-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 2 от 07.02.2012

Высшая школа в условиях рынка

 Ирина Свиридова, ректор Кемеровского государственного университета (КемГУ)
Владимир Юстратов, ректор КемТИПП
 Юрий Клещевский, ректор Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ)
Ирина Пилко, и.о. проректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ)
 Ирина Свиридова:
«Каждый вуз заинтересован в том, чтобы его выпускники были конкурентоспособны на рынке труда»
 Владимир Юстратов:
«Одна из наших главных задач – удовлетворять потребности государства и бизнеса в специалистах»
 Юрий Клещевский:
«Рынку труда нужны только высококвалифицированные специалисты, обладающие професси-ональными компетенциями»
 Ирина Пилко:
«Институт распределения давно отменён, и мы не можем заставить выпускника идти туда, куда бы нам хотелось»
 
Завершается реформирование отечественного высшего образования. И хотя споры по поводу перехода его к двухуровневой системе ещё продолжаются, появляются и новые вопросы. Сегодня многих на рынке труда волнуют сугубо профессиональные аспекты реформы. В частности, что предусмотрено для того, чтобы и направления подготовки специалистов, и её уровень максимально соответствовали требованиям работодателей и обеспечивали реальную конкурентоспособность молодого специалиста? Помочь разобраться в этом мы попросили руководителей ведущих вузов Кузбасса.
 
Кто укажет ориентир
Главной задачей современного вуза является предоставление образовательных услуг. Кто же в первую очередь должен определять необходимые их направления и качество – сам вуз, студент-пользователь услуги или какой-то сторонний заказчик? Ректор Кемеровского государственного университета (КемГУ) Ирина Свиридова уверена, что интересы вуза в подготовке специалистов непременно должны совпадать с потребностями современного рынка.
– Каждый вуз заинтересован в том, чтобы его выпускники были конкурентоспособны на рынке труда. Соответственно при формировании направлений подготовки, открытии новых направлений и специальностей, университет, прежде всего, ориентируется на реальную потребность, специфику и перспективы развития региональной экономики. С этой целью корректируются образовательные программы, формируются базы практики студентов, максимально учитываются пожелания и новейшие требования бизнеса к уровню подготовки молодых специалистов.
В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности (КемТИПП) рассматривают представителей рынка труда – предприятия, работать на которых завтра предстоит выпускникам – как потенциальных партнёров вуза. Это – одна из ключевых позиций ректора КемТИППа Владимира Юстратова.
– Одна из наших главных задач, как государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – удовлетворять потребности государства и бизнеса в специалистах. Конечно, одним из показателей идеальной модели высшего образования будет система стопроцентного трудоустройства наших выпускников по специальностям. Поэтому интерес наш выражается в изучении требований рынка труда, в анализе технического, экономического и человеческого факторов предприятий-партнёров.
Расставляя приоритеты в задачах, стоящих перед вузом, ректор Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) Юрий Клещевский наряду с качеством образования выделяет системный уровень подготовки специалистов.
– Интерес нашего института, в первую очередь, выражается в качественной подготовке специалистов для торгово-экономической сферы, способных созидать экономику, основанную на знаниях, а также эффективно функционировать в изменяющихся условиях внешней среды. Мы стремимся удовлетворить потребности компаний и организаций, обучая студентов, как по заказу государства, так и по заказам работодателей. Безусловно, наш приоритет – качество образования, поскольку рынку труда нужны только высококвалифицированные специалисты, обладающие профессиональными компетенциями. Не просто бухгалтеры, а бухгалтеры с системным мышлением, умеющие анализировать, владеющие международными стандартами учета.
Ориентация на современный рынок понятна, однако возникает вопрос – а что именно заставляет вуз реально отслеживать его потребности, и есть ли какой-то механизм, обеспечивающий заинтересованность образовательного учреждения выпускать именно таких специалистов, которые нужны потенциальным «заказчикам»? Отвечая на этот вопрос, и.о. проректора Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) Ирина Пилко выделила два фактора, обеспечивающего «механизм заинтересованности».
– С одной стороны нашу заинтересованность обеспечивает такой формальный показатель, как процент трудоустройства выпускников по специальности. Конечно, институт распределения давно отменён, и мы не можем заставить выпускника идти туда, куда бы нам хотелось. Тем не менее, от нас требуют выполнения норматива, и это является одним из важнейших аккредитационных показателей для вуза. Второй момент иной – он чисто психологический. Согласитесь, невозможно учить студентов, не задавая себе вопроса – для кого же мы вас готовили? И если видишь, что результат твоего труда идёт просто в воздух, то перестаёшь чувствовать себя профессионалом.
 
По заказу большого и малого бизнеса
В последние годы вузами уже хорошо отработаны механизмы обучения целевых групп студентов. Обычно такие наборы – с учётом определенных требований к подготовке специалистов – проводятся по заказу крупных промышленных предприятий и холдингов. Ход образовательного процесса при этом могут контролироваться заказчиком практически непрерывно, а его результаты, как правило, оцениваются положительно. Интересный опыт продуктивного сотрудничества с бизнесом накоплен как в КузГТУ, так и Кем ГУ.
Но если отслеживать потребности и правильно определять спрос на специалистов для крупных предприятий и организаций, то, как подходить к организации подготовки специалистов для разрозненных предприятий малого бизнеса? Тем более что этот сектор – по планам руководства страны – должен занять в экономике РФ в ближайшие годы до 60% по объемам ВВП? На подходы к решению этой проблемы существуют разные взгляды
– Я думаю, что залог успеха в подготовке специалистов для разрозненных предприятий малого бизнеса заключается в системе, которая включает в себя цивилизованные способы подбора, оценки и развития персонала со стороны предприятий и воспитание конкурентных специалистов со стороны вуза, – говорит Владимир Юстратов. – При наличии такой системы мы могли бы удовлетворять потребности в персонале и малый бизнес, и крупный промышленный сектора одновременно. Сегодня, чтобы быть конкурентным, просто необходимо формализовать процессы, при таких условиях мы можем оперативно реагировать на рабочие задачи и малого бизнеса, и отрасли в целом. Мы отлично знаем, каких специалистов хочет видеть у себя на предприятии топ-менеджер крупного холдинга или индивидуальный предприниматель с численностью штата 10 человек: они хотят нанимать управляемых людей, с развитыми деловыми навыками, понимающих свои сильные и слабые стороны, способных развиваться вместе с предприятием.
– Начнём с того, что в отличие от крупного и среднего бизнеса у предприятий малого бизнеса есть свои специфические особенности, – говорит Ирина Свиридова. К числу таковых можно отнести: практику совмещения одним работником нескольких производственных функций, требующих разной профессиональной подготовки; нацеленность на получение от работника быстрых, конкретных и практических результатов. При этом надо понимать, что у малых предприятий в большинстве своём нет средств на оплату обучения или повышение квалификации своих сотрудников. Хотя эти работники чаще других нуждаются в переподготовке или повышении квалификации в силу частого изменения содержания деятельности предприятий. К сожалению, действующие программы по поддержке малых предприятий в основном направлены на открытие собственного дела, а не на сопровождение их деятельности. Если мы хотим иметь цивилизованный рынок в малом бизнесе, то без системной работы по повышению квалификации, переподготовке сотрудников никак не обойтись. Считаю, что должны быть какие-то программы по стимулированию такой работы.
– Малые и средние предприятия так же, как и крупные, осуществляют целевую подготовку, – утверждает Юрий Клещевский. – Но число этих заказов относительно невелико. Наш опыт показывает, что наилучший вариант получить специалистов для предприятий малого и среднего бизнеса – это обучение в системе дополнительного профессионального образования. Это выгодно, прежде всего, для самого работодателя. Он может подготовить специалиста из числа своих сотрудников, знакомых или пригласить из центра занятости населения. Кроме того, работодатель в этом случае получает специалиста с неким жизненным опытом.
 
Успешная модель для рынка
Как же, с точки зрения руководства высших учебных заведений, может выглядеть современная «идеальная модель» подготовки востребованных специалистов для бизнеса? Такая, которая обеспечивала бы соответствие выпускников – быстро меняющимся требованиям к ним со стороны работодателей?
– Мне кажется, что требования работодателей назвать «быстроменяющимися» уже нельзя, – считает Владимир Юстратов. – Большая часть бизнеса в нашем регионе и в стране занимает свои ниши давно и одна из их главных стратегий – это удержание позиций в разных условиях. Поэтому требования работодателей по-прежнему нацелены на приём квалифицированных специалистов, это формальное требование к должности. Кроме этого, у руководителей есть и пожелания к выпускникам – это способность работать в команде и способность поддерживать стратегию развития предприятия.
В КузГТУ считают, что будущее высшего специального образования связано с развитием модульного подхода к обучению. Проректор Кузбасского государственного технического университета Андрей Кречетов видит это так.
– Прежде всего, необходимо изучение приоритетов работодателей разных секторов экономики, с тем чтобы решить целый ряд остро стоящих экономических проблем. Высшее образование, даже в тех сегментах, которые ранее его не требовали, должно быть подкреплено дополнительным образованием, направленным на углубление или специализацию знаний и умений. Процесс обучения, основанный на компетенциях, должен быть в высшей степени мобильным, не формализованным, а реализация его в виде модульных программ может стать наиболее эффективной. Разработка модульных программ начинается с установлением требований работодателей к стандартам деятельности в рамках конкретной профессиональной области или профессии. А так как отрасли развиваются значительно быстрее, чем обновляются профессиональные стандарты, необходимо проводить анализ потребности в умениях для выявления реальных и перспективных требований отрасли к различным категориям работников.
В КемГУКИ сейчас идёт непосредственная работа по формированию стратегии взаимодействия с потенциальным работодателем. В конце прошлой недели здесь прошла научно-методическая конференция «Образовательные стандарты третьего поколения: механизмы реализации, модели внедрения в гуманитарное и художественное образование». В постановке её проблематики рассматривались такие вопросы каккомпетентностные модели бакалавров, специалистов, магистров: концептуальная состоятельность, адекватность требованиям времени практики» и «Практико-ориентированный характер обучения».
– Мы понимаем, несмотря на постоянное общение с работодателями, наши отношения пока ещё что остаются эпизодическими, и это надо как можно быстрее менять, – говорит Ирина Пилко. – Да, работодатель уже выступает как эксперт результатов нашей работы, непременным условием является его членство в государственной аттестационной комиссии. Теперь необходимо переходить и к тому, чтобы некий союз работодателей приступил и к формированию профессиональных стандартов – для этого у нас уже разработаны соответствующие методики с проектами компетентностных моделей и градацией оценки специалистов. Мы уверены, что такой подход максимально повысит спрос на наших выпускников.
– Понятно, что «идеальную модель» создать сложно, – считает Юрий Клещевский, – но мы стремимся построить учебный процесс так, чтобы наши выпускники обладали теми знаниями, которые соответствуют требованиям времени. Новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования позволяют вузу за счёт вариативной части учебных планов устанавливать дисциплины, запрашиваемые рынком труда.
«Идеальная модель» – договор с конкретным работодателем, где прописываются требования к специалисту со стороны работодателя, к его компетенциям. На основании договора вузом корректируется программа подготовки. Следующим шагом для согласования возможностей вуза и потребностей работодателей должно стать принятие профессиональных стандартов. Это позволит готовить специалистов в соответствии с теми требованиями, которые устанавливает как государство, так и профессиональное сообщество.
Сергей Волков
 

 


Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко