-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 8 от 10.04.2012

Собака Баскервилей и подземный ужас

Исполнилось 110 лет повести Артура Конан Дойла «Собака Баскервилей».
 
Среди ее источников исследователи упоминают легенды о призрачных псах, которых немало ходило в графствах Норфолк и Девоншир. Кроме адской собаки, пугающий антураж повести создают мрачный Баскервиль-холл, зыбучая Гримпенская трясина и развалины поселка древних рудокопов посреди нее.
Отметим, что в холмсовском цикле немало упоминаний о горняках. Скажем, «Долина страха» изображает долину Вермисса в Аппалачских горах в США. Политическую власть в долине захватила масонская ложа, переродившаяся в мафиозное сообщество. Его промысел – рэкет, держащий население угольных городков под спудом кромешного ужаса. В рассказах о Холмсе мелькают также серебряные рудники в Неваде, меловые карьеры в Хоршэме, разработки сукновальной глины, «рудники в Ланкашире и Уэльсе», древние разработки олова, артезианские колодцы, «рудники в Канзасе», оловянные рудники в Редруте, а золотые прииски и рудники упоминаются несколько десятков раз. Среди объектов животного мира мы обнаружим еще парочку ужасных псов, несколько змей, несколько лошадей, а также гуся с драгоценной начинкою и ритуально сожженные кости белого петуха и черного козла. Отметим, что вся эта фауна фигурирует и в горняцком фольклоре и сказаниях о подземных царствах. Если говорить о собаках, достаточно упомянуть греческого трехглавого Кербера, сторожащего вход в Аид, и ужасных псов подземной колдуньи Гекаты. Но можно вспомнить и псов тибетских рудокопов, которые служили вьючными животными.
Словесность о подземных ужасах существует со времен египетской «Книги мертвых» и античных мистерий, участники которых добивались преодоления страха смерти путем нисхождения в подземные глубины. Другие важные источники – иудейская апокалиптика, сочинения гностиков и буддистов, китайская фантастика вроде «Путешествия на Запад», фольклор кельтов и германцев и, конечно, «Ад» Данте. А в Новое время особенно выделяется английская традиция, в лоне которой родился готический роман. С тех пор инициативу пытались перехватить французы (Нерваль, Гюисманс, «Отверженные» Гюго), австрийцы (Кафка, Мюзиль и особенно Майринк), американцы (от Говарда Лавкрафта до Стивена Кинга). Но англичане первенство не отдали никому. С одной стороны, Льюис Кэрролл задал традицию сказочной фантастики (Алиса попадает в волшебную страну, провалившись в глубокий колодец). С другой стороны, здесь первыми догадались скрестить литературу ужасов с индустриальным антуражем. Получилась «Машина времени» Уэллса: герой попадает в будущее и узнает, что человечество разделилось на два вида: элоев, хрупких аристократов, которые живут в роскошных садах в совершенной праздности и питаются плодами деревьев, – и морлоков, живущих под землей пролетариев, которые в безлунные ночи вылезают из своей преисподней и питаются нежными элоками1.
Что из этого получилось на советской почве, рассматривает Дмитрий Галковский:
«Возьмите западный фильм ужасов… и вы увидите, что, как правило, действие там происходит на металлургических заводах, в шахтах, подвалах, на стройках. То два супермена дерутся на мечах где-то в подземном гараже, круша вокруг машины и стены. То медленно опускают в доменную печь негодяя, и он корчится, обдаваемый адским пламенем. Или обнаженная женщина бежит по пустому шипящему и ухающему цеху, а за ней – поросший чешуей монстр с отвратительными крючьями. Действительно, может ли быть более сообразный фон для порносадистского действия, чем античеловеческие пейзажи литейных корпусов и циклопических карьеров? Но в СССР на фоне тех же декораций развертывается действие официальных агиток или сентиментальнейших утренников. Перепачканные мазутом мужики и бабы рассуждают о прелестях досрочного перевыполнения плана или о радостях семейной жизни… Советское кино – это фильм ужасов без ужаса, фильм садомазохистский, но абсолютно бесполый, без секса. Конечно, такие фильмы и способны в максимальной степени подавлять психику… Заставьте насильно посмотреть порнографический фильм. Это травма. А заставьте посмотреть порнографический фильм без порнографии. Вот два часа будут показывать разбросанные лифчики и трусы и говорить, что Ленин умеет летать. И заставляют 200 миллионов человек, заставляют десятилетия». Думаю, каждый, заставший советскую эпоху, ощущал, что живет не в фильме ужасов, а в драме абсурда.
Хочется процитировать также отрывок из Кати Метелицы. «Мой ночной кошмар даже пересказывать стыдно; я как Александра Епанчина у Достоевского – она видела настолько невинные сны, что даже ее маменька говорила «тьфу, право, как не интересно» и считала за это Александру коровой. Мне часто снится, что я в какой-то комнате без окон и дверей, типа землянки, совершенно одна, и мне нужно оттуда выбраться. Но там есть единственный вылаз, он высоко-высоко под потолком и такой узкий, что я в нем обязательно застряну… Любой фрейдист, конечно, будет толковать этот сон как память о родовой травме или что-то в этом роде. Но я боюсь, что все гораздо глупее. Потому что в моей землянке есть обстановка – по-викториански уютная, почти игрушечная, с узорчатыми обоями, с нарядной мебелью, с картинами в рамочках, и я совершенно уверена, что этот кошмар навеян не чем иным, как иллюстрациями художника Диодорова к книжке «Винни-Пух и все-все-все», которую мы читаем на ночь с моим младшим сыном; то есть мой кошмар – всего-навсего нора Кролика, в которой однажды застрял Винни-Пух, когда объелся и растолстел. Но это не мешает мне каждый раз просыпаться в холодном поту». Любой фрейдист, разумеется, скажет, что одно другому не мешает: сон может быть спровоцирован чтением на ночь, но перинатальные переживания тоже никуда не денутся, они, как хемингуэев праздник, всегда с тобой. Где-то в недрах абсурдного нонсенса непременно содержится кошмарный ужас; поэтому и смешно.
У Александра Гениса глубины подсознания тоже совпадают с земными недрами самым простодушным образом. «Путешествиям в подсознание меня научил лама Намкхай Норбу, вернее – его бруклинский ученик, психиатр Ник Леви… Доктор начал сеанс, уложив нас на узорчатые подушки. Потом он велел закрыть глаза и спускаться по воображаемым ступенькам, пока не начнется вымышленный лес. По нему следовало дойти до миражной речки, перебраться на другую сторону, залезть в несуществующую пещеру, чтобы найти в ней призрачный дар судьбы. Брезгливо проделав требуемое, я с удивлением обнаружил в пещере большой кусок угля. Он оттягивал даже воображаемые руки. «Антрацит, мудила», – добродушно подсказало подсознание, и я тут же вспомнил одноименный город в Донбассе. По случаю выходного все его жители гуляли в воскресных костюмах: бумажных тапочках и пиджаках, сшитых из черного сатина, что шел на трусы, называвшиеся «семейные». Выгодный наряд из магазина похоронных принадлежностей не предназначался к долгой носке, но город был небольшим, и ходить по нему, в общем-то, было некуда. Пропустив мой мемуар сквозь жернова гештальт-психологии и сито ночной йоги, Леви сказал, что уголь символизирует талант, который может разгореться под его руководством. Но я решил сэкономить, обойдясь без посторонней помощи».
Напоследок упомянем о Фобосе и Деймосе, то есть Страхе и Ужасе. В греческом мифе это сыновья бога войны Ареса, в астрономии – спутники планеты Марс. Между тем исследователи уверяют, что впервые эти образы встречаются в Чатал-Гююке – поселке древних металлургов в Малой Азии. Именно в этих местах в VII тысячелетии до н. э. впервые начали планомерную добычу руды и выплавку металлов. Вот с каких пор связаны ужасы и горняки.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко