-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 20.09.2011

ТРАНСПОРТостроение

 
Кузбасское машиностроение вновь в лидерах промышленного роста в Кузбассе. В первом полугодии текущего года, по данным обладминистрации, машиностроительные предприятия региона произвели продукцию на 20,2 млрд рублей, что на 27% больше уровня того же периода прошлого года. При этом индекс промышленного производства в целом по обрабатывающим отраслям за этот период, по информации Кемеровостата, составил 106,3%, а в целом в экономике — лишь 100,3%. Эксперты при этом обращают внимание на то, что нынешний рост обусловлен не только посткризисным восстановлением. Основной фактор, обеспечивающий столь высокие показатели, — это появление в Кузбассе новых предприятий транспортного машиностроения. Стартовавшие в последние несколько лет эти производства сейчас работают при очень высокой загрузке, показывая примеры успешного развития бизнеса. Впрочем, новые машиностроительные заводы сегодня испытывают те же проблемы, что и «старые» производства. И главный вопрос, на который предстоит им ответить — кадровый.
 
Настоящий рост
По словам начальника управления промышленности областного департамента промышленности, торговли и предпринимательства Юрия Ударцева, в 2010 году машиностроителям Кузбасса удалось превысить докризисный уровень производства. Объём производства в отрасли увеличился на 59% по сравнению с 2009 годом и составил 33,2 млрд рублей. При этом производство машин и оборудования выросло на 42%, (24,1 млрд рублей), электрооборудования на 30% (4,3 млрд рублей). Но самый серьёзный рост показало именно производство транспортных средств: здесь объёмы выросли в 4 раза до 4,8 млрд рублей. Тенденция получила продолжение и в текущем году. Если производство машин и оборудования в первом полугодии текущего года увеличилось на 25% по сравнению с тем же периодом 2010 года (составило 12,5 млрд рублей), производство электрооборудования — на 21% (2,2 млрд рублей), то выпуск транспортных средств — в 3,4 раза (5,5 млрд рублей).
Особо Юрий Ударцев отмечает оживление инвестиционной активности в отрасли. В 2010 году объём инвестиций в предприятия машиностроения составил 1 млрд 535,7 млн рублей, что на 65% выше уровня 2009 года. А в первом полугодии 2011 года в отрасль инвестировано 327 млн рублей, что на 41,6% выше соответствующего периода прошлого года. Впрочем, основной объём инвестиций тоже обеспечили предприятия транспортного машиностроения: в производство машин и оборудования в 2010 году было направлено 451 млн рублей инвестиций (в 2,7 раза рост к 2009 году.), в производство электрооборудования — 53,7 млн рублей (в 3,1 раза), в производство транспортных средств — 1032 млн рублей (на 5%).
Вообще, развитие предприятий транспортного машиностроения Юрий Ударцев называет основным вектором в отрасли в целом. Причём запущенные в последние годы новые производства — ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», ООО «КузбассАвто», ООО «КВРП-Новотранс» — уже заметно изменили и саму отраслевую структуру.
Доля предприятий транспортного машиностроения в общем объёме производства в первом полугодии 2011 года составляет уже 27%, тогда как в 2008 докризисном году, по оценкам обладминистрации, она была на уровне 11%, а в 2009 лишь 5%. Эти предприятия сегодня власть называет локомотивами роста. А директор НО «Ассоциация машиностроителей Кузбасса» Сергей Никитенко, называет этот рост «потребительским» и «настоящим». По его словам, появившиеся в Кузбассе новые производства были чётко ориентированы на конкретный потребительский спрос,  — ремонт и выпуск железнодорожных вагонов, малотоннажной автобусов и грузовиков — поэтому, сегодня «мы и можем говорить о том, что эти проекты сработали».
 
Вагонные потребности
Сегодняшние показатели работы ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» (НКВЗ) более чем завидные. Как рассказал «Авант-ПАРТНЕРу» гендиректор предприятия Евгений Подъяпольский, с мая этого года завод работает на проектных мощностях, выпуская примерно 420 вагонов в месяц. «Конечно, — поясняет он,  — когда мы начинали реализацию проекта по созданию производства полувагонов для перевозки угля, мы ориентировались на то, что до 80% парка РЖД выработало свой ресурс. С другой стороны, объёмы добычи и перевозки угля в том же Кузбассе растут, но при этом дефицит полувагонов из года в год всё острее».
Стартовав в кризисный 2008 год, НКВЗ пришлось, однако испытать и отказ угольщиков от инвестиций в собственный железнодорожный парк, и сокращение инвестпрограмм компаний-перевозчиков. Но сегодня предприятие принимает на работу новых людей (только в первом полугодии завод принял на работу 270 человек), запускает в производство новые модели полувагонов и готовится к реализации нового инвестпроекта — строительству собственного производства литья.
Как рассказала «Авант-ПАРТНЕРу» руководитель пресс-службы НКВЗ Наталья Росс, «с первых дней работы завода его приоритетная задача — инновационное направление развития вагоностроения. Дело в том, что около половины выпускаемого в России и СНГ подвижного состава — это полувагоны, конструкция многих из которых была разработана ещё в 60–70 годы прошлого столетия. Тогда как стране нужны грузовые вагоны нового поколения. Поэтому мы руководствуемся принципами совершенствования потребительских свойств железнодорожного подвижного состава при неукоснительном соблюдении требований его надёжной и безопасной эксплуатации».
С момента запуска производства НКВЗ поставил на серийное производство полувагон модели 12-9085 с разгрузочными люками. Этот полувагон, разработанный при участии специалистов инженерного центра вагоностроения ООО «Спецвагон», обладает рядом преимуществ по сравнению с типовыми вагонами, используемыми на сети дорог ОАО «РЖД», за счёт усиленной конструкции верхней обвязки, торсиона, промежуточных балок и улучшенной конструкции торцевых стен. А в ближайшем будущем предприятие начнёт производство полувагона модели 12-9850. Это четырёхосный полувагон с разгрузочными люками и осевой нагрузкой 25 тонн сил. Его преимущества — увеличенный срок службы до 32 лет, пробег до деповского ремонта 500 тыс. км, увеличенный объём кузова до 90 м. куб. Сегодня опытные образцы вагона проходят предварительные испытания.
Но, как поясняет Евгений Подъяпольский, сейчас главная задача предприятия — создание собственного производства крупного и среднего литья. Сегодня завод использует украинское и китайское литье. В частности, на предприятие оно поступает по толлинговой схеме от заказчика — компании «ВТБ-лизинг». Собственное производство, подчёркивает гендиректор, — это уход от зависимости от таких поставок и повышение доходности производства в несколько раз. Сейчас разрабатывается проект создание такого производства объёмом более 37 тыс. тонн в год (это может обеспечить выпуск 7,5 тыс. вагонокомплектов в год). Также ведутся переговоры с банками о привлечении кредитных ресурсов: объем инвестиций в проект оценивается на уровне 2,5 млрд рублей. Евгений Подъяпольский не исключил, что само строительство может начаться уже в конце этого года.
Альберт Колесников, вице-президент по машиностроительной отрасли ЗАО ХК «СДС», в которое входит крупный производитель вагонов ОАО «Алтайвагон», констатируется, что сегодня в России происходит настоящий «вагонный бум»: «Заказов много, производители не успевают с ними справляться, мощности вагоностроителей загружены полностью». Однако, предупреждает он, нужно понимать, что такая ситуация не продлится вечно: «Мы в компании «СДС-Маш» (отраслевой холдинг СДС — «А-П») исходим из того, что через два года в российском вагоностроении появится конкуренция — насытится спрос, железнодорожная сеть столкнётся с ограничением своих пропускных возможностей. И тогда перевозчики окажутся перед выбором, использовать новые, более эффективные вагоны, или возить грузы на старых марках. Вагоны ведь всё равно придётся менять, по мере их списания по возрасту и износу, и при выборе поставщиков мы ожидаем уже появление острой конкуренции. Чтобы сохранить своё место на вагонном рынке, планируем масштабную модернизацию, переход на выпуск нового вагона. Ведь и другие вагоностроители тоже не стоят на месте. По американской проектной документации налажено производство вагонов современной конструкции на заводе в Тихвине в Ленинградской области. Не стоит на месте и крупнейший российский производитель, «Уралвагонзавод».
Сегодня «СДС-Маш» достраивает вторую линию мелкого и среднего литья в Рубцовске. «Это инвестиционный проект стоимостью 2 млрд рублей и огромного значения для «Алтайвагона», — говорит Альберт Колесников. — Новая линия, которую мы начали строить в прошлом году, позволит улучшить качество вагонного литья, снизить себестоимость, повысить общую эффективность производства на «Алтайвагоне». При этом объём выпуска литья должен увеличиться на 15%. В перспективе на этой производственной площадке планируется строительство еще одной новой литейной линии».
Второй проект — производство нового вагона, более лёгкого, чем нынешние, с большей нагрузкой на ось, 25 тонн вместо нынешней 23,5 тонны — компания будет осуществлять совместно с американскими партнёрами. «Этот проект рассчитан на перспективу и призван обеспечить «Алтайвагону», но, по сути, всей компании, высокую конкурентоспособность, В этом году мы подписали с американскими партнёрами договор на подготовку проектной документации на новый вагон и на строительство линии по его производству. Её мощность составит 5 тысяч вагонов в год, рассчитываем, что с начала 2013 года она уже начнёт работать. Затем будет построена ещё одна такая же линия, возможно, и третья, но по ней пока решения нет. Так или иначе, мощности «Алтайвагона» увеличатся примерно на 15-20%, при этом на них будет выпускаться современная продукция, отвечающая самым высоким требованиям», — рассказывает Альберт Колесников.
Как считает вице-президент СДС, реализация инвестпроектов на «Алтайвагоне», обеспечит уверенное развитие и кузбасскому подразделению — «Кузбасской вагоностроительной компании» (КВСК). Являясь филиалом алтайского предприятия, компания продолжит выпуск подвижного состава, получая с Алтая новую вагонную тележку, и будет выпускать платформы, цистерны, специализированные платформы и т.п. Производство же полувагонов будет полностью сосредоточено в Новоалтайске. Но на КВСК будет развиваться и выпуск кузовов для большегрузных самосвалов БелАЗ, начатый в конце прошлого года. По словам Альберта Колесникова, здесь планируется производить по 10 кузовов в месяц и в будущем освоить производство кузовов грузоподъёмностью 320 тонн (сейчас 220 тонн).
Другое «вагонное» направление,  — капитальный ремонт  — которым занимается ещё одно предприятие СДС ООО «КВРП-Новотранс», как рассказал «Авант-ПАРТНЕРу» его гендиректор Олег Курмашев, тоже в стадии активного роста. Первая очередь завода, рассчитанная на ремонт 420 вагонов в месяц, сейчас работает в режиме 900 вагонов месяц. Рост заказов потребовал дополнительных инвестиций в объёме 180 млн рублей на приобретение новых, более высокопроизводительных станков и оборудования. При этом в августе этого года на предприятии было заложено строительство второй очереди предприятия. После её запуска мощности завода удвоятся и составят 20 тыс. вагонов в год.
Но даже такого роста недостаточно для того, чтобы удовлетворить потребности угольных компаний, считает Олег Курмашев, поэтому он не видит особой конкуренции в другом проекте по организации ремонта вагонов, который в Новокузнецке реализует ООО «Сибирская вагоноремонтная компания» (СВРК, дочернее предприятия новосибирского оператора ООО «ЗапСибТранссервис»). Как сказано на сайте компании, СВРК, основанная в феврале 2009 г., сейчас имеет проектную мощность по ремонту 3,5 тыс. вагонов в год. Однако основной целью создания СВРК было развитие собственных производственных мощностей, предназначенных для ремонта железнодорожного подвижного состава, как принадлежащего «ЗапСиб-Транстелеком» (на сегодня это более 7 тыс. вагонов), так и сторонних компаний (в Кузбассе основные клиенты компании – предприятия «ЕвразХолинга»). Проектная мощность нового производства составит порядка 5 тыс. ремонтов год. Объём необходимых капложений в строительство оценивается в более чем 600 млн рублей. Как пояснили «Авант-ПАРТНЕРу» в областной администрации, которая включила проект в список приоритетных для региона, построить предприятие планируется через 2-3 года.
Отдельное направление нового транспортного машиностроения – предприятие ООО «КузбассАвто» группы компаний «МаррТЭК». Председатель Совета директоров «МаррТЭК» Ралиф Сафин весной этого года, подписывая соглашения о сотрудничестве с областной администрацией сообщил, что сегодня, продукция завода «КузбассАвто» активно продаётся на территории России: «Покупают Алтайский край, Новосибирская и Кемеровская области, Сочи, Кисловодск, Петрозаводск, Московская область». Как пояснили на предприятии, выпуск малотоннажных (4,7 т) грузовиков был начат в текущем году, и за 8 месяцев предприятие произвело 239 штук. Выпуск городских автобусов растёт ежемесячно и по сравнению с прошлым годом вырос в 5 раз. «Действительно, ставка на потребности городов в малых автобусах, а мелкого бизнеса — в малотоннажных грузовиках, начинает себя оправдывать», — пояснил представитель завода. «Мы думаем, спрос на российском рынке: 1500 автобусов в год и 15 тысяч грузовиков HYUNDAI в год», — оценивал спрос на этот транспорт Ралиф Сафин весной.
 
Кадрово-инновационный ответ
У производства четыре кита, считает Олег Курмашев: кадры, основные средства, техническая комплектация и деньги. Но, если можно привлечь деньги, построить предприятие, оснастить его оборудованием, а при этом на новом производстве некому будет работать, не стоит и «дело затевать». По его мнению, кадровый вопрос, сейчас главный для отрасли. Согласен с этим и Евгений Подъяпольский: «Есть острая потребность в кадрах буквально всех специальностей. И рабочих и управленческих». В первую очередь о кадрах говорит и Альберт Колесников.
По словам Сергея Никитенко, Ассоциация машиностроителей Кузбасса в рамках соглашения с областным департаментом труда и занятости населения сегодня помогает оформлять заявки на обучение специалистов в рамках программы опережающего обучения работников предприятий, занимающихся реорганизацией и модернизацией. По данным департамента, машиностроители стали одними из самых активных работодателей. Из 841 человека, прошедшего переобучение за 8 месяцев текущего года, 366 (44%)  — это работники машиностроительных предприятий Новокузнецка, Прокопьевска, Кемерова, Юрги. Сегодня на рассмотрении находятся и новые заявки.
Сами предприятия тоже занимаются и «закреплением», и привлечением, и обучением кадров (подробнее см. «Блиц-опрос»). При этом, как говорят руководители, в кадровой политике все сильнее инновационный аспект. С одной стороны, отрасль заинтересована в выпуске инновационной продукции, на которую есть спрос. С другой, оснащаются предприятия в основном импортным оборудованием (в России большинство станков, оборудования и инструмента просто не производится). Всё это, естественно, требует другой подготовки кадров. И от того, насколько адекватным будет кадровый ответ машиностроителей, во многом зависит и будущее уже стартовавший и запланированных машиностроительных проектов.
Александра Фомина
 

Рубрики:

Деловые новости

[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве
[25 апреля] Доля кузбасской продукции в торговых сетях региона выросла до 22%

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко