-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 35 от 27.12.2011

Последний пакет от ФАС

 
налог.jpg
 
Давно ожидаемые изменения в антимонопольном законодательстве окончательно приняты, при этом часть из них уже вступила в силу, сообщило руководство Федеральной антимонополной службы (ФАС). Так называемый «третий антимонопольный пакет» с одной стороны, смягчает нормы законодательства, с другой — вводит дополнительные меры реагирования в отношении нарушителей, даёт право гражданам обращаться в суд с частными исками и требует от чиновников «прозрачности» торгов по продаже госимущества. Как считает кузбасское руководство УФАС, новшества не направлены на ужесточение закона, а даже наоборот — будут более лояльными по отношению к бизнесу.
 
Работа над совершенствованием антимонопольного законодательства началась в 2006 году, когда в свет вышел федеральный закон «О защите конкуренции». Затем в 2009 году был принят второй антимонопольный пакет. Он значительно усилил полномочия ФАС, причём, за нарушение антимонопольного законодательства была введена уголовная ответственность. В декабре 2011 года была закончена работа над третьим антимонопольным пакетом. Если говорить в целом, то новации в законодательство вносят изменения как в работу бизнеса и органов госвласти, так и собственно ФАС.
Как поясняет руководитель УФАС по региону Наталья Кухарская, теперь для бизнеса прописан подход к определению монопольно высокой цены товара и теперь она не будет признаваться таковой, если не превышает цену, действующую на бирже. Кроме того, в антимонопольном законодательстве введено понятие «картель», и прямым конкурентам на товарном рынке категорически запрещается договариваться о ценах, территориально разделять товарные рынки, отказываться от производства товаров и услуг, востребованных населением. Дополнительно устанавливаются правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (раньше только на товарные рынки и товары этих объектов) и многое другое.
Не остался без изменения и перечень средств реагирования ФАС на нарушения антимонопольного законодательства. Так, если раньше за любые проступки налагался оборотный штраф (1 до 15% от выручки), то теперь прежде чем привлечь предприятие к ответственности ведомство может воспользоваться новыми мерами — предупреждением или предостережением. Основой их использования станет, например, собственная инициатива ФАС, основанная на признаках нарушения антимонопольного законодательства, либо заявления, поступившие в службу. Также специалисты ФАС возьмут во внимание и публичные выступления должностного лица компании о планируемом поведении на рынке, которое в перспективе может привести к нарушению законодательства. В частности, предупреждение будет выдаваться всегда, когда речь идёт о таких серьёзных злоупотреблениях как отказ от заключения договора или навязывание невыгодных условий. При этом антимонопольная служба уведомит предприятие в письменной форме о признаках нарушений, мерах по их устранению и сроках устранения. В свою очередь бизнес должен будет проинформировать ФАС о выполнении предупреждения. Как считает Наталья Кухарская, таким образом, ведомство отказывает от своей карательной практики, что, по её мнению, влечёт за собой снижение административного бремени на бизнес. Между тем, в случае, если потенциальный нарушитель не выполнит необходимых действий, служба будет прибегать к традиционным мерам — возбуждению дел. 

Третий антимонопольный пакет включает в себя изменения в законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» (вступят в силу с 6 января 2012 года),  «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в силе с 7 декабря), а также в Кодексе об административных правонарушениях (начнут действовать с 7 января), статью 178 УК РФ и т.д.

Что касается привлечения нарушителей к административной ответственности, то здесь введена новая методика расчёта оборотного штрафа. Она учитывает, ограничивает ли конкуренцию субъект предпринимательства, занимающий доминирующее положение, или нет. В первом случае будет применяться также процент от оборота. Причём, если до этого, как правило, в 90% случаев накладывался минимальный штраф (1%), то с введением поправок отправной точкой будет 7,5%. Меняться этот процент будет с учётом отягчающих или смягчающих обстоятельств. Во втором случае, когда субъект не ограничивает конкуренцию, будут применяться фиксированное наказание в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей. Как считает руководитель УФАС, роста общего объёма наложенных штрафов не будет, несмотря на увеличение размера минимального штрафа с оборота. «Будет компенсироваться за счёт предупреждения и за счёт фиксированных штрафов. Мы не ставим себе цель быть карательным органом», — говорит она, добавляя, что «за те нарушения, которые являются более серьёзными для государства и для рынка, ответственность серьёзнее, там, где менее серьёзные, можно ограничиться и фиксированным штрафом». Впрочем, наряду с уже действующими штрафами и лишением свободы за неоднократное ограничение конкуренции, которое привело к крупному ущербу, вводится наказание в виде принудительных работ
Ещё одна новация третьего антимонопольного пакета — возможность любого гражданина после вынесения решения относительно нарушителя требовать в судебном порядке возмещения материального ущерба или убытков. «В зарубежной антимонопольной практике есть такое понятие как частные иски и там антимонопольный орган реже принимает решения, нежели адвокаты, которые обращаются с иском в суд в защиту частного лица. Надеемся, что и у нас приживется подобная практика», — говорит Наталья Кухарская. По её прогнозам, в 2012 году кардинального роста количества частных исков в суд не будет. 

По данным УФАС, за 6 месяцев  текущего года сумма наложенных управлением штрафов составила более 130 млн рублей. Из общего количества дел порядка 95% оспариваются, при этом, исходя из всей судебной практики, 70% материалов остаются в силе.

Изменения внесут и новшества в работу чиновников. В частности, введён новый порядок рассмотрения жалоб на процедуру проведения торгов государственного и муниципального имущества. Поступившая жалоба будет рассматриваться в течение 7­ми дней, после чего УФАС будет выдавать обязательные для исполнения предписания. Причём, с января информация о продаже имущества должна размещаться на сайте. Как ожидает ведомство, это повлияет на прозрачность процедуры торгов. Поправки также уточняют определение понятия «государственные или муниципальные преференции». К их числу теперь относится предоставление органами власти государственных или муниципальных гарантий.
Стоит отметить, что принятые нововведения на данный момент считаются последними масштабными изменениями в антимонопольном законодательстве. Между тем, как отмечает представитель УФАС, в 2012 году будут приняты небольшие уточнения.
Ольга Бычкова
 

Рубрики:

Деловые новости

[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня
[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко