-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 06.09.2011

Вечно живой

 
Семьдесят лет назад родился Сергей Довлатов (1941–1990), самый популярный русский прозаик второй половины ХХ века. Солженицына и Астафьева почитают, но не читают, Трифонова, Шукшина, Битова и Аксенова изредка перечитывают, но интерес к ним во многом уже историко­литературный: так, изобразители давно прошедшей эпохи. А Довлатов остаётся актуальным писателем, потому что он был певец тихого обыденного абсурда, а это один из главных компонентов нашей действительности.   
 
«К отставному полковнику Берендееву заявился дальний родственник Митя Чирков, выпускник сельскохозяйственного техникума. «Дядя, — сказал он, — помогите! Окажите материальное содействие в качестве двенадцати рублей! Иначе, боюсь, пойду неверной дорогой!» — «Один неверный шаг, — реагировал дядя, — ты уже сделал. Ибо просишь денег, которых у меня нет. Я же всего лишь полковник, а не генерал». — «Тогда, — сказал Чирков, — разрешите у вас неделю жить и хотя бы мимоходом питаться». — «И это утопия, — сказал культурный дядя, — взгляни! Видишь, как тесно у нас от мебели? Где я тебя положу? Между рамами?» — «Дядя, – возвысил голос захолустный родственник, — не причиняйте мне упадок слёз! Я сутки не ел. Между прочим, от голода я совершенно теряю рассудок. А главное — сразу иду по неверной дороге». — «Дорогу осилит идущий», — не к месту сказал Берендеев».
С чем­чем, а с абсурдом у нас всегда хорошо. Читаю заметку пресс­службы областной администрации: «Областная антитеррористическая комиссия рассмотрела меры по усилению общественной безопасности в период проведения Дня знаний… Главам городов и районов Кузбасса, руководителям образовательных учреждений поручено провести комплексное обследование школ, домов­интернатов, дошкольных учреждений, и высших учебных заведений и прилегающих к ним территорий на предмет антитеррористической и пожарной защищенности… Привлечь кинологов со служебными собаками, организовать инструктажи… Принять меры по недопущению случаев продажи и употребления спиртных напитков в местах проведения Дня знаний». Наверно, комиссия права, когда пытается соломки подстелить, да не простой, а противопожарной. И безудержная пьянка по случаю 1 сентября вещь хоть и абсурдная, но привычная: что ж поделаешь, если у нас где знания, там и водка. У Довлатова много интеллигентных пропойц, взять хоть этот отрывок:
«А где мои брюки?» — спрашиваю. – «Вера тебя раздевала, — откликнулся Марков,  — спроси у неё». — «Я брюки сняла, — объяснила Вера, — а жакет — постеснялась...» Осмыслить её заявление у меня не хватило сил. «Логично», — высказался Марков. «Они в сенях, я принесу...» — «Ты лучше принеси опохмелиться!.. Надо же русскому диссиденту опохмелиться, как по­твоему?!.. Академик Сахаров тебя за это не похвалит».
Включаю ТВ, местные новости. Кандидат в думские депутаты, известный актёр рассказывает по телевизору: он переговорил с Олегом Табаковым, очень важно, чтобы Московский художественный театр приезжал к нам почаще, а кузбасские театры показывались бы в Москве, Табаков целиком за… Вообще­то МХТ и так к нам зачастил, каждый год приезжает. А кузбасские театры и так в Москве регулярно показываются: Прокопьевская драма схлопотала «Золотую маску», кемеровская «Ложа» и мариинское «Желтое окошко» частые гости на самых престижных фестивалях, Кемеровская драма недавно побывала на фестивале в Малом театре, а наши кукольники аж в норвежском посольстве играли… Наверное, у столичного актера не было случая познакомиться с кузбасскими театрами, но он очень хочет всем понравиться. Он вообще­то новокузнецкий уроженец, Рогожина в «Идиоте» играл, мог бы надеть маску этакого угрюмого сибирского мужика. Но пока что напоминает со своими предвыборными обещаниями именно довлатовского персонажа.
«Разговоры с Михал Иванычем требовали чересчур больших усилий. Они напоминали мои университетские беседы с профессором Лихачевым. Только с Лихачевым я пытался выглядеть как можно умнее. А с этим наоборот — как можно доступнее и проще. Например, Михал Иваныч спрашивал: «Ты знаешь, для чего евреям шишки обрезают? Чтобы калган работал лучше...» И я миролюбиво соглашался: «Вообще­то, да... Пожалуй, так оно и есть...» Вот так и наш актёр: видно, что политика для него дело новое, и он всё никак не может найти верного тона.
Другому кандидату в депутаты, бывшему чемпиону по боксу, даже не нужно ничего изображать: он и так Куинбус Флестрин, то есть Человек­Гора; так лилипуты называли Гулливера, который пользовался у них необыкновенной популярностью. С таким телосложением стоит складно произнести две фразы — сразу же покажешься златоустом. Но и этот гигант мельчит, суетится перед камерой: например, делает прививку против клещевого энцефалита. Мало того, что клещи в лесах давно уснули, они только в мае­июне активные. Мало того, что бывают в жизни процедуры, которые не стоит выносить на всеобщее обозрение. Но ты же чемпион, ты таких амбалов в ринге не боялся  — а тут какой­то клещ. Это всё равно что слон, который боится мыши.            
Довлатов подобных мегантропов тоже изображал, и вполне сочувственно, но они у него по крайней мере вели себя правильно. Вот он пишет про одного своего предка: «Дед Исаак очень много ел. Батоны разрезал не поперек, а вдоль. В гостях бабка Рая постоянно за него краснела. Прежде чем идти в гости, дед обедал. Это не помогало. Куски хлеба он складывал пополам. Водку пил из бокала для крем­соды. Во время десерта просил не убирать заливное. Вернувшись домой, с облегчением ужинал...»
А вот про другого: «Если что­то раздражало деда, он хмурил брови и низким голосом восклицал: «АБАНАМАТ!» Это таинственное слово буквально парализовало окружающих. Внушало им мистический ужас. «АБАНАМАТ!» — восклицал дед. И в доме наступала полнейшая тишина. Значения этого слова мать так и не уяснила. Я тоже долго не понимал, что это слово означает. А когда поступил в университет, то неожиданно догадался. Матери же объяснять не стал. Зачем?..» Какие люди были – поневоле залюбуешься, не то, что нынешнее племя.
Политики Довлатов, кстати, не любил, однажды отчеканил знаменитую фразу: «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов». Морали у него много, но своеобразной: «У хорошего человека отношения с женщинами всегда складываются трудно… Женщины любят только мерзавцев, это всем известно. Однако быть мерзавцем не каждому дано. У меня был знакомый валютчик Акула. Избивал жену черенком лопаты. Подарил её шампунь своей возлюбленной. Убил кота. Один раз в жизни приготовил ей бутерброд с сыром. Жена всю ночь рыдала от умиления и нежности. Консервы девять лет в Мордовию посылала. Ждала... А хороший человек, кому он нужен, спрашивается?»
Буквально на каждую деталь нашего ежедневного абсурда у Довлатова найдется отклик: «На листе картона было выведено зеленым фломастером: СВЕЖИЙ ЛЕЩЬ. «А почему у вас «лещ» с мягким знаком?» – не отставал Красноперов. «Какой завезли, такой и продаем», – грубовато отвечала лоточница». Что там магазинные ценники, у нас в любой газете, а особенно в телевизионных титрах такие перлы встречаются – при Сталине давно уже всех бы пересажали. Одно время я их записывал, потом бросил. Жизнь, безусловно, богаче литературы, и отвеивать от её мякины зерна драгоценного абсурда никакой жизни не хватит. Хотя Довлатов этим в нашей словесности и занимался, упорно как старатель, и в этом залог его бессмертия.
Юрий Юдин
           
 
 
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко