-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 22 от 06.09.2011

Мемуары библиофила

 
Книга «Воспоминания» московского журналиста, краеведа и библиофила, родившегося в Симферополе в 1878 году и умершего в Москве в 1956, сначала существовала в виде нескольких машинописных копий и рукописи в архивном фонде Российской государственной библиотеки им. Ленина.
 
Её автор, сын купца, выпускник юридического факультета Московского университета, до революции — адвокат, присяжный поверенный. Кара­Мурза был также историком театра и театральной столицы, автором статей об актерах и театральных постановках, встречался с поэтами и писателями, устраивал на манер многих собственные «вторники», как представитель богемы пользовался популярностью у «литературной» Москвы.
Библиофильствовал, собирая художественные издания, вступил в знаменитое Русское общество друзей книги (РОДК). Это чудо, что «недобитые» интеллектуалы просуществовали в этом известном сегодня всему библиофильскому миру сообществе с 1920 по 1929 год.
Более трёхсот заседаний провели увлечённые люди, специалисты многих направлений книжного мира, и какие это были встречи! Зачитывались доклады, подавляющее большинство которых посвящалось вопросам библиофильства, библиографии, книговедения, библиотековедения, книгоиздательства, книготорговли и иным, связанным с книгой. Это были самые настоящие научные исследования на «вкуснейшие» книжные разнообразные темы.      
Однако всё имеет конец, тем более, что политика власти в области культуры не приветствовала подобные книжные посиделки: кое­кто из активистов ещё будучи членом действующего РОДК познакомился с тюремными нарами — времена были вегетарианские и за любовь к книгам ещё не убивали, а уже в конце тридцатых некоторые книголюбы взошли на Голгофу.
Вот об этих легендарных девяти годах и написал свои воспоминания активный участник общества Сергей Кара­Мурза. Понятное дело, что внутренний цензор жёстко контролировал мемуарные писания, да и издать их в полном виде в непростое время нечего было мечтать, и все­таки автор умудрился прочесть написанное во Всесоюзной Государственной Библиотеке СССР им. В.И. Ленина на двух заседаниях Секции книговедения 26 января и 16 марта 1945 года.
С этого времени «Воспоминания» стали легендой среди собирателей книг, многими исследователями активно цитировались, а из печати не выходили.
Вот уже и диссертация была защищена по истории РОДК, с которой за небольшие деньги ныне можно ознакомиться с помощью Интернета, но книги не было. Наконец, один из коллекционеров (Ю.С. Бородин) предоставил издателям из московского «Инскрипта» копию рукописи Кара­Мурзы, а «германский сиделец» и активный книжный популяризатор, страстный библиофил Яков Бердический предложил иллюстративный материал из своих библиофильско­экслиблисных закромов — в книге 128 иллюстраций! В результате появилась замечательная книжечка С. Кара­Мурзы, сделанная со всем любокнижным тщанием, со сложным названием: «Русское общество друзей книги. (Московские библиофилы). Воспоминания». Тираж вполне приличный для подобных изданий — 500 экземпляров.
Повторимся, что книжка сделана неравнодушными руками и с любовью. Мелованная бумага подчеркивает благородство иллюстраций. Счастливчики­обладатели теперь смогут лицезреть множество книжных знаков знаменитых собирателей, оформление памяток, выпускавшихся к заседаниям тиражом от 25 до 150 экземпляров в разнообразном библиофильском исполнении,  — великолепный коллекционный материал, ставший лакомой добычей многих собирателей. Помню, один из российских авторитетов от библиофилии почти сразу после личного знакомства в Москве спросил: «А что­то от РОДКа у тебя есть?» После чего подробно рассказал, чего и сколько у него не хватает до полного комплекта.
Никто из серьезных библиофилов при своем становлении на ниве собирательства не избежал знакомства с деятельностью легендарных предшественников из РОДК, тем более что какое­то количество статей все­таки предоставляло возможность узнать кое­что о книжниках далеких и голодных 20­х. Это их коллекционерским усердием удалось сохранить многие редкости полиграфии той поры до нашего времени.
Кара­Мурза, я думаю, прекрасно осознавал необходимость фиксации в истории имен своих друзей­библиофилов. Потому и записывал, что помнил. Но, опять­таки, я уверен, что у него были в руках и в немалом количестве письменно зафиксированные следы деятельности РОДК. Потому­то и получает читатель этих мемуаров много информации, а к ней и эмоции летописца, что замечательно. Это Кара­Мурза сочинил шуточный гимн организации под названием «Аллаверды», который с удовольствием распевали участники праздничных обедов книголюбов. Этот текст читатель может прочитать в книжке в рукописном воспроизведении.
Вот, например, как автор представляет руководителя РОДК: «Владимир Яковлевич Адарюков – бывший помещик Черниговской губернии, бывший варшавский гусар, искусствовед и музейный деятель — был типичным петербуржцем». К тому времени Адарюкова, как и многих иных, уже не было в живых. Иначе, доблестные спецслужбисты обратили бы свои неусыпные взоры на многих из соратников мемуариста: «Происхождение не то!»
Кое о ком автор, написав, делал пропуски при зачитывании воспоминаний с трибуны. Так, к примеру, красочный кусочек о члене РОДК, расстрелянном ученом Александре Чаянове, конечно, нельзя было представлять публично. Это сейчас Чаянов — замечательный отечественный экономист, основатель первого в стране Института сельскохозяйственной экономики, а тогда был — «враг народа». И о некоторых других сподвижниках из осторожности вслух было лучше не упоминать.
А вот в докладах на заседаниях РОДК по поводу ленинских и марксистских книжек, наоборот, приветствовалось не только их упоминание, но и всяческая популяризация. Из песни, как говорится, слова не выбросить, — было. Зато позднее всё встало на свои места: культивируемая сверху мода на «революционное» книжное собирательство на глазах скукожилась. Я видел уже в наше время в продаже и женевские революционные русскоязычные книжечки, и ленинские брошюрки, и прочие прижизненные издания революционеров по очень доступной цене — в разы меньше стоимости тех же летучих книжечек Льва Толстого. И реализация подобного книжного материала растягивалась во времени как резина: мало кто готов был покупать. Но это к слову.
…С выходом «Воспоминаний» Кара­Мурзы заполнена одна из лакун русского библиофильского книгоиздания. Подождем новых книжек — архивы, как и частные коллекции, у нас богатейшие.
Валерий Плющев
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко