-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ
[18 апреля] МегаФон включил 4G на Глубокинском водопаде
[17 апреля] Виртуальный помощник Елена приблизилась к человеческим способностям
[17 апреля] УК «Кузбассразрезуголь» подтвердила соответствие требованиям международного стандарта энергоменеджмента


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 21.02.2012

Детсад: попытки ответов на вызовы времени

 
Переход на новые стандарты образования продолжает волновать общество. И хотя понятно, что отдельные вопросы специально оттачиваются до немыслимой уже «остроты» и «сливаются» через многочисленные СМИ в общество – в сугубо популистских целях наиболее одиозными политиками, реальные проблемы мало уменьшаются. На практике мы видим, что новое время чуть ли не поминутно посылает системе образования всё новые и новые вызовы. Есть ли на них адекватные ответы, попытались понять участники прошедшего 14-17 февраля в Кемерове Кузбасского образовательного форума-2012.
 
В детский сад с учебником?
С некоторых пор детские учреждения изменили подход к любимой поре в жизни наших детей – периоду «золотого» детсадовского детства. Система детских садов, издавна воспринимавшаяся как система детского дошкольного воспитания, вдруг стала относиться к детскому дошкольному образованию. Но самое интересное в этой метаморфозе то, что практически никому такая перемена не показалась странной: родители сами давно привыкли к тому, что «детский сад готовит ребёнка к школе». Более того, именно об этом они и заботятся, когда их ребёнок находится на пороге школы.
Сразу следует пояснить, что на самом деле, несмотря на то, что начальная школа сегодня уже переходит на новые стандарты второго поколения, в дошкольной фазе этому процессу пока не было дано старта. Причины понятны – в наших условиях охватить системой «детского дошкольного образования» всех наших детей сегодня просто невозможно. Во-первых, потому, что этого чисто физически не позволяет количество детских учебных учреждений. А, во-вторых, для исполнения такого революционного решения никто ещё не удосужился начать подготовку соответствующих кадров. Имеющиеся воспитатели детских садов не готовы к таким радикальным переменам. Против того, чтобы запустить в детсады учителей начальной школы, категорически возражает само педагогическое сообщество. Остаётся ждать той поры, когда педагогические колледжи и академии начнут выпуск педагогов нового типа, ориентированных именно на работу в системе детского дошкольного образования.
Тогда-то всё и состоится, и – с распространением новых стандартов на дошкольные учреждения – детский сад будет уже обязан «учить» своих воспитанников, а его «выпускники» должны будут владеть навыками чтения, счёта и письма. Пока же соблюдается своеобразный компромисс: детсад воспитывает, но одновременно – под давлением родителей – и учит, или – готовит к «поступлению в школу».
 
Взгляды с высоты стандартов
На Кузбасском образовательном форуме-2012 в рамках семинаров, «круглых» столов и мастер-классов было высказано немало точек зрения на то, как процессы реформирования и перехода к новым стандартам идут сейчас в школе.
О том, что Минобразования и учительское сообщество давно «занимают окопы» на противоположных позициях, общеизвестно. Самым же счастливым для школы, по мнению Натальи Касаткиной, заведующей межвузовской кафедрой общей и вузовской педагогики КемГУ, доктора педагогических наук, профессора, был период девяностых годов: «Это было время, когда министерству было не до учителей, что давало возможность открывать новые лицеи и гимназии и создавать неповторимые учебные курсы по своему усмотрению. К 1998-му году стали появляться рамки, а если говорить об идущем сейчас реформировании, то стандарты третьего поколения сводят на нет всё творчество».
Сугубо профессиональных вопросов по поводу перехода к новым стандартам, на которых, естественно, и заостряли своё внимание участники форума, было высказано немало. От того, где и как готовить учителей-специалистов по естествознанию и обществознанию и как использовать выделяемые новыми стандартами еженедельные 10 часов, предусмотренные на внеурочное время до задач перехода в рамках новых стандартов от знаний, умений и навыков к компетенциям. Одной из важнейших тем – разделению результатов образовательной деятельности на предметные, метапредметные и личностные – был посвящён отдельный семинар форума.
По мнению известного кемеровского педагога, директора ОК «Гимназия № 42», кандидата педагогических наук Вячеслава Лозинга именно добавление личностных и метапредметных результатов принципиально отличают нынешний подход к школьному образованию (интервью с В.Р. Лозингом – на стр. 9). Но если личностные результаты не проверяемы впрямую, то определённые механизмы проверки метапредметных результатов всё-таки есть, их придумала сама школа.
 
О проблемах «метапредметности»
По определению под метапредметными результатами образовательной деятельности подразумевают «умения, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». Иначе говоря, это способность понимать задачу и, на основании уже усвоенных жизненных алгоритмов, пользуясь верными логическими построениями, находить для этой задачи решение.
Вырабатывать метапредметные умения современная педагогика рекомендует через универсальные учебные действия, которые являются своеобразным «строительным материалом» для умений. Формировать метапредметные навыки, разумеется, рекомендовано в процессе обучения предметным знаниям. Хотя стандарт наверняка потребует отчитываться по двум видам работ отдельно…
Заведующий кафедрой естественно-научных и математических дисциплин КРИПКиПРО, доктор педагогических наук, доцент Олег Петунин так оценивает основные проблемы, с которыми уже сегодня сталкиваются педагоги, «раздваиваясь» между обеспечением должных предметного и метапредметного уровней:
– Проблемы связаны в первую очередь, с теми огромными объёмами информации, заложенной в школьных программах. Учитель поставлен в жёсткие рамки выполнения программы, а это выливается в то, что на каждом уроке изучают новый материал, который нужно выдать, рассмотреть и закрепить. Поэтому уделять при этом внимание вовлечению школьников в деятельность просто не остаётся времени. С начала 1970-х годов, когда в нашу школу пришла «фундаментальность», а описательный характер исчез из учебников, всё и случилось. В пятый класс сегодня приходят дети с достаточно сложившимися метапредметными навыками. Но тут их начинают загружать формализованными темами и обобщёнными моделями, а они сложны и не интересны ребятам. Дополнительные возрастные проблемы психологического характера это усугубляют. Но именно этот период – с 5 по 9 класс – наиболее важен для формирования метапредметных результатов, ведь дальше сейчас – только подготовка к ЕГЭ…
Вывод о том, что главной бедой современной школы (в роли подготовки абитуриентов для школы высшей) становится разрыв формы и содержания, вполне заслуживает внимания. Ситуация при которой внедрение новых педагогических стандартов и методик не касается самого образовательного контента, не может быть нормальной. Возможно, именно это и есть очередной «вызов времени», ответ на который ещё впереди, и возможно, ответ весьма радикальный.
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса
[18 апреля] Бывших руководителей кемеровского «Жилкомцентра» осудили за взятки
[18 апреля] Компания MST начала строительство завода сухих строительных смесей в Кемерове

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко