-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban
[22 апреля] Круглый стол: «Спектр рисков договора подряда: уголовная, гражданско-правовая и экологическая ответственность»
[19 апреля] Пассажиры московского метро стали реже читать и больше работать
[18 апреля] Горняки УК «Кузбассразрезуголь» установили всероссийский рекорд по транспортировке горной массы самосвалом БЕЛАЗ


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 23 от 20.09.2011

Апрельское дежавю или «где бензин»?

В начале сентября на автозаправках области произошли перебои с поставками бензинов АИ­92 и АИ­95, после которых цены на топливо несколько поднялись. Автовладельцы стали опасаться повторения ситуация прошлой весны, когда по всей стране заправить машины можно было только отстояв в огромных очередях. К счастью, опасения эти не оправдались, однако, участники рынка уверяют, что апрельский кризис ещё не закончился и больнее всего он ударяет по независимым операторам автозаправочных станций (АЗС).
 
ФАСовский расклад
Напомним, что перебои с топливом в России, и в Кемеровской области в частности, начались в апреле 2011 года. По мнению экспертов, дефицит стал итогом давления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) на нефтяные компании. Если быть более точным, к кризису привело введение новых положений правил реализации нефтеперерабатывающими заводами ГСМ на электронных биржевых площадках, а также увеличение экспорта нефтепродуктов и сдерживание цен на них на внутреннем рынке. Тем не менее, российские эксперты утверждают, что провалы с поставками бензина и керосина происходят постоянно, как правило, два раза в году. И совпадают с остановкой нефтеперерабатывающих заводов на плановую профилактику весной и осенью. В любом случае всё упирается в недостаточные объёмы производства топлива.
По мнению специалистов Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по Кемеровской области, ситуация, сложившаяся в первом полугодии 2011 года в российских регионах, характеризовалась недостаточным предложением автомобильных бензинов, что могло повлечь за собой повышение цен на последние. В частности, кризис был обусловлен ростом потребления нефтепродуктов в России, в том числе и на территории Кемеровской области, а также неготовностью ряда нефтяных компаний к исполнению требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118.
Для предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов были заключены четырёхсторонние соглашения с нефтяными компаниями. В рамках этих соглашений нефтяные компании взяли обязательства:
— модернизировать свои НПЗ для перехода на производство более качественных видов нефтепродуктов согласно установленного графика реализации инвестиционных проектов;
— обеспечить достаточное производство высококачественного моторного топлива и предложение на внутренний рынок.
ФАС России полагает, что эти обязательства направлены на недопущение ограничения конкуренции на рынках нефтепродуктов — в том числе таких, как сокращение поставок на внутренний рынок и ущемление интересов потребителей (оптовых, мелкооптовых и розничных).
На этом фоне стоит отметить, что Кузбасс, как никакой другой сибирский регион, нуждается в стабильности топливного рынка. Поздравляя в конце августа с наступающим профессиональным праздником нефтяников и газовиков, заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Сергей Кузнецов отметил, что в течение последних лет на территории Кузбасса оборачивается более 3 млн тонн нефтепродуктов ежегодно. Потребление нефтепродуктов в области примерно на 30% выше, чем в соседних регионах. Это связано с развитой горнодобывающей промышленностью, которая потребляет более 60% дизельного топлива от общего объёма потребления области.
По данным областной администрации, всего на территории Кузбасса торговлю моторным топливом осуществляют 432 АЗС. Из них 295 входят в состав вертикально интегрированных компаний. По результатам проведённого анализа состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кемеровской области за 2009 год Кемеровским УФАС России установлено, что лидирующие позиции на всей территории Кемеровской области занимает ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс». Доля рынка компании по розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива составила на тот период: АИ-76  — 63,7%, АИ-92  — 71,6%, АИ-95 — 71%, АИ-98  — 63,4%, ДТ — 74,1% .
 
Плата за низкую цену
По данным Кемеровского УФАС, в целом за первое полугодие 2011 года розничные цены на бензины автомобильные и дизельное топливо выросли в регионе на АИ-76 — на 3,3%, АИ-92 — 0,5%, АИ-95 — 2,5%, АИ-98 — 2,8%, ДТ — 2%.
При этом отмечается, что в период с января по февраль 2011 года наблюдалось снижение розничных цен на нефтепродукты: бензин АИ-76 в этот период подешевел на 3,3%, АИ-92 — на 3,2%, АИ-95  — на 4,9%, ДТ — на 5%. Во второй половине мая на розничном рынке наблюдалось увеличение цен на нефтепродукты.
На сегодняшний день, как утверждают в Управлении, изменение розничных цен в регионе находится в пределах повышения стоимости на нефтепродукты на оптовом рынке. При этом розничные цены на нефтепродукты (АИ-92 — 21,8 рублей за литр, АИ-95 — 25 рублей за литр, Дт — 21,3 рубля за литр) в Кемеровской области, по данным Управления, остаются одними из самых низких в Сибирском Федеральном округе. Так, в Омской области цена на АИ-92 – 23 рубля за литр, АИ-95 – 24,3 рубля за литр, Дт — 22,8 рубля за литр, в Алтайском крае АИ-92 — 23,1 рубля за литр, АИ-95 — 24,8 рублей за литр, Дт — 23 рубля за литр, в Красноярском крае АИ-92  — 26 рублей за литр, АИ-95 — 28 рублей за литр, Дт — 24,2 рублей за литр.
Известно, что сравнительно низкие цены на топливо в регионе достигаются усилиями властей. Для потребителей и экономики региона в целом в этом присутствует безусловный положительный момент. Но сдерживание цен отрицательно сказывается на независимых операторах АЗС.
«На Ачинском НПЗ стоимость бензина АИ-92 доходит до 35 тысяч рублей за тонну, то есть один литр бензина обходится нам в 26 рублей, а выставлять мы его должны по требованию областной администрации за 21 рубль 50 копеек»,  — говорит директор КМП-Ойл Владимир Муравьёв.
В этих условиях крупные компании компенсируют свои убытки за счёт других статей доходов, например, реализации топлива в других регионах, а вот местные операторы уже начинают продавать свой бизнес. По информации «Авант-ПАРТНЕРа», в процедуре банкротства находится ООО Корпорация «Вира» (г. Киселёвск). Компания «Баррель» продала часть своих заправок «Лукойлу».
В Кемеровском УФАС России отсутствует информация о продаже бизнеса независимыми участниками розничного рынка нефтепродуктов, в том числе вертикально-интегрированным компаниям. Однако в управлении отметили, что в случае осуществления указанных сделок, доля вертикально-интегрированных компаний может увеличиться, что с точки зрения антимонопольного законодательства не является нарушением, но для развития конкуренции в регионе может оказать негативное влияние.
 
По информации агентства «Интерфакс», ФАС России внесла в правительство законопроекты «Об обороте нефти и нефтепродуктов» и «О рыночном ценообразовании на нефтепродукты». Первый законопроект предусматривает ограничение на владение АЗС для одной нефтяной компании в пределах одного региона в размере 35% по мощностям и 25% — по хранению. Законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ» предлагает создать стабильную систему ценообразования, которая не допустит роста цен без объективных причин. Для определения справедливой цены при крупно оптовой торговле моторным топливом, мазутом и авиатопливом на территории России ФАС предлагает использовать три параметра: индексы цен сопоставимых зарубежных рынков, индексы цен внебиржевого внутреннего рынка и индексы биржевых цен.
Кроме того, 7 сентября было подписано Постановление Правительства № 748, которое вносит изменения в Технический регламент по топливу и переносит сроки перехода на топливо европейских стандартов.
Документ разрешает выпуск в оборот бензинов и дизельного топлива класса 2 (евро 2) до 31 декабря 2012 г. На данный момент оборот этого класса топлива разрешён до конца 2010 года, за исключением бензина Аи­92, оборот которого разрешён до сентября 2011 года.
Оборот бензинов и дизтоплива класса 3 (евро­3) разрешается до 31 декабря 2014 года вместо принятого в действующем техрегламенте срока — до 31 декабря 2011 года.
Оборот класса 4 (евро­4) разрешается до 31 декабря 2015 года, тогда как по действующему техрегламенту — до 31 декабря 2014 года. Оборот топлива класса 5 не ограничен.
Из техрегламента исключён такой показатель как «октановое число автомобильного бензина». Согласно действующему техрегламенту, оборот бензина с октановым числом Аи­92 разрешён до 6 сентября 2011 года.
Изменения в техрегламент предполагают постепенное снижение содержания сероводорода в мазуте.
 
Тем временем региональные власти продолжают бороться за сдерживание цен на топливо и бесперебойное снабжением им кузбасских АЗС. Из-за того, что розничные цены на бензин в Кузбассе дешевле оптовых, перекупщики стали вывозить топливо из региона цистернами. В начале сентября при первом заместителе губернатора Валентине Мазикине состоялось совещание с руководителями компаний-поставщиков ГСМ. На совещании было принято решение полностью запретить вывоз бензина за пределы области и выставить на выездах из региона специальные посты.
Параллельно с этим для сдерживания цен и бесперебойного снабжения моторным топливом кузбасских АЗС коллегия областной администрации приняла решение до конца текущего года не распространять на большие бензовозы запрет, согласно которому тяжёлым грузовикам ограничено передвижение по региональным и межмуниципальным дорогам. Причём льгота распространяется только на тех перевозчиков ГСМ, которые ввозят моторное топливо в Кузбасс.
Не стоит забывать о строительстве в Кемеровской области собственных нефтеперерабатывающих заводов, запуск которых, по мнению властей, должен положительным образом сказаться на развитии конкуренции на рынке нефтепродуктов. По словам Сергея Кузнецова, на сегодняшний день в области уже имеются мощности для переработки почти 450 тысяч тонн нефти. В 2010 году на строительство, реконструкцию и модернизацию нефтегазовых производств затрачено более 8 млрд рублей. В 2012 году планируется ввод в эксплуатацию НПЗ «Северный Кузбасс» первой установки мощностью переработки 800 тысяч тонн в год. На 70% построен Яйский НПЗ (ЗАО «Нефтехимсервис»). К 2017 году в области планируется увеличить объёмы переработки нефти до 5,5 млн тонн. Это должно в значительной мере уменьшить зависимость региона от внешних поставок горюче-смазочных материалов.
В УФАС по Кемеровской области «Авант-ПАРТНЕРу» пояснили, что, несмотря на значимость открытия НПЗ в Кузбассе, спрогнозировать в связи с этим изменение розничной цены на нефтепродукты в Кемеровской области в настоящее время не представляется возможным, поскольку ещё не сложился круг оптовых покупателей нефтепродуктов с местных нефтеперерабатывающих заводов.
В целом же цены на бензины автомобильные и дизельное топливо, по прогнозу Федеральной антимонопольной службы, возможно, будут повышаться в пределах уровня инфляции. Повторения весеннего кризиса, когда одни заправки опустели, а на других выстраивались очереди автомобилистов, по мнению ФАС России, не предвидится.
Максим Москвикин

Рубрики:

Деловые новости

[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг.
[22 апреля] В Междуреченске планируется реконструкция ЛЭП за 3,4 млрд рублей
[19 апреля] Поступления налога на прибыль в областной бюджет в первом квартале сократились на 60%
[19 апреля] Главу КУМИ Ленинска-Кузнецкого приговорили к 7 годам условно со штрафом в 2 млн рублей
[18 апреля] Tele2 увеличит количество 4G частот в крупных городах Кузбасса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко