-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 07.02.2012

Есть ли спасение?..

 
Роман Михаила Шишкина «Письмовник»
 
Роман Михаила Шишкина «Письмовник» по итогам 2011  года был признан победителем в конкурсе одной из самых престижных в России национальной литературной премии «Большая книга».
 
Премиальное денежное содержание «Большой книги» самое весомое в России – Шишкин получил 3 млн рублей. А ещё и «премия зрительских симпатий» по результатам голосования в Интернете присуждена писателю за эту книгу.
В «Письмовнике» использован некогда популярный сюжетный прием – действие развивается в переписке двух персонажей, чаще всего влюбленных. Этот полузабытый литературный ход блестяще реализован нашим автором прозрачного романа с лёгким духом постмодернизма.
Два юных соседа по дачам по уши, до дрожи влюбляются друг в друга – это в полной мере отражается в первых письмах. После чего мастер постмодернистского дискурса, Михаил Шишкин разводит героев не только по разным континентам, но и по времени. «Он» – всего лишь писарь при русской военной части на совсем забытой интернациональной войне в Китае на рубеже XIX и XX веков. «Она», судя по эпистолярным откровениям, обитает в совсем недавнем прошлом нашей страны.
Итак, первая авторская мысль – время обратимо, дискретно, может замедляться или убыстряться, перескакивать в будущее или в прошлое. Времени вообще нет, как чёткой физической категории, если руководствоваться этими писательскими посылами. Только поэтому влюбленные должны, просто обязаны были встретиться, если бы на героя не пришла похоронка – из прошлого в будущее. А героиня не останавливается в складывании слов, продолжает слать вести своему любимому (удивительно, но она рассказывает, в числе прочего, о встречах с другими мужчинами и, о, ужас для пуристов, даже о сексуальных отношениях). Послания теперь уже на тот свет? Ну а куда же ещё?..
«Она» по имени Сашенька – поэтическая натура, с регулярными выходами мыслей на философские обобщения. Это она утверждает: «Все на свете зарифмовано со всем на свете. Эти рифмы связывают мир, сбивают его, как гвозди, загнанные по шляпки, чтобы не рассыпался». «Он» по имени Володенька – более историчен, ищет смыслы в абсурде истории в условиях никак не приспособленных для нахождения смыслов: вокруг него война, с кровью, гноем, убийствами, грабежами и поджогами.
Сашенька – «жадная счастья», любви. Любовь в письмах трепетная, грешная, платоническая и телесная – всё переплелось в узлах слов.
Потому-то любовь во всех её преломлениях – следующий сверкающий утес романа, возводимый и осмысливаемый двумя влюбленными.
Ловил себя неоднократно, что в романе переписываются разные влюбленные, только с именами одинаковыми, нюансы врываются в их писания, отличающиеся кардинально, которые не могут принадлежать только двум, – их больше. Значит, любовь многих, а, может, всех влюбленных землян явлена в письмах «Письмовника»?..
А ещё писатель словами персонажей со всех сторон разглядывает вопрос и ответы о счастье, которые рано или поздно возникают перед каждым человеком разумным. «Для счастья нужны свидетели». – Так сказано в романе.
Но и смысл жизни – в чём он? Герои постоянно заняты поисками линии судьбы и смысла жизни: «Судьба лишь пугает, но сохранит и защитит от настоящей беды».
А потом демиург по фамилии Шишкин вдруг начинает мять слова разных эпох, словно мягкую глину смешивать: и потекло, потекло привычное время-мироздание, где нету «сейчас», а есть «вчера и завтра» сразу в одном флаконе. «Мир – это огромное живое существо, а мы живем в его чреве, подобно червям, живущим в нашем чреве». Такая вот куколка-матрица шевелится. И продолжение вновь о счастье: «Но только счастлив ли червь – неизвестно, а человек рождается, живет и умирает счастливым, только все время забывает об этом». И вся эта потеха с намеками и отсылками на переполненный кладезь мировой литературы; кого только тут не отыщете из писателей знаемых и вовсе не ведомых – Чехов и поэты-песенники, Лев Толстой и прочие Толстые, Набоков, Ильф с неразлучным Петровым и притулившийся в сторонке Константин Симонов, стихотворец Илья Эренбург, а тут и Иличевский, и кого только не встретишь в растекающемся кипящем цитатном масле на сковородке повествования. Все рифмуется, все обратимо, все во всем. «Ведь свет – это левая рука тьмы, а тьма - правая рука света», - говорится в «Письмовнике», где на каждый тезис легко отыскать антитезис.
И тогда понятно, что друг и враг – одно и то же, и ты, сам, друг кому-то и враг – другому.   
А «Письмовник» – это вообще-то книжечка такая у полкового писаря, чтобы на все случаи жизни образцы писем и депеш всегда под рукой.
И опять мучительный вопрос о времени. Вот героиня пишет-размышляет: «Мысли бегают по времени, как по траве. Время не растет ровно – в нем бывают залысины». По таким залысинам и любит путешествовать писатель Шишкин, поднося поближе к глазам мозаичные кусочки жизни и интеллигентские рефлексии, в этом «захватывании» являя русский язык – пластичный, многоцветный, светящийся каким-то нимбовым светом, наполненный драгоценной холодной влагой до краев, словно цинковое ведро всклень. Удивительно, но «несуществующие слова – настоящие», так в романе и явлено во всем богатстве русской речи. «Пишу – живу». «…Открылась сила слова». А как пахнуло французом Сартром, когда прозвучало в одном из писем: «…Слова – это мое тело, когда меня нет». А вот еще: «…Написанное мной – это самая важная, самая главная часть меня». – Это уже писатель заклинает вечность. Ещё и выражений, претендующих на звание афоризмов, Шишкиным понатыкано в тексте столько, что успевай вчитываться, наслаждаясь русскоязычной мощью.  
Русский человек, рефлексируя, никогда не обойдет тему противостояния жизни и смерти. Вот героиня, с подачи автора пишет любимому: «…Все великие книги… на самом деле о смерти». Но жизнь и смерть – одно и то же, говорится в «Письмовнике». Как много пришлось Володеньке увидеть смертей на войне, убийств изощренных, обыденных и милосердных. Как мучительно он пытается открыть эту вечную тайну ухода в мир иной себе самому и далекой любимой и любящей.
А ещё – любовь и ненависть. Здесь же родительские чувства и изменения в чувствах их детей к ним в зависимости от времени. Как широк плуг, которым вспахивает реальность и подсознательное писатель, названный одним из его критиков «близким к гениальности»! Как глубоко пашет!
Каждый волен для себя сделать собственные выводы из прочитанного, но отчего-то крепнет уверенность, что автор вплотную подводит читателя к следующей парадоксальной с сумасшедшинкой  формуле всего сущего:
«Жизнь = смерть = ничто = всё».
Никому не навязываю такой вывод. Это моё и только моё  личное понимание «Письмовника».
А спасение в единственном – в любви!
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко