиять на смежные отрасли даже в случае увеличения на десятки процентов. В структуре себестоимости жилья данный стройматериал обычно занимает от 3 до 5%. «7% в среднем составляет стоимость процента в жилье, если на квадратный метр выводить», – приводит свои расчеты генеральный директор ООО «Кемеровогражданстрой» Сергей Паскидов и подчеркивает, что «какое либо подорожание на многое не влияет».
Как недавно констатировал первый вице-президент группы компаний ПИК, одного из ведущих игроков на рынке девелопмента, Артем Эйрамджанц, «если посмотреть на структуру себестоимости жилья, куда входят земля, обременения, выполнение технических условий, то получится, что в инвестиционной себестоимости на цемент, грубо говоря, приходится 3% от себестоимости». «Удорожание цемента не дает существенного роста себестоимости жилья как таковой», – пояснил тогда девелопер. Сергей Паскидов солидарен с этой точкой зрения. «Из-за небольшого процента составляющей цемента оно (подорожание цемента) резко не влияет на себестоимость строительства. Мы такой прямой зависимости не видим», – добавляет строитель.
Владимир Боков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко