-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[11 апреля] Жители Кузбасса стали чаще посещать Дальний Восток
[10 апреля] Телемост «Ростелекома» объединил Кузбасс, Звездный городок и Горловку
[10 апреля] Россияне предпочли восстановленные iPhone другим брендам
[9 апреля] Цифровой портрет туриста: МегаФон проанализировал посетителей горнолыжных склонов Сибири
[8 апреля] Вице-премьер РФ оценил проект круглогодичного курорта в Шерегеше


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 26 от 17.10.2011

Вагонной проблемой занялось правительство

 
На прошлой неделе проблемой вывоза кузбасского угля занялось правительство России. Президент страны Дмитрий Медведев в ответ на обращение губернатора Кемеровской области Амана Тулеева поручил вице­премьеру Сергею Иванову совместно с Минтрансом и РЖД в трёхдневный срок решить проблему вывоза угля, скопившегося на складах в Кузбассе.
 
7 октября Аман Тулеев направил телеграммы председателю правительства России Владимиру Путину, его заместителю Игорю Сечину, в министерства транспорта и энергетики России. Как сообщила пресс­служба администрации Кемеровской области, глава региона заявил о необходимости незамедлительных мер «государственного реагирования для разрешения критической ситуации, сложившейся в области из­за невыполнения планов по вывозу угля железнодорожным транспортом». Это связано с отставанием от графика вывоза угля, которое с декабря прошлого года составляет от 1 млн до 2 млн тонн в месяц, а в нынешнем сентябре составило уже 2,8 млн тонн, или 19% месячного объёма добычи. В результате этого остатки угля на складах угольных компаний Кузбасса достигли 13 млн тонн, что более чем в 2 раза превышает нормативный уровень (в июле они составляли 10,6 млн тонн). Все резервные возможности складов исчерпаны, растут риски самовозгорания, сообщила при этом пресс­служба региональной администрации.
В телеграммах Амана Тулеева отмечалось, что «отсутствует управление вагонным парком, растут проблемы с подачей подвижного состава при фактическом избытке полувагонов, не отправляются гружёные углем вагоны угольных компаний, показатели оборачиваемости полувагонов ухудшились в 2­3 раза». По оценке губернатора Кузбасса, без принятия срочных мер с ноября «произойдёт вынужденное резкое сокращение объёмов добычи угля, вплоть до полной приостановки угольных компаний, для расчистки переполненных складов потребуется вывод в вынужденный простой до 50 тысяч работников угольных предприятий, при этом сократится их средний заработок до 2/3 тарифа». Он также указал, что в такой ситуации вероятен риск срыва отопительного сезона, утрата кузбасскими компаниями зарубежных рынков в связи со срывом контрактных поставок, «сокращение налоговых поступлений в бюджет области более чем на 16 млрд рублей в год», свёртывание инвестиционных программ в угольной отрасли.
11 октября на видеоконференции президента России Аман Тулеев выступил вне заявленной программы, обратившись к проблеме сбоя в вывозе угля: «Вагоны есть. Вывести не можем. Реформирование железных дорог идёт не в ту сторону. В Кузбассе командуют 230 собственников. Раньше при единой системе РЖД такого не было. И мы не знаем, что делать? Если мы не вывезем уголь, встанет вопрос по обеспеченности топливом ЖКХ в Сибири». По оценке губернатора, корень проблемы в появлении большого числа частных перевозчиков, система взаимодействия которых со структурами РЖД не отлажена.
В угольных компаниях региона подтвердили опасения губернатора, отметив, что вывоз угля и подача вагонов заметно сократились и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и в сравнении с августом, а сам недогруз начался ещё в мае нынешнего года. По словам президента ЗАО «ХК «Сибирский деловой союз» (СДС) Михаила Федяева, «никто никуда не едет сегодня, надо срочно принимать меры». В пресс­службе ХК «СДС­Уголь» (угольное подразделение СДС) признали, что вывоз угля идёт неритмично, с отставанием в начале месяца, которое потом «догоняют» в конце месяца. А в компании «Прокопьевскуголь», которая находится под управлением «СДС­Угля», отмечают уже переполнение складов. По данным гендиректора «Прокопьевскугля» Владимира Коржова, набрался на складах уже месячный объём отгрузки, а в текущем режиме отправляется лишь 20% от необходимого, между тем, «прокопьевский уголь сильнее, чем остальные склонен к самовозгоранию, лежать может не более 30­40 дней».
В ОАО «СУЭК­Кузбасс» отметили, что за сентябрь удалось выполнить план по отгрузке только на 67% в целом, и на 61% по экспорту, общий недогруз составил 933 тыс. тонн, а за 9 дней октября из­за того, что не было получено 2,5 тыс. запланированных вагонов, — 170 тыс. тонн угля. Особенно плохо идет отгрузка с таких предприятий компании, как шахтоуправление «Котинское», разрезы «Заречный» и «Камышанский», склады которых уже переполняются. В таких обстоятельствах «СУЭК­Кузбасс» рискует исполнением экспортных контрактов. «Пароходы в порты приходят за нашим углем, а грузить нечем» — отметил представитель компании.
В ОАО «Кузбасская топливная компания» (КТК), которая является крупным поставщиком энергетического угля в соседние регионы, подтвердили, что проблемы с вывозом угля уже давние, и в этом году компании пришлось столкнуться с тем, чего ещё не было. У КТК с мая нынешнего года недоспоставлено более 5 тыс. вагонов или 390 тыс. тонн угля, что составляет объём вывоза в соседние региона за полтора месяца. По данным руководства «Кузбассразрезугля» (недопоставки угля компании составляют 2 млн тонн), в Алтайской крае, например, угля для нужд ЖКХ на складах на две недели при норме в 30 дней. В сибирских условиях, тем более, накануне зимы, это недопустимый показатель.
 
На долю Кузнецкого бассейна приходится около 60% всей угледобычи страны. За 9 месяцев текущего года, по данным департамента угольной промышленности и энергетики Кемеровской области, добыча угля в регионе выросла на 2,2% и составила 139,4 млн тонн. Отгрузка угля при этом сократилась на 0,3 млн тонн и составила 135,5 млн тонн.
 
По оценке Андрея Козицына, генерального директора ООО «УГМК­Холдинг» (управляющая компания угольной компании «Кузбассразрезуголь») иначе как «абсурдной» нынешнюю ситуацию не назовёшь: если в советское время критическим для МПС считался коэффициент порожнего пробега вагонов (отношение вагоно­километров пробега порожних вагонов к груженым составам) в 29%, то сейчас, по его данным, этот показатель составляет 42%. Он отметил, что нехватки вагонов уже нет, в 2007 году их было меньше нынешнего в полтора раза, но многие вагоны сейчас стоят без движения, у КРУ в Кузбассе простаивает 8,5 тыс. вагонов с углём.
В таких обстоятельствах недалеко и до остановки добычи на некоторых предприятиях Кузбасса, по крайней мере, временной. И в некоторых компаниях признают, что до реализации такого сценария в связи с проблемами вывоза совсем недалеко. Возможно, уже в ноябре придётся останавливать добычу.
В службе корпоративных коммуникаций Западно­Сибирской железной дороги (филиала РЖД) пояснили, что значительная часть парка собственников простаивает из­за отсутствия договоров с грузоотправителями. «Последние отдают предпочтение вагонам, принадлежащим дочерним компаниям ОАО «РЖД», что обусловлено ценовыми условиями. В то же время другие компании­операторы, свободные от каких­либо обязательств, устанавливают более высокие цены на полувагоны и перекладывают свою неэффективность на грузоотправителя. А вагоны в результате простаивают».
Получается, что реформа железнодорожного транспорта, проведенная компанией РЖД, привела к тому, что выгодно перевозить грузы осталось только вагонами «дочек» компании, а вагоны частных перевозчиков обходятся грузоотправителям и дороже, и отправляются РЖД хуже. Остаётся только гадать, как же проблему с вывозом угля будет решать вице­премьер Сергей Иванов.
Александра Фомина
Антон Старожилов
 

Рубрики:

Деловые новости

[15 апреля] Бывший адвокат из Кемерова получил 2 года лишения свободы условно и штраф 50 тыс. рублей за мошенничество
[15 апреля] Первичное размещение акций «Займера» прошло по нижней границе в 235 рублей
[15 апреля] Добыча угля в Кузбассе в первом квартале снизилась на 2% и составила 52,8 млн тонн
[15 апреля] Суд Мариинска взыскал с московской компании «Автоконсалт» 560 тыс. рублей в пользу покупательницы авто
[12 апреля] К 2025 году в Новокузнецке планируют построить кардиополиклинику за 811 млн рублей

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко