-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 43 от 16.12.2008

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ПО-НОВОМУ

 Московское издательство «Белый город», продолжая знаменитую и необъятную книжную серию «Мастера живописи», выпустило альбом «Эдуар Вюйар». 

 

Французский художник Вюйар – малоизвестное имя для запавшего на искусство российского почитателя. Ещё и поэтому небольшой по объему, но насыщенный иллюстративным материалом альбомчик, в высшей степени полезен – настолько редко в публикациях на русском языке встречается имя мастера.

Эдуар Вюйар родился 11 ноября 1868 года в Бургундии, на юге Франции, в маленьком городке Кюизо, неподалеку от границы с Швейцарией. Его отец – капитан морской пехоты, когда-то изучавший живопись в Париже, умер, когда сыну не исполнилось и 20-ти. Эдуар был робким малым, находился под каблуками матери, бабушки и старшей сестры, жил с матерью до 60 лет, до самой её смерти, в окружении тканей и нарядов – родительница была портнихой и модисткой.

Вюйар занимался живописью во времена импрессионистов, когда гениям было тесно на французской художественной площадке. Ещё царствовали со скандалом отвоевавшие свое высокое место импрессионисты, а им на смену уже выдвигаются постимпрессионисты, а там и экспрессионисты каблуки режут, и прочие ныне жутко знаменитые школы живописи. В России в это время тоже расцветают сто школ и сто цветов: рядом с передвижниками нарождаются авангардисты всех мастей. Попробуйте застолбить в этой ситуации свое место? Как это не трудно, но Вюйару удается стать известным не только во Франции, но и в Европе, особенно в ранний период его творчества. Это сейчас его определяют то в некие «интимисты», то в модернисты, а в последние годы причисляют уже и к реалистам.

Художник испытал безусловное влияние Гогена, Тулуз-Лотрека, японской гравюры – всё это ярко видно из иллюстративного материала альбома. Его чрезвычайно занимал цвет, желательно в фовистском изводе, то есть «открытый», без тонов и полутонов. Он в начале 80-х годов связан с журналом символистов «La Revue Blanche», объединявшим новаторов в поэзии, театре и искусстве. У Вюйара наработана фирменная живописная технология: использование специальной клейкой краски, что позволяет добиваться эффекта матовости – это сильно напоминало написание фресок, да и походило на настенную живопись. В это же время он активно работал над театральными декорациями.

С 1889 года Вюйар вступает в «братство Наби», которое развивает декоративные тенденции поздней импрессионистской живописи. Его картины этого периода – это тихая и неторопливая домашняя жизнь, изображенная в её рутинном течении семейного быта. На этих полотнах ничего не происходит, это остановившееся мгновение, изображение абсолютно лишено литературной сюжетной основы, но отчего-то притягивает внимание, так и тянет  неторопливо и подробно рассматривать. Всякий раз вас, как зрителя, ждут непременные открытия – то это обрезанная рамой фигура или фигуры, то персонаж, маскирующийся в тени.

Вюйара занимают опыты со зрительным восприятием, он интересуется психологией зрения, с увлечением читает трактат Ипполита Тэна «Об уме и познании», в котором говорится о знаковой основе уровней психических ощущений при психической деятельности, начиная с ощущений. Он вслед за Тэном считает, что самым верным определением нормального видения является «истинная галлюцинация». Галлюцинируют изображенные люди на его картинах, галлюцинирует художник и зритель вслед за ним: глаз нащупывает путь к объектам, поначалу скрытым, спрятанным в узорной мозаике, в красочных расплывах.

Неопределенность формы у живописца – это и есть аналог «неизвестного» у символистов. Между прочим, в России этим «заболели» лишь в первое десятилетие XX века. А ещё и фирменный вюйаровский покой: тот же домик убаюкан в пространстве покоя полей и неба, лицо и руки человека в объятиях покоя бытия, тишины, молчания – silence. В этом состоянии человек прислушивается к самому себе, чутко вслушивается во внешний мир, улавливая самые тонкие его внешний сигналы. И при этом многие его работы несут мощнейший заряд внутреннего драматизма: как ему удавалось совмещать покой и конфликт – то необъяснимое творческое волшебство.  

Зритель же, со своей стороны, может измыслить любые отношения между персонажами. Зато антуражи картин Вюйара – расцвет и борьба красок, когда все вещи будто воюют между собой, рушат горизонтальные и вертикальные плоскости, кренятся и дыбятся, падают куда-то. Художник при этом решает трудную задачу освобождения жизни от искусственных схем, представлении её в нераздельности исключительного и банального. «Постичь предмет вульгарный (я больше не называю его простым), предмет заурядный, ничуть не менее трудно, а я полагаю – даже более (и, кроме того, весьма поучительно), чем постичь взволновавшее вас прекрасное, освященное всеобщим признанием явление». – Так записывает в дневнике мастер.

Он, между прочим, является одним из первых художников-фотографов: после появления в середине 90-х годов портативной модели Кодака, Вюйар начал напористо фотографировать – от него осталось более двух тысяч фото, которые близки по композиции, светотени, предметному антуражу, позам персонажей его работам. Но он не стал копиистом, как многие, объектив позволил живописцу более серьезно анализировать живую и мертвую натуру. Кстати, растительный мир для него был тоже живым и мыслящим.

А ещё у Вюйара, конечно, была масса комплексов – иначе с чего бы он так боялся представительниц прекрасной половины человечества, влюблялся глубокой и безответной любовью, настоянной на платонизме. Но, что горе для человека обыденного, то – основа творчества и счастье искусства.

Пожалуй, самое значительное наследие осталось от Вюйара в виде циклов декоративных панно для частных домов. Эти жанровые достижения и открытия необходимо внимательно рассматривать, поэтому интересантам предлагаю обратиться к альбому.  Эти замечательные работы, наряду с портретами (он был модным портретистом преуспевающих французских буржуа), позволили художнику существовать безбедно, путешествовать и заниматься живописью.

После Вюйара осталось много творческих открытий, одно из них стоит упомянуть: иногда, может быть даже вопреки собственному творческому методу, ему удавалось подходить к самой грани абстракционизма - тогда ещё никто не мог подозревать о существовании абстрактной живописи.

Последние годы жизни художник изменил свою манеру изображения, стал писать в стиле классицизма и реализма, создает  солидные и спокойные картины, часто изображает дам света, что оценивается сегодня как его личный творческий регресс. Хотя и здесь у него есть неожиданные художественные находки.   

Художник умер 21 июня 1940 года (нет нужды упоминать, что это за время было для поверженной Франции) от отека легкого. Он работал до последних дней, оставив после себя более трех тысяч картин – несколько десятков лучших работ представлены в книге «Эдуар Вюйар».

 

Валерий Плющев

 


Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко