-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 34 от 20.12.2011

Частица тяжести и музыка сфер

На днях руководители ЦЕРНА — Европейского совета по ядерным исследованиям — сообщили, что то ли обнаружили, то ли не обнаружили бозон Хиггса в ходе опытов на Большом электронном коллайдере близ Женевы. Два эксперимента вроде бы показали следы неуловимого бозона, но этого еще недостаточно, чтобы считать открытие состоявшимся. Окончательно это обещают выяснить в 2012 году.
 
Женевский коллайдер кратко называют БАКом, хотя это скорее огромный подземный бублик, строительство которого обошлось в 6,3 миллиарда евро. Он сооружён в скалах на глубине 100 м, протяженность кольца­ускорителя  — 27 км. Столкновение протонов в нём должно имитировать условия Большого взрыва и выяснить, существует ли бозон Хиггса, теоретически предсказанный ещё в 1964 году. Именно этой частицы недостает для так называемой «стандартной модели», которая объясняет фундаментальные принципы мироздания и возникновения Вселенной. Если таинственный бозон поймать не удастся, вся эта теоретическая конструкция окажется бесполезной.
Частицы, которые нас в школе учили называть элементарными, на деле оказались составными. В 1960­е годы предположили, что они состоят из деталей­кварков, а в 1970­х была построена «стандартная модель». Считается, что есть три типа кварков, которые по отдельности существовать не могут. Кварки соединяются между собой посредством ещё одной частицы  — глюона. В разных сочетаниях из трёх кварков получается протон либо нейтрон. Кроме них, существуют электроны, нейтрино и более тяжёлые частицы, которые связаны между собой разными типами взаимодействий  — электромагнитным, ядерным и слабым. Правда, иногда открывали частицы, которую в «стандартную модель» не вписывались – скажем, после открытия «очарованного кварка» в 1974 году пришлось переписывать всю теорию слабых взаимодействий. Зато в 1983 году обнаружили два типа бозонов, свойства которых были заранее предсказаны «стандартной моделью». Так в таблице Менделеева были оставлены пустые клеточки для неизвестных элементов, которые постепенно заполнялись.
Впрочем, система взаимодействия трёх видов кварков не давала ответа, откуда взялась гравитация и что такое масса. Все частицы должны были лететь со скоростью света и не обладать никакой массой. Чтобы разъяснить массу, была придумана гипотеза о некоем поле, в котором движутся частицы и за счёт его сопротивления становятся массивными. Следы возмущения этого поля — это и есть бозоны Хиггса, они сопровождают частицу, как свита сопровождает политика или репортеры — кинозвезду. Бозон Хиггса — это «частица тяжести», она делает наше мироздание весомым.
Питер Хиггс, профессор из Эдинбурга — один из авторов этой теории, сейчас ему за 80, и он уже почти полвека ждет её подтверждения. Впрочем, ту же идею высказывали наши Ландау и Гинзбург, американец Андерсон, бельгийцы Бру и Энглер и другие учёные, а что бозон назвали именем Хиггса  — это историческая случайность. Чтобы обнаружить недостающий бозон, уже на рубеже 1970–1980­х стали сооружать огромные ускорители в США и СССР (первый должен был быть втрое больше европейского, второй  — несколько меньше), но оба остались недостроенными (наш  — из­за перестройки, американский  — из­за сильного превышения первоначальной сметы расходов). Так что теперь вся надежда на ЦЕРН и его БАК.
Самое интересное, что если бозон Хиггса так и не найдут, и «стандартная модель» не подтвердится, физики не очень огорчатся. Дорогую игрушку под названием БАК они намерены использовать для исследования «тёмной материи»  — по их выкладкам, она составляет 96% всего вещества Вселенной, но почти не взаимодействует с обычным веществом и проявляется только при воздействии гравитации. Можно также использовать БАК, чтобы уловить реликтовое излучение Большого взрыва или выяснить, куда в нашей Вселенной девалась вся антиматерия.
Что же касается теории мироздания, на этот счёт у физиков имеются в рукаве и другие идеи. Самой популярной из них в последние десятилетия была М­теория, более известная как «теория струн» (или «суперструн»). Она предполагает, что все сущее состоит не из точечных частиц, но из протяженных объектов — невидимых струн. Они столь малы, что даже при изучении с помощью самого мощного оборудования выглядят точечными. Масса частицы определяется энергией её внутренней струны: у более тяжёлых частиц они колеблются интенсивней. Кроме четырёх привычных измерений (трёх пространственных и одного временного), теория струн постулирует существование ещё семи измерений, которые «свернуты» и потому не воспринимаются приборами и органами чувств. Однако существование их важно для того, чтобы взаимодействия частиц протекали так, как они протекают, и Вселенная была устроена так, а не иначе. «С давних времен, — пишет популяризатор этой теории Брайан Грин, — музыка является источником метафорических образов для тех, кто пытается разгадать тайны Вселенной. Начиная с “музыки сфер” древних пифагорейцев, мы пытаемся понять песнь природы в величественных хороводах небесных тел и неистовой пляске субатомных частиц. С открытием теории суперструн музыкальные метафоры приобрели удивительную реальность, поскольку согласно этой теории микромир заполнен крошечными струнами, звучание которых оркеструет эволюцию мироздания».
Музыка сфер — замечательная поэтическая концепция, но о ней как­нибудь в другой раз. Сейчас же обратим внимание, что буковка «М» в названии М­теории, по словам её провозвестника Эдварда Виттена, означает сразу magic, mystery и matrix («магию», «тайну» и «матрицу»). И это лишний раз доказывает, что в основе всякой научной теории лежит древний миф, а в данном случае мы имеем дело с режимом воображения, называемым мистическим ноктюрном. Понятие режимов воображения ввел француз Жильбер Дюран. Воображение первично, именно оно создает субъекты и объекты внешнего мира. Какой­то отдельной реальности не существует, есть только воображение. Главный противник его — время и смерть, от них воображение защищается с помощью образов пространства.
Существуют три режима воображения — героический диурн («дневной»), мистический и драматический ноктюрн («ночной»). В основе героических мифов лежит идея активной борьбы со смертью, демонизация всего ночного, женственного и материнского. Обычные мотивы диурна — небо и солнце, битва и скорость, бездна и падение, гигантомания. Зато ноктюрн смягчает противостояние воображения и смерти и подвергает его эвфемизму. Мистические мифы позитивно переосмысляют женское начало. Ночь нежна и свежа, а не страшна, женщина —– царица ночи. Образы мистического ноктюрна — чаша, нора, постель, вода и земля, мифы про гномов и карликов, разного рода незримые сущности. Что же касается драматического ноктюрна, то здесь смерть ведет к новому рождению или воскресению, время циклично, доминирует двоичный «сексуальный» ритм. Образы драматических мифов — крест, круг, колесо, цвета и краски, символизм инь­ян. Вообще самый типичный народ драматического ноктюрна  — китайцы, мистического ноктюрна  — русские, героического диурна  — немцы и англосаксы.
Последним грандиозным созданием диурна в области науки была теория относительности Эйнштейна: она имела дело со светом, абсолютной скоростью, огромным пространством. С тех пор физика погрязла в микромире и никак не может из него выбраться. И квантовая механика, и «стандартная модель», и «М­теория» — порождения мистического ноктюрна. Отсюда сама терминология нынешней физики: «чёрные дыры», «тёмная материя», «тёмная энергия» и т. п. Правда, чтобы обнаруживать всё новые незримые сущности, физикам требуются все более огромные сооружения. А образ музыки как ритмической основы мироздания вроде бы обещает нам выход в режим драматического ноктюрна. Но из власти мифа физика никогда не вырвется. Рифмованные и нерифмованные речи о земле и небе на самом деле первичны — без них ни земли, ни неба не существует.
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко