-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 03.04.2012

Региональные заботы высшей школы

Наталья КАСАТКИНА, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника ВШ, академика МАПиСН, лауреата госпремии Правительства РФ, заведующую межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУСистема отечественного высшего образования который год уже проходит путь реформирования. Новые схемы рождают новые умонастроения, демографический «провал» толкает вузы к беспримерной «охоте за головами» абитуриентов, а те, в свою очередь, «голосуют ногами» за одни вузы против других. Помочь разобраться с тем, что происходит в вузовской среде Кузбасса, мы попросили Наталью КАСАТКИНУ, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника ВШ, академика МАПиСН, лауреата госпремии Правительства РФ, заведующую межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ.
 
– Наталья Эмильевна, говорят, что кузбасские вузы оказались сегодня не в чести у выпускников кузбасских школ, и чуть ли не половина их уезжает получать образование в столицы и соседние регионы. Так ли это?
– Сегодня из общего количества выпускников средних школ Кузбасса уезжает на учёбу в другие регионы порядка тридцати процентов. При этом надо сказать, что в Москву и Петербург едет не более одного процента. Разговор о том, как для «бедных сибирских школьников откроются двери в ведущие высшие учебные заведения наших столиц» так и остался пустым разговором, не получив никакого реального подкрепления. Каждый вуз в дополнение к результатам ЕГЭ ввёл дополнительные экзамены, чем тихо и мирно похоронили идею прихода в столицу «новых ломоносовых». Кроме того, повлиял на возможность учёбы в Москве и жилищный вопрос. Дело в том, что места в студенческих общежитиях там предусмотрены только для первого и пятого курсов, а потому в финансовом отношении нашим землякам там не выжить. Следовательно, учиться в Москве или Петербурге могут только дети из очень хорошо обеспеченных семей. А талантливые дети далеко не всегда вырастают именно в таких семьях… Поэтому в результате столичными студентами становятся только самые одарённые и талантливые – победители всероссийских олимпиад и конкурсов. Но и для них трудностей впереди хватает, поскольку они продолжают оставаться там «чужими». Гораздо проще таланту проявиться у себя на родине. Сегодня у нас открыто много новых специальностей, возможности у абитуриентов расширяются с каждым годом. Мы даём ребятам возможность учиться вблизи от дома. Но отток, к сожалению, продолжается. Среди соседних регионов, куда едут наши дети, на первом месте Томск, на втором – Новосибирск.
 
– Видимо, к этому есть причины?
– Причин несколько и они достаточно хорошо известны. Особенно понятна ситуация с Томском. Ведь если родители сами в прошлом учились там, – а когда-то именно томские вузы являлись альма-матер для целых поколений кузбасских специалистов, поскольку в Кемеровской области действовали лишь два учительских института, – то они мечтают, чтобы и дети повторили их путь. Ведь не едут же наши выпускники в Барнаул, хотя там есть специальности, отсутствующие у нас. Редко уезжают в Красноярск, а ведь там федеральный университет, который имеет такую учебную базу, которая нам и не снилась. А в Новосибирск едут, это тоже традиционно считается достойным выбором.
Вторая причина большого оттока молодёжи в томские вузы в том, что они ведут очень серьёзную агитационную работу в школах Кузбасса. Доходит до того, что они принимают на работу завучей наших школ, которые целенаправленно ориентируют школьников на отъезд. Мотивы томичей понятны: в вузах Томска самое большое количество бюджетных мест, и они используют все возможности для их заполнения. А лучшей и более близкой площадки, чем Кузбасс для них просто нет. Поэтому и механизмы для этого они используют самые разные – приемлемые и не очень. Например, в Кемерове работал филиал Томского университета. Причём, если по первому году там преподавали томичи, то уже со второго их сменили нашими же преподавателями. Был открыт филиал и в Прокопьевске, причём с физическим факультетом! Необходимая для этого материальная база не позволяла нам даже думать об этом, но томичей это не остановило. Учили студентов первые два курса, а потом – без предупреждения даже – перевели их на учёбу в Томск, закрыв прокопьевский филиал.

– Получается так, что томичи борются за абитуриентов, а мы нет. Неужели эта мысль не дошла ещё до руководства кемеровских вузов?
– Мысль то дошла, и вузы, безусловно, виноваты в такой пассивности. Они сами должны идти в школы и заниматься профориентацией. Мы сегодня упускаем ситуацию из-под контроля. Два года назад СибГИУ не набрал студентов на металлургический факультет. В результате количество бюджетных мест там сократили. КузГТУ не набрал химиков – результат тот же. КемГУКИ не набрал струнников, и теперь уже не сможет набирать их в дальнейшем – эти бюджетные места ушли. Та же история и в сельскохозяйственном институте. Только два кузбасских вуза сумели удержать бюджетные места, это КемГУ и медакадемия.
Понятно, могут быть объективные причины недобора, но чаще виноваты мы сами. Эта проблема является следствием нашей привычки: «к нам обязательно придут поступать». Начинают вспоминать былые конкурсы по четырнадцать человек на место и тешить себя надеждами. А они не сбудутся в ближайшие шесть-семь лет – период «демографического провала». Выход один – как можно активнее заниматься пропагандой учёбы в собственных вузах. Это необходимо, хотя стоит заметить и то, что делать это за ту нищенскую зарплату, которую получают преподаватели вузов, вряд ли возьмётся с энтузиазмом. А сегодня зарплата ассистента вузовской кафедры в три с лишним раза меньше средней зарплаты школьного учителя. Так по природе просто не должно быть!
 
– Когда говорят об обучении на платной и бесплатной основе, почему-то обходят вопрос о том, будет ли выпускник вуза – бюджетник – работать по данной ему за счёт государства специальности. Сегодня отчётливо прослеживается ситуация, когда многие студенты ещё при поступлении знают, что выбранная специальность никогда не станет рабочей. Что делать с этим?
– Мы абсолютно согласны с тем, что бюджетные места обязательно должны обязывать на работу в течение определённого количества лет по специальности. В ином случае выпускник должен вернуть государству деньги за обучение. Мы даже направили в министерство образования свои предложения по этому вопросу. Конечно, здесь есть и спорные моменты, особенно в области механизма реализации подобных норм. Вуз не может «навязать» выпущенного специалиста частному предприятию, оно само выбирает тех, кто нужен. Но ведь это относится по большей части таких специальностей как экономика, юриспруденция, менеджмент, где бюджетных мест минимум. А вот для «естественников» мы всегда найдём места для трудоустройства – нашим школам катастрофически не хватает педагогов.
 
– То есть, бесплатно должны учиться не те, кто имеет более высокий балл по результатам ЕГЭ, а тот, кто гарантированно останется в своей специальности?
– Я бы вообще предложила (и, кстати, в недавнем прошлом реально предлагала это Александру Михайловичу Филиппову, бывшему тогда министром образования России) реформировать систему высшего образования, взяв за основу французскую модель. Её называют ещё «французской трубой». Так вот, там каждый бакалавр (а бакалавром во Франции считается выпускник старших классов школы) имеет право свободно, без всяких экзаменов, поступить в университет по своей профильной специальности. Первый курс обучения там сугубо лекционный. Весь год студентам начитывают (в огромных аудиториях на 600-700 человек) лекции, предоставляя возможность самостоятельно усваивать материал. А вот для перехода на второй курс каждый должен выдержать очень сложные экзамены. В результате происходит отсев более чем пятидесяти процентов. Зато это ребята, которые могут и хотят учиться в высшей школе.
 
– Не так давно для граждан нашей страны выяснилось, что образование – это услуга. Но если для того, кто это образование получает, вопрос с качеством данного ему образования более-менее понятен, то для будущего работодателя выпущенного вузом специалиста ситуация не так проста. Скажите, как сделать образование наиболее соответствующим реалиям времени и востребованным на практике?
– Здесь надо разделять ситуации. Классическому вузу проще. Качество преподавания базовых предметов здесь всегда позволит выпускнику быть на пике науки. Надо лишь понимать, кому впоследствии следует заниматься непосредственно наукой, а кому идти в сферу образования. От некоторых выпускников надо «спасать» школу, а некоторых «спасать» от школы. Но если молодой выпускник университета сознательно пошёл в школу и выдержал там период становления в 3-4 года, он станет блестящим учителем. И я уверена, что преподавать сегодня в старших классах профильной школы должны только выпускники университета, и лучше, если молодые.
С техническим образованием сложнее и хуже. Их беды происходят от царившего до конца семидесятых годов запрета совмещать образование с производством. Вузовский специалист не мог консультировать ведение работ на шахте, а опытный инженер-практик с той же шахты не имел права учить студентов в вузе. И преподавателями технических вузов становились его вчерашние выпускники, никогда не работавшие на производстве и имеющие представление о нём как из кино. Соответственно, они могли учить лишь теории и той теории, которой когда-то учили их самих. Теперь эта ситуация меняется, к преподаванию привлекают специалистов-производственников. Это единственный и естественный выход: надо, чтобы преподаватели вузов, хотя бы в небольших объёмах, продолжали работать на производстве. И тогда вопросы «чему учить в вузе» просто не будут возникать. Потому что человек, владеющий профессией, научит ей и своих студентов. И это правило касается не только техников, но и экономистов, юристов, управленцев-менеджеров. Сегодня это главное.
Беседовал Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко