-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 20.09.2011

Автоматическая угледобыча

 
Более традиционной отрасли экономики, чем угольная промышленность, представить сложно. Добывать топливо для обогрева человечество начало с того момента, как стало таковым, выйдя из лона дикой природы. Вначале, конечно, это было дерево, но затем добавился и каменный уголь, применение которое началось около 2000 лет. В Британии добывать уголь начали еще римляне во втором веке нашей эры, со средневековой эпохи ведет отсчёт применение каменного угля в Чехии и в Китае. Конечно, в промышленных масштабах угледобыча сформировалась только в эпоху индустриальной революции, но и это делает её во много раз старше большинства современных отраслей.
 
И с тех времен основные технологические приемы угледобычи мало поменялись. Всё также его извлекают из открытых ям или из заранее вырытых шахт путём обрушения, рубки или копания. Разве что приспособления для такой добычи выросли в размере, да вместо человеческого или слабосильных паровых машин применяются электроприводы или двигатели внутреннего сгорания. От всего этого производительность труда выросла, конечно, в десятки раз, но лопата и обушок остались все те же.
При такой многовековой тенденции развития отрасли сложно ожидать, что бурное развитие высоких технологий и их повсеместные применение в самых разных сферах человеческой жизни и производства, захватит и угледобычу. В машиностроении и химии современные информационные технологии позволяют автоматизировать производства и уже не один год делают его все более безлюдным. Однако в горном деле роботизированные шахты и разрезы только­только создаются, хотя их появление уже не такая и отдаленная перспектива. В угольных компаниях Кузбасса IT­технологии внедряют главным образом в системах безопасности, аэрогазового контроля, управления транспортом и контроля персонала, и этот процесс идёт по нарастающей, от простого к сложному.
Едва ли ни самым распространённым и первым нововведением информационных технологий в угольной отрасли Кузбасса стало внедрением систем слежения за машинами. По данным Ильи Мазурова, представителя ХК «СДС­Уголь», на разрезе «Черниговец» (входит в ХК «СДС­Уголь») такая система появилась ещё в 2002 году. Сейчас датчики GPS установлены уже на всех самосвалах, экскаваторах, локомотивах и других машинах, работающих на всех участках разреза. С их помощью на центральном диспетчерском посту предприятия отслеживают скорость движения, место нахождения машины, контролируют соблюдение режима безопасной работы. Система позволяет сразу замечать и неплановые остановки. В этом случае на центральном диспетчерском посту появится соответствующий тревожный сигнал, и диспетчер будет реагировать. Такой порядок установлен на случай, если работнику по той или иной причине станет плохо, и он утратит возможность управлять машиной. Помимо GPS­слежения на разрезе используется и обычный визуальный способ наблюдения. Для этого в ключевых точках установлены телекамеры с мощными объективами, позволяющими приближать изображение на большом расстоянии. Картинка с них передаётся диспетчеру разреза, он может управлять камерами.
Олег Шевелев, начальник управления IT ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», отмечает, что автоматизация технологических процессов в компании также идёт в основном в сфере транспорта. Внедрение контроля за горным транспортом призвано исключить непроизводственные потери топлива, вслед за технологическими автомобилями в этом году в компании устанавливают датчики GPS/ГЛОНАСС и на хозяйственном транспорте, на автобусах, перевозящих работников, на легковых автомобилях. Вся система слежения сведена в единую автоматическую службу диспетчеризации. Другой сферой внедрения автоматизированных систем управления технологическими процессами является обогащения угля. В первую очередь, поясняет Олег Шевелев, автоматизируются сами процессы обогащения. Цель — уменьшить или полностью исключить присутствие людей, централизовать управление технологическими процессами.
Другим направлением внедрения информационных технологий в угледобыче стало формирование систем оповещения, поиска и спасения персонала. В прошлом году новосибирское ООО НПФ «Гранч» вместе со специалистами ХК «СДС­Уголь» смонтировало на шахте «Южная» такую систему Granch SBGPS. По словам директора фирмы и разработчик системы Александра Грачёва, система является самостоятельной российской разработкой, и для её выполнения было организовано свое научно­производственное объединение. Внедрение системы оказалось непростым дело. Пришлось решать сложную проблему налаживания связи под землей, монтаж системы в шахте тоже был непростым делом, ведь базовые станции во взрывобезопасном исполнении весят по 25 кг, а контроллеры — по 130 кг.
По данным начальника отдела АСУТП холдинга Максима Ефимова, система Granch SBGPS представляет собой 120 базовых станций связи, 15 контроллеров­кластеров, 5 базовых станций­контроллеров, 1000 устройств оповещения и 3 сервера. Каждый работник шахты экипирован устройством оповещения — светильником со специальным голосовым процессором и модулем связи в диапазоне WiFi, действующим на расстоянии 200­400 метров. Система позволяет диспетчеру с помощью голосового процессора оповещать об аварийных ситуациях и давать команду на выход, и «видеть» при этом каждого работника в шахте с точностью до 20 метров. В случае аварии система определяет местонахождение людей и помогает оптимизировать план их спасения.
Подобные разработки внедряют и другие угольные компании. На шахте «Распадская» — это автоматизированная система аэрогазового контроля, запущенная в 2010 году. По данным Константина Алюханова, заместителя главного механика по АСУ ТП ОАО «Распадская», в систему входят подземные датчики, измерительный контроллер, обрабатывающий данные с них, поверхностный маршрутизатор для обмена данными между подземными и поверхностными вычислительными комплексами.
В 2010 году ХК «СДС­Уголь» сформировала единую диспетчерскую службу. Она позволяет постоянно и без участия людей с помощью специальных датчиков отслеживать информацию о состоянии рудничной атмосферы (содержание метана, окиси углерода, потоке поступающего воздуха) и местоположении людей в шахте. Если приходят данные об аварийной ситуации и об угрозе жизни и здоровью шахтеров, диспетчер вправе остановить работу участка или всего предприятия, дать команду, чтобы людей выводили на поверхность. Проекты, направленные на максимальную автоматизацию производства и внедрения систем визуализации производственных процессов с помощью единого диспетчерского центра внедряет и ОАО «Распадская». По данным главного механика компании Сергея Прыткова, начиналась эта система с двух предприятий  — обогатительной фабрики «Распадская» и Томусинского ПТУ, но в перспективе в неё будут включены все предприятия компании.
По оценке директора кемеровского филиала ООО «ВИСТ­групп» Александра Бондаренко, практически все угольные компании внедряют информационные технологии на той или иной стадии. У некоторых компаний работают системы простого слежения и мониторинга, это начальная стадия внедрения. У других системы слежения используются уже для учёта, на третьей стадии внедряется управление технологическими процессами, в том числе, автоматизированное. Следующим шагом станет применение роботизированных горнодобывающих комплексов, разработка которых ведётся очень активно, и на которые есть уже определенный спрос. Особенно, если учесть, что угольщикам хронически не хватает кадров.
Егор Николаев
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко