-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 20.09.2011

Сергей Кузнецов: «Сегодня мы можем твёрдо сказать – в Кузбассе машиностроение есть»

Сергей КУЗНЕЦОВ, заместитель губернатора области по промышленности, транспорту и предпринимательству
Накануне Дня машиностроителя «Авант­ПАРТНЕР» побеседовал с заместителем губернатора области по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергеем КУЗНЕЦОВЫМ о состоянии машиностроительной отрасли Кузбасса сегодня, о том, как она пережила кризис и какие планы и перспективы есть у отрасли в ближайшем будущем.
 
— Сергей Николаевич, не секрет, что нашей машиностроительной отрасли в кризис пришлось очень тяжело. Как сегодня чувствует себя отрасль и отдельные предприятия?
— Сегодня мы можем твёрдо сказать — в Кузбассе машиностроение есть, и нам его удалось сохранить в кризис — это самое главное.
В 2010 году предприятиями машиностроения произведено продукции на сумму 33,2 млрд рублей (159% к 2009 году), в том числе производство машин и оборудования составило 24,1 млрд рублей (142%), производство электрооборудования 4,3 млрд рублей (130%), производство транспортных средств 4,8 млрд рублей (в 4 раза).
В 2010 году значительный рост объёмов производства достигнут на предприятиях транспортного машиностроения. Так, на ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» производство полувагонов увеличилось в 10 раз по сравнению с 2009 годом и составило 1276 шт. Создание нового предприятия ООО «Кузбассавто» (Ленинск-Кузнецкий р-н) положило начало развитию нового направления в Кемеровской области  — производству пассажирского автотранспорта. Совместно с корейской фирмой Хёндай в 2010 году предприятием было выпушено 260 автобусов марки HYUNDAI COUNTY KUZBASs  и 96 грузовых автомобилей HYUNDAI — HD-78 KUZBASs .
На предприятиях, выпускающих ГШО, наибольший рост объёмов производства достигнут на предприятиях: «Юргинский машиностроительный завод» (в 1,8 раза),  ООО «НПО «Развитие»  — (в 1,3 раза к 2009 году), на ООО «ПО «Кузбассэлектромотор» (в 1,7 раза), ООО Киселевский филиал ОАО «ОМТ» (в 4 раза).
А теперь, на той основе, которую мы сохранили, нужно развивать его дальше. Чтобы оно было актуальным, интегрированным в экономику Кузбасса, России и мира.
 
— Какие проблемы остались? И как Вам видится их решение?
— Что такое машиностроение в мировом масштабе? Первое  — это станкостроение. У нас не только в Кузбассе, в стране нет нормального станкостроения. Нет высокотехнологичных станков, хорошего современного оборудования, которое изготавливает детали с высокой точностью обработки, прессования, из новых материалов, из новых марок стали. В Кузбассе до сих пор на отдельных заводах работает оборудование, которое ещё вывезено из Германии по программе реституции после Великой отечественной войны. Эти немецкие станки — хорошие, прочные, но морально устаревшие, не актуальные. Поэтому сегодня нам приходится закупать современное оборудование за границей: в Европе, Германии. Очень сильный прорыв сделал сейчас Китай, где создают целые обрабатывающие центры, многофункциональные станки, работающие на электронике. Кроме того, для работы на этом современном оборудовании необходим и качественный инструмент, производство которого также можно наладить у нас на машиностроительных заводах.
Второе — мы упустили подготовку кадрового резерва. Сегодня машиностроение — это работа технологов, конструкторов и, конечно, исполнителей, которые владеют современными технологиями управления на местах. Сегодня исполнитель — это не только тот человек, который непосредственно «стоит у станка», но и тот, кто с компьютера управляет станком. Восполнению этого кадрового дефицита служит Программа по опережающему профессиональному обучению и переподготовки кадров для предприятий, осуществляющих модернизацию производства, разработанная совместно Ассоциацией машиностроителей Кузбасса и Департаментом труда Кемеровской области. Прошёл первый этап её реализации с крупными машиностроительными предприятиями г.г. Кемерово, Новокузнецк, Юрга, Анжеро-Судженск. На стадии реализации второй этап со средними машиностроительными предприятиями г.г. Лениск-Кузнецкий, Междуреченск, Киселёвск и Новокузнецк. Программа показала хорошие результаты: сотни специалистов-машиностроителей прошли обучение и получили вторую специальность или получили более высокую квалификацию по существующей. Но только одной этой программы недостаточно. Поэтому в этом году на базе СибГИУ в Новокузнецке создан Институт машиностроения и транспорта, который с одной стороны должен начать подготовку современных технологов в машиностроении, а, с другой, сохранить и поддержать нашу научную школу в этих отраслях.
Ещё одна проблема — литейное производство — способность отливать детали из современных марок стали.
Немецкие автомобили ценятся своими двигателями и подвеской, которые сразу отливаются без дальнейшей механической обработки. Двигатель БМВ или АУДИ полностью цельнолитой — это высокоточное литьё. У нас такого нет, а это и есть основа качества и себестоимости продукции машиностроения. Это очень большая и сложная задача для всей машиностроительной отрасли.
Все вышеназванные проблемы, в какой-то степени и призвана решать созданная в прошлом году Ассоциация машиностроителей Кузбасса.
 
— Какую роль должна сыграть, по Вашему мнению, Ассоциация машиностроителей Кузбасса?
— Конечно, прежде всего, Ассоциация преследует цели коммерческого развития каждого отдельного предприятия, входящего в неё. Но это ещё и экспансия наработки заказов, распределённых между собой и, конечно, технологическое и гуманитарное развитие всей отрасли в регионе совместными усилиями её представителей. Можно сказать, что прошедший год отработали очень успешно. Огромное спасибо членам Ассоциации, которые поверили в этот процесс, которые принимают активное участие в её работе. Сейчас главное — поставить для себя новые цели, новые задачи, на следующий период. За первый год мы прошли эмоционально-оценочный этап, притёрлись друг к другу, начали работать, дальше — нужно развиваться. Для этого нужны значимые инновационные проекты и направления, необходим новый подход в связях с наукой.
На базе Ассоциации организовано взаимодействие с ведущими ВУЗами СибФО в целях создания новых инновационных образцов продукции для дальнейшего производства на рынок. Кроме того, в рамках Ассоциации реализуется ряд проектов, такие как «Инструмент» — развитие производства металлорежущего инструмента; проекты «Сварка и сварочные технологии», «Безопасность и контроль производства» и др.
В управлении промышленности, совместно с СО РАН начата разработка Программы «Содействие модернизации производства и повышению конкурентоспособности продукции тяжелого машиностроения Кемеровской области» на период 2011 -2014 гг.
Основная задача программы  — консолидация значимых проектов и основных мероприятий по развитию базовых предприятий отрасли, а также привлечения всех видов и ресурсов поддержки в её реализации. Почему именно тяжёлого машиностроения? Это направление выбрано вследствие значимости данного сектора, его существенного влияния на структуру и характер всей отрасли в регионе.
Программа «Содействие модернизации производства и повышения конкурентоспособности продукции тяжёлого машиностроения Кемеровской области» будет охватывать предприятия, объём производства которых составляет более 48% объема всего машиностроения и структурно направлено на развитие самого крупного сектора — производства ГШО и транспорта.
Программа — это инструмент, который позволит отработать основные механизмы и подходы для развития тяжёлого машиностроения региона и дальнейшего распространения на все предприятия машиностроения. Одно из ключевых мероприятий Программы — это формирование механизмов по содействию в проведении модернизации производства и создании наукоемкой продукции для предприятий тяжелого машиностроения.
Данный процесс должен осуществляться в тесном взаимодействии с ведущими ВУЗами СибФО с привлечением отраслевых институтов и малых инновационных предприятий. Именно малый бизнес, малые инновационные предприятия должны сыграть ведущую роль в создании перспективных образцов продукции будущего машиностроения.
Малый бизнес он ведь очень подвижный, мобильный. На предприятиях малого бизнеса можно производить как отдельные детали, так и разрабатывать какие-то новые технологии. Необходимо выстроить горизонтальные связи между предприятиями. Крупным предприятиям, а именно такие входят в состав тяжелого машиностроения, нужно приучаться отдавать на аутсорсинг некоторые функции. Процесс это, конечно, тяжёлый. Но нигде в мире нет такого, чтобы предприятие было настолько вертикально интегрировано, что все функции были бы собраны на его базе. Все понимают, насколько это неэффективно. Вот и нам надо стремиться к более эффективному производству. Нужно организовать этот процесс, обставить его системой контроля, научиться договариваться.
Другая задача — это отработка в рамках Программы нормативно-правовой базы по поддержке нашего регионального машиностроения. По некоторым параметрам она уже устарела, не актуальна. Задача — сделать государственную поддержку весомой, а основные нормы содействия — доступными.
 
— Какие перспективы развития Вы видите у кузбасского машиностроения?
— Мы живём в угольном регионе, поэтому, первое, на что должно ориентировать кузбасское машиностроение, это, конечно, продукция для угледобывающей промышленности. (Всё то, что обеспечивает работу под землёй и в открытых разрезах, и то, что предназначено для вывоза угля из разрезов, из шахт)
Это угольное и транспортное машиностроение. Прежде всего, современное оборудование для подземной добычи угля — проходческая и очистная техника, электрооборудование, а также вагоны, которые могут разгружаться на вагоопрокидывателях, на эстакадах, — как необходимое средство для доставки и перевозки угля.
И здесь наряду с предприятиями, которые традиционно работают на обслуживание угольной и горно-рудной отрасли, такими как Юргинский машиностроительный завод, Анжерский машиностроительный завод, производственное объединение «Гормаш», г. Киселевск, ООО «Завод «Красный Октябрь» в Ленинске-Кузнецком и др., для нас очень отрадно, что у нас стало развиваться транспортное машиностроение. Это  — кузбасский филиал «Алтайвагона» (СДС-Маш), который занимается выпуском вагонов. А с этого года начал делать самый большой элемент для Белазов  — платформы грузоподъёмностью 130 тонн для перевозки угля и платформы грузоподъёмностью 220 тонн для перевозки породы, плюс сейчас идёт запуск производства некоторых запасных частей для Белазов. И, конечно же, нельзя не отметить Новокузнецкий вагоностроительный завод, который возник в результате диверсификации Завода по ремонту металлургического оборудования на ОАО «НКМК», в годы кризиса и в годы, когда был жёсткий дефицит с вагонами.
Кроме железнодорожной стратегии, очень отрадно появление нового транспортного направления в кузбасском машиностроении — производство грузопассажирского транспорта. Мы чётко и очень ярко видим его развитие. Например, в прошлом году в Лениске-Кузнецком районе у нас открылся завод по производству автобусов Hyundai County Kuzbass и грузового автомобиля Hyundai HD 78, HD 120.
Тема транспортного машиностроения для перевозки пассажиров получила своё развитие. 
Сейчас на машиностроительной базе завода в г. Прокопьевске планируем организовать сборочный цех по производству и ремонту трамваев и троллейбусов. А в дальнейшем, я думаю, мы перейдём на сборку белорусских автобусов МАЗ, а трамваи (современные, европейского класса) и троллейбусы будут выходить под маркой Белкомунмаш.
Транспортная инфраструктура вообще очень актуальна для Кузбасса, причём, здесь закладывается очень серьёзная социальная ответственность. Ведь Кузбасс — это высокая концентрация городов и их сателлитов, угольных и промышленных предприятий. Кроме того, что мы возим тяжёлые грузы, это же и перевозка всех наших людей, тех которые обеспечивают работу всего промышленного комплекса. Транспортная доступность, удобство и комфорт передвижения должны быть и у семей этих людей, которые трудятся на промышленных предприятиях, это должно входить в жизненный стандарт.
Необходимость в хорошо налаженной транспортной инфраструктуре, оснащённой современным парком, а также близость сервисных услуг для этого парка  — очевидна. Поэтому я считаю, что это очень хороший этап развития кузбасского машиностроения, у которого есть все перспективы для дальнейшего роста.
 
В канун празднования Дня машиностроителя, главного праздника в нашей самой интеллектуальной и инновационной отрасли хочу пожелать не останавливаться на достигнутом.
Сегодня машиностроители показывают хорошие результаты, но нужно ещё много сделать, чтобы это развитие стало по настоящему наукоемким, интегрированным в сотрудничестве с малыми предприятиями.
Хочу пожелать кроме производственных успехов и больших заказов, также уверенности в завтрашнем дне и творческого подъёма, ну и, конечно же, достатка в семьях, удачи и крепкого здоровья всем Вам и Вашим близким.
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением
[25 апреля] Дорогу до аэропорта Шерегеш планируют построить за 7,4 млрд рублей к концу 2027 года
[25 апреля] Учредитель и сотрудники новокузнецкой фирмы по торговле ГСМ обвиняются в уклонении от налогов на 653 млн рублей
[25 апреля] Разрез «Тайлепский» заплатит за нанесенный ущерб почве

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко