-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 20.09.2011

Автокран заказывали?

Рынок услуг спецавтотехники напрямую зависит от уровня развития основных секторов экономики, поэтому не удивительно, что в период кризиса, когда значительно упали объёмы строительных работ, многие владельцы погрузчиков, автокранов, автовышек и экскаваторов, для которых этот вид бизнеса являлся сопутствующим, стали избавляться от железного «балласта». Немало предприятий, занимающихся только предоставлением таких услуг, обанкротилось. Но тот, кто смог пережить трудное время, или только начинал осваивать рынок в 2008­2009 годах, сегодня ощущают новый подъём.
 
Необходим баланс
Рынок услуг спецавтотехники в Кузбассе, и в стране в целом, разнообразен. Конкуренция здесь развита как ни в каком другом направлении. Участниками рынка являются практически все прослойки бизнеса, начиная от частников, которые зачастую занимаются предоставлением услуг, не имея на то никаких официальных прав (попросту «бомбилы», «калымщики») и заканчивая государственными, муниципальными предприятиями и крупным бизнесом.
Безусловно, каждая крупная строительная компания, имеет в наличии собственную технику. Однако эксперты отмечают, что предприятия, осуществляющие строительные и дорожные работы предпочитают приобретать в собственность только ту технику, которая будет загружена на их объектах на 100%. Для других случаев многие предпочитают брать машины в аренду. Такой подход позволяет соблюдать определенный баланс. Ведь потребности компаний в спецавтотехнике меняются в зависимости от сезона и коньюктуры рынка.
Содержание собственных отделов логистики под силу далеко не всем, поэтому зачастую заказчики назначают своего главного инженера или снабженца ответственным за наличие на объекте необходимой техники, а тот в свою очередь налаживает контакты с поставщиками услуг, чаще всего, поставщиком, который имеет собственную регулярно обновляемую базу предприятий, предлагающих в аренду свою технику. Таким образом, в роли отдела логистики заказчика выступает компания  — поставщик услуг спецтехники.
По словам руководителя ООО «КМК» Егора Хорлампенко, любая фирма, если думает о клиенте, готова предложить ему не только ту спецтехнику, которая имеется в наличии. «Если клиент просит у меня десять КамАЗов, а к ним ещё один экскаватор, которого у меня нет, я возьму его в аренду, и пусть даже с минимальной прибылью или вообще без таковой передам заказчику», — утверждает он.
При этом на рынке есть предприятия, которые используют подобные механизмы частично, лишь в случаях, когда в наличии не имеется собственной техники. Но есть те, для которых аренда и субаренда, являются основным источником доходов. При этом утверждается, что на кошельке заказчика данная схема отрицательным образом не сказывается. Чаще всего сам владелец техники получает меньшую прибыль. Однако если у него технику взяли в аренду оптом, да ещё «побегали за него», нашли клиентов, он безусловно в выигрыше.
«Как таковых крупных предприятий, сдающих в аренду только собственную технику немного,  — говорит Егор Хорлампенко.  — Такие организации громоздки, и решить вопрос быстро с ними тяжело. У них достаточно большие эксплуатационные расходы, которые ложатся бременем на работающую технику. Отсюда выше цена аренды, объёмы и больше проволочек с оформлением документации. Наши арендодатели — более лёгкие на подъём собственники».
 
С НДС или без?
Отдельный вопрос — владельцы спецтехники, которые нелегально работают на рынке услуг.
«Люди не видят смысла платить налоги, и чем дальше, тем тяжелее будет их заставить сделать это,  — утверждает индивидуальный предприниматель из Кемерова Ольга Лади. — Официально работающие компании, в сравнении с такими частниками, проигрывают большой налогооблагаемой базой. С другой стороны, у нас больше заказов, и пенсию себе мы обеспечиваем. Более того, у частника, работающего неофициально, возникает риск, что за работу ему не заплатят, либо заплатят совсем мало. И ничего он не сделает, так как договора у него нет. У многих техника стоит прямо около дома в частном секторе. И видно, что простаивает. Потому что первый вопрос, который задают её владельцу серьёзные заказчики, вы работаете с НДС или без?»
В большинстве случаев, если даже частники и оформляются в качестве индивидуальных предпринимателей, работают без НДС. И понятно, почему. Они ориентированы больше на заказы от населения, чем от предприятий. ИП Ольги Лади (г. Кемерово), работает с НДС. «Мы специально пошли на этот шаг, — говорит она. — Многим предприятиям, которым мы поставляем технику, интересней работать с нами. Ведь у нас есть все документы, мы выставляем расчётный счёт, составляем договоры. И на 100% работаем без нала».
Между тем и для населения есть недостатки в работе с частником. Во-первых, в случае чего с него будет трудно что-либо возместить. Во-вторых, если ведётся строительство частного дома за кредитные средства, например, по ипотеке, при заказе услуг у таких владельцев спецтехники документально подтвердить расходы будет невозможно.
Характерно, что в поисках заказчиков, многие частные владельцы работают по договору с официально зарегистрированными компаниями.
«Мы привлекаем к работам и таких предпринимателей, которые не работают с НДС, — говорит Егор Хорлампенко. — В таких случаях уже от самого заказчика зависит, оплату производить с учётом налога на добавленную стоимость или нет. Кроме того, есть частные владельцы спецтехники, которые вообще не оформлены как индивидуальные предприниматели. С такими мы работаем по договору найма. Причём берём не каждого. У нас есть определённый пул людей, к которым мы обращаемся. Ведь отвечать в конечном итоге за их работу придётся все равно нам».
Мнения по поводу наличия на рынке спецтехники нелегальных участников разделились. Так Ольга Лади убеждена, что их просто не должно быть. Егор Хорлампенко считает, что нелегалы на рынке не мешают. «Для крупных предприятий, — говорит он, — конечно выгоднее, чтобы таких участников рынка не было. Но для потребителя, вообще для рынка в целом их присутствие благо. Частники работают не так, как предприятия. Они более мобильны, постоянно стремятся повышать качество услуг, обновляют технику, снижают цену. И у потребителя есть выбор платить за наличный расчёт или по безналу, оплачивать за столько времени, сколько ему требуется, а не за минимальное количество часов, которое устанавливают многие предприятия и так далее. Просто, когда нанимаешь спецавтотехнику, необходимо понимать, зачем, что и у кого ты заказываешь».
 
Чисто бизнес
В качестве заказчиков спецтехники выступают не только строительные предприятия, коммерческие организации, но и частные лица, бюджетные организации, коммунальщики. С последними двумя категориями клиентов предприниматели либо предпочитают не работать вообще, либо подходят к ним избирательно. Проблема, конечно же, в размере оплаты услуг, на которую соглашаются такие организации, и в сроках выплаты средств.
«У бюджетников и коммунальщиков несколько другая экономика, — говорит Егор Хорлампенко.  — Если бизнес на 300 раз просчитает, насколько выгодно или затратно то или иное мероприятие, закупка техники, то здесь все по-другому. Их система хозяйствования сложилась давно, ещё в советское время, и они меньше предпринимателей озабочены тем, что в несезонный период техника может стоять без дела. Это совершенно другой подход к решению вопроса, но стоит помнить, что мера ответственности у таких служб совсем другая. Например, у той же МЧС есть в наличии вышка высотой более 30 метров. Необходимость в её применении возникает не так часто. Однако если вдруг что-то случится, без неё нельзя будет обойтись».
Здесь стоит вспомнить прошлую зиму, когда специально для коммунальных служб городов Кемеровской области региональные власти закупили большое количество «КамАЗов», которые тут же направлялись на уборку снега. При эксплуатации из бюджета оплачивались практически только топливо и зарплата водителей. Естественно, что о прибыли в такой ситуации говорить не приходится вообще.
Очень большим спросом в строительный сезон пользуются малотоннажные грузовики (в основном у частных лиц), манипуляторы, автовышки и автокраны. В целом дефицита спецтехники не ощущается, утверждают участники рынка. Но, чем выше грузоподъёмность у манипулятора или автокрана, длиннее стрела у автовышки, тем сильнее они загружены работой, и поэтому их найти сложнее. По подсчётам Ольги Лади, только в Кемерове имеется в общей сложности 20-30 автовышек с достаточно длинной стрелой (20 и более метров), и все они расписаны на недели вперёд. Около 45 небольших автовышек со стрелой до 14-16 метров. Практически 70% из них находится у частников.
Цены на услуги спецавтотранспорта в сравнении с докризисным периодом поднялись. Но не намного и в каждом случае по-разному. По мнению Егора Хорлампенкова, в целом повышение составило от 10% до 20%. При этом основным фактором, повлиявшим на рост цен, оказалось удорожание дизельного топлива и повышение налогооблагаемой базы.
Однако существует мнение, что многих владельцев спецтехники разбаловали докризисные времена, когда заказчики стояли, образно выражаясь, в ряд. В результате много техники сейчас простаивает только потому, что её владельцы не снижают цену. При этом, по мнению Ольги Лади, например, многие цены реально завышены. «По нашим подсчетам,  — говорит она, — новый погрузчик окупает себя не более, чем за два года. Новая автовышка вообще окупается при сегодняшних ценах за год-полтора».
Относительно будущего, эксперты полны оптимизма с одной оговоркой: лишь бы новый кризис не наступил, и экономика продолжала развиваться.
Максим Москвикин
 
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко