-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 1 от 24.01.2012

Гордое звание – Предприниматель

 
Виктор Арнаутов, роман «Предприниматель»
Кемеровский писатель Виктор Арнаутов выпустил роман с очень современным названием: «Предприниматель».
 
В основу произведения положен реальный человек, получивший под писательским воображением имя и фамилию Велимира Бортникова – новый российский предприниматель, занимающийся мелким и средним бизнесом.
Герою повезло чрезвычайно, он оказался в своё время именно на том месте, где и требовалось: друзья-знакомые заметили и сагитировали, затащили на заре перестройки (когда стало можно) в НТТМ – были такие непонятные с неясными полномочиями структуры, которые плодил доблестный комсомол, когда понадобилось пробивать косность социалистической экономики.
Я не знаю подобных по-настоящему полнокровных персонажей в российской литературе. Нет, олигархов и прочих «купи-продай» писатели наплодили гору, но это всё, как правило, нереальные, не от мира сего люди, да и нечестные они по натуре своей, злодеи, воры, убийцы – таковы литштампы, на ура воспринимаемые обывателем.
Бортников – другой. Он выстрадал свой бизнес с копейки и рубля, человек сомневающийся, думающий, ищущий и находящий там, где другие могут узреть только мусор. Да и его ощущение себя свободным человеком – это внутри человека, но насколько он ведёт себя увереннее, обладая этим качеством, которому можно по-хорошему позавидовать.
Арнаутов – первопроходец. До него, пожалуй, никто не поднял тему предпринимательства в литературе так, как это сделал наш кузбасский автор. Писатель, как представляется, вспахал литературную целину – честь ему за это и хвала, показав, (используем соцреалистические штампы) «героя капиталистического труда».
Автор «Предпринимателя» буквально принудил меня сделать личное открытие в теории предпринимательства: сформулировать квантовую теорию бизнеса. Она означает очень простое явление – у настоящего предпринимателя мозги настроены на прием слабых волн, излучаемых вещами и продуктами природы и не ощущаемых другими людьми. Вещи и природные вещества излучают квантовые волны – этого никто отрицать не будет, но вот с этими излучениями они несут информацию, в числе прочего, и о своих рыночных возможностях.
Настоящий предприниматель – редкая профессия, это талант, прежде всего. Его мозги настроены на приём вышеназванных волн, но волны ощущают многие, а у таких, как наш герой, волновые излучения накладываются на излучения мозговые, и происходит резонанс. Как сказано в романе: «…Ноль – в самом зарождении идеи. Потом подъём, разжигание себя до самовоспламенения, до маниакальной болезни; не получается, а надо – хоть тресни, хоть наизнанку вывернись, а добейся своего! Препоны, запреты, маневры с обходами указов и лавин подзаконных актов… А впереди – цель! И пока видна эта цель – всё в гору, в гору, в гору, на пределе своих сил и возможностей, как покоритель вершин, одерживающий победу над самим собою. Вскарабкался, осмотрелся, отдышался, испытал миг блаженства – и уже не важно: какими жизненными силами, изобретательством, нестандартными ходами и денежными затратами….»
Вот, например, наш герой «в заграницах» случайно узнает, что там вместо ёлочек выращивают на плантациях пихты из семян, получаемых с Кавказа. Бортников зарывается в справочники и выясняет, что кавказская пихта отличается от сибирской, семена низкого качества откуда-то с Кавказа текут в Европу, но по уменьшающейся. Цепь в «сером веществе» замыкается: а не попробовать ли поставлять за рубеж эти самые семена, покупая там, на выручку те же компьютеры.
Трезвый критик сказу бы сказал: ну сколько там можно заработать на этих семенах? Наш герой прикидывает, да, не так  много, но овчинка стоит выделки. Он едет на Кавказ, всё, в конце концов, связывается; из Сибири направляются заготовители пихтовых шишек, семенной материал извлекается и доводится до качественной кондиции – есть небольшая предпринимательская поляна, приносящая то, ради чего затеваются все дела в экономике, – прибыль.
Вообще-то совсем не случайно Бортников, занимаясь на заре своей предпринимательской карьеры в науке, совершенствует физический эффект «бегущей волны». В его воображении тоже бежит волна, рождая новые виды бизнеса.
Считаю, что Арнаутов написал «производственный роман» – новый по содержанию, по теме. И положительный герой в наличии – вот он, сибиряк Велимир Бортников. Однако с формой автор немного подкачал, о чём ещё скажем ниже. А роман «Предприниматель» вполне можно вслед за молодыми российскими литкритиками числить по разряду «нового реализма», почему нет?
У множества, кинувшихся в рынок, по-разному происходило врастание в бизнес: как правило, подгребали под себя государственное, общественное, прикарманивали чужое, отнимали у более удачливых – мало ли мы знаем историй рейдерских захватов…  У Арнаутова герой всякий раз созидает своё, выстраданное с нуля, придуманное на сто процентов самим.
Поехали на рыбалку с иностранцем и случайно узнали, что наш мормыш, который припасли для прикорма и наживки, в Европах называется как-то непонятно по-латински, но это тот же самый мормыш. А почему бы не попытаться построить цепочку: мы вам этот самый рыбий корм, вы нам денежку, на которую мы опять-таки закупим и привезем на российский рынок нужный дефицит. И ведь довел идею до осуществления.
Или вот ещё пример; кто, узрев шприц, брошенный наркоманами, может родить одно из направлений малого бизнеса – сбор этих отработанных инструментов по больницам, разборка на элементы и сдача в виде вторсырья как пластмассы и нержавейки. Ведь всего-то несчастные граммы, складывающиеся в килограммы, а двум людям дал работу в 90-е, когда свирепствовала безработица, себе кое-что оставалось, да и решил проблему, у которой есть, в числе прочих, и экологическая составляющая. Птичка по зёрнышку клюёт…
И это далеко не все истории, поведанные нам писателем, вслед за героем. А ещё и предпринимательская философия Бортникова, которая представляет немалый интерес, так как выходит на злободневную тему честности и бизнеса!? Ещё и натуральные продукты производит, которые можно использовать для укрепления здоровья и продления жизни!? Всё это и многое иное, в большей или меньшей степени берёт в плен читателя по мере погружения в предпринимательские глубины Велимира Бортникова.
Мне в свое время довелось поработать на одного из «новых русских» в течение нескольких лет, потому знаю не понаслышке проблематику, которая стояла перед новым классом предпринимателей в период их зарождения и становления. И закон приходилось всем им нарушать, иначе ничего бы не сдвинулось. Бортников тоже нарушает, по мелочам, но приходится это делать. Однако одни обходили правовые преграды по необходимости, другие с радостью опускались в криминал. И наезды ушлых людей  переносили (не все, между прочим, выдержали), Бортникову повезло, что всё закончилось благополучно, преступным авторитетам понадобились только его мозги, за что, кстати, они ещё и рассчитались звонкой монетой. А что вначале пощипали финансово, так хорошо, что не прибили и бизнес не загубили совсем.
И ведь не из космоса прилетели такие как Бортников, рядом жили, пришло время, и раскрылись их таланты на ниве экономики. Роман Арнаутова – это отпущение грехов настоящим бизнесменам России, а то у нас принято всех валить в кучу: дескать, мироеды, спекулянты, хапуги. А откуда же тогда, пусть пока уродливый, несовершенный, но все-таки рынок, несмотря ни на что появился? Вспомните, что было при торжестве плановой экономике: очереди, сплошной дефицит, блат. Между прочим, нет ни единого примера в истории, когда бы плановая экономика добилась изобилия.
Нет, не случайно Борнитов ощущает, что его «будто кто ведёт по жизни, подталкивает, направляет пойди туда-то, сделай то-то». «…Модель очередной затеи у него возникала в голове как бы самостоятельно, всё по тому же какому-то предопределению, а вот извлечение человеческих знаний и накопленного опыта – через книги!» Весьма симптоматичное заявление о бортниковских книжных разысканиях, для последователей в рядах предпринимательских – это как бесплатный хороший совет.
…Порассуждаем о форме произведения. Новая тема требует обновления формы, что есть вообще-то общее место в теории любого из видов искусства. Сказать, что Арнаутов ничего не предпринимает, в смысле искания новых писательских путей, неверно. Вот, например, временные пласты в произведении тасуются-перемешиваются, правда, с известной осторожностью. Да и тема нова, о чем уже было сказано.
Но «новая песня» требует новаторства более серьезного, а с этим у автора как-то жидковато. Интересное произведение, однако, когда оно объемное и, в тоже время ровное по изложению, получается, как езда по нетряской дороге – это как музыка, без конца повторяемая, вызывающая, в конце концов, утомляемость.
Ещё более серьезные недочеты с писательским стилем происходят, ввиду отсутствия редактора. Замыливается глаз, как хорошо известно всем пишущим, не видишь очевидных несообразностей. Вот, к примеру, рассказывается, как Бортникова отправляют с суммой более миллиона рублей за покупкой мебели. А чуть позднее он выручает за первую сданную партию использованных шприцев восемьсот рублей – совсем, говорится, неплохие деньги. А дополнительных «верстовых» временных столбов не расставлено, или они есть, но их не видно – когда, в какие времена, что происходило? И вообще с деньгами часто случаются непонятки. «Две тысячи баксов, – сказано в романе, – тем не менее, оказались в его кармане (Бортникова – В.П.) Впрочем, не надолго. Имея опыт купца-челнока, закупил он на всю тысячу заграничных товаров». Так две тысячи или все-таки одна?.. Или вдруг начинает раз за разом мелькать какое-то словечко в соседних абзацах, как, например, «шишки». Ну назови, хотя бы, «природный склад орехов» – да мало ли синонимов в русском языке…
Писатель легко пользуется местными говорами, но, честное, слово, иные, из использованных слов, требуют или сносок, или словаря в конце книги: мы оба с ним – сибиряки, но мне были непонятны некоторые арнаутовские жаргонизмы.
Об опечатках не буду распространяться – их много.
Несмотря на замечания, роман «Предприниматель» Виктора Арнаутова заслуживает внимательного прочтения. Повествование интересно, и самое главное, поучительно, что немало для малоизвестной по текущей литературе темы.
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко