-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 17.04.2012

Никас Сафронов в Кемерове

Альбом художника Николая (Никаса) Сафронова «Символизм – Simbolism»Передо мной великолепно изданный альбом столичного художника Николая (Никаса) Сафронова «Символизм – Simbolism», увидевший свет в 2011 году тиражом 3 000 экземпляров, приобретённый на недавней выставке работ знаменитого живописца в Кемерове.  Там же можно было стать обладателем ещё одного альбома с репродукциями сафроновских работ и книгу о его творчестве – ни в одном из кемеровских магазинов эти фолианты не появлялись.
 
Сафронов родился в апреле 1956 года в Ульяновске. Получил очень приличное базовое образование – окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Его звания, регалии и награды можно перечислять долго. Он постоянно выставляется в столице, где живёт, по всей стране и всему миру. Кое-кто, явно завидуя, называет Сафронова завзятым тусовщиком, намекая на его присутствие на многих статусных мероприятиях.  Он приобрёл довольно широкую известность и популярность. Ему  позировали десятки глав государств, имён прочих сильных мира сего, изображенных художником – легион. И сегодня многие богатые и известные лица стараются быть запечатленными для «вечности» именно у Никаса Сафронова. Кстати, он ни от кого не скрывает, что будет писать портрет нашего Губернатора Амана Тулеева.
Работая во многих странах, художник остается русским мастером. Он известен и как щедрый меценат. Его благотворительная деятельность базируется на высоких ценах сафроновских работ, но я не знаю другого мастера искусства в России, который бы, как Никас Сафронов, содержал несколько учебных заведений, отправлял, как он заявляет, 50% гонораров на помощь другим людям.
Художник привез в Кемерово более 150 полотен, по которым можно довольно ясно представить все основные направления его творчества. Очень интересно было послушать самого живописца живьём на открытии выставки, походить за ним от картины к картине вместе с несколькими высокопоставленными кемеровчанами, которым он разъяснял буквально в нескольких словах суть изображенного.
Для полноты представлений можно зайти на его персональный сайт в Интернете, который, если честно, в последнее время ведётся спустя рукава. Но там самое большое количество работ проходит по разделу, как и наш альбом, символизма. Это течение в искусстве зародилось в Париже в начале XX века, но, пожалуй, самым ярким представителем сюрреализма в живописи стал испанец Сальвадор Дали.
В одном из многочисленных интервью Сафронов сказал о сверхреализме – так переводится слово сюрреализм с французского: «Сюрреализм – понятие очень сложное. Он затрагивает подсознание, то есть то, чему до сих пор нет объяснения». – И рассуждает о сновидениях, инстинктах, своеобразном анализе ощущений, продолжая, – «…Кто-то этой манерой пытается просто противопоставить себя традициям, имеет желание шокировать публику, а кто-то, наоборот, пребывает в творческом поиске, пытается показать изнаночную сторону реализма или вообще стремится подняться над реализмом».
Сафронов, как сообщают СМИ, в основном, пишет ночами. В эти призрачные ночные часы бодрствующего человека с тонкой и ранимой нервной системой могут посещать самые причудливые видения, мечты, из подсознания выплывает самое невероятное. К примеру, великий писатель Габриэль Гарсиа Маркес видел в доме мертвецов и даже дьявола в окне, заглядывающего, узрел. А какие сказки и монструозные лики являлись Сальвадору Дали, то легко увидеть в его знаменитых картинах.
Влияние Дали и многих иных художников, перекличка с их творчеством Сафроновым даже не шифруется. Уже на верхнюю крышку переплета альбома вынесен лик гениального испанца с тростью в руке и волшебным головным убором в виде недостроенной Вавилонской башни, а, может быть, материализовавшейся мыслью. Справа внизу – Никас Сафронов собственной персоной в профиль. И всё это озаглавлено так: «Философское восприятие двух величин, не включая Вавилонскую башню». Вот когда рассматриваешь повторно, прочитывая название довольно свежего полотна – 2010 года, – тогда и включаются мысленные вопросы в работающем сером веществе.
Открываешь обложку и сразу же изображение женщины с четырьмя глазами (мне точно с таким количеством глаз виделась врач-анестезиолог после операции, когда отходил от наркоза, о чем я ей сказал, а она только смеялась в ответ) – это отсыл к ещё одному испанцу, Пабло Пикассо. Сафронов назвал работу «Неуловимая», она была, среди прочих, представлена на кемеровской выставке. Её оптический эффект удивителен, четырезрачковый взгляд потрошит ощущения и мозги зрителя. Удивительно и тревожно!
А ещё целая серия полотен с хрустальными прозрачными шарами. Это как мечты летучие, напоминающие легкого колобка из русской сказки, погибшего от столкновения с реальной действительностью. Иногда внутри прозрачного пузыря люди, а то ещё что-нибудь, но чаще в переливающемся, невесомом чуде пустота.
Сафронов легко, играючи откликается на историю живописи – опытный зритель увидит в его работах перекличку с самыми разными гениями разных эпох. Леонардо? Пожалуйста! Рафаэль? Конечно! Франческо Гварди? Здесь! И Питер Брейгель питает творчество, и Вермеер, и ещё десятки самых разных мастеров-живописцев.
Но Сафронов не подражатель, он лишь цитирует великих предшественников, основу имея только собственную. В этом смысле многие полотна у него, если использовать термины нового искусства, являются постмодернистскими. Когда бы этот объясняло полностью суть его творческого метода…
Итак, в основе сюрреалистического изображения всегда таинственное. Разгадка этой тайны за зрителем, каждым по-своему и наособицу. При этом можно вытянуть целые цепи, опираясь мысленно на изображенное плодовитым живописцем, опять-таки соединяя эти  звенья со своими зрительскими предпочтениями. Художник объясняется изображенным, создавая целые живописные циклы.
Словесные объяснения живописца – это, как сегодня говорят, его PR. Сафронов очень грамотно выстраивает и тактику Public relation, и стратегию, что для нынешнего успеха просто необходимо (на мой взгляд, не стоит лишь размениваться на тележвачку с желающими быть изнасилованными художником – это мажет грязью, но отчего-то Сафронов участвует в подобных телепередачах. Зачем?)
В будущем, как известно, работает только «гамбургский счет». Думаю, Никас Сафронов имеет все шансы остаться в истории живописи целым рядом своих произведений. У него есть бесспорные шедевры, в том числе и среди привезенных в наш областной центр картин. Что никоим образом не отменяет жесткой критики некоторых его полотен. Заимствования, когда они без удержу, могут запросто слипаться в эклектику. Примеров эклектических работ предостаточно и в рамках кемеровского вернисажа.
Некоторые полотна – это можно ощутить только один на один с ними – удивляют вылизанностью, но до чего же они холодные, не откликающиеся на чувства. Энергетика отсутствует, хотя профессиональных затрат, творческого «пота», как ясно видно, немало пролито. Может, подобный эффект от многочисленности работ, которые, как машина, одно за другим выпекает живописец.
Есть и то, что отвращает. Вот, например, картина, озаглавленная «Самурай». Все атрибуты японского воина на месте, лик – не тот. Жириновский?! Но ведь у самурая превыше жизни честь, как хорошо известно. Почему же именно этот политик (по его политической работе легко представить себе, насколько это грязное занятие) представлен бойцом «без страха и упрека»?.. Издержки ремесла? Или издержки коммерции?..
И все-таки такой выставки художника с всемирной известностью в Кемерове давно не было. Картины буквально требовали внимательного всматривания, трепетного и неторопливого, однако такое напряженное внимание в радость, когда  встречаешься с живописью настоящего мастера.
Несмотря на высказанные претензии, Никас Сафронов – большой художник. Он в возрасте расцвета для живописца. От него можно ждать новых достижений в постижении человеческого в человеке. В одном из интервью художник раскрылся: «Я люблю Россию. Моя родная земля дает мощный заряд энергии, позволяющей творить. Где бы я ни находился, и что бы ни делал, я делаю, опираясь на веру, историю, культуру и традиции своей страны. Я стопроцентно русский художник».
Отлично сказано!..
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко