-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 21 от 23.08.2011

Газ или не газ?

 
По оценкам экспертов, лидирующим альтернативным моторным топливом в России и мире в целом сегодня является газ. Причём ситуация на российском рынке газомоторного топлива (ГМТ) складывается таким образом, что в скором времени сжиженный углеводородный газ (СУГ) начнёт уступать по количеству работающих на нём автомобилей, а также по объёмам реализуемого топлива компримированному газу (КПГ). Информация, которую удалось собрать «Авант­ПАРТНЕРу» по рынку ГМТ в Кемеровской области, отчасти подтверждает эти выводы. Между тем отчётливо наблюдается другая тенденция. Большинство потребителей в Кузбассе ещё не готовы отказаться от традиционного вида топлива. И на это у них есть свои весомые причины.
 
Газ шагает по стране… не широким шагом
Несмотря на экономический кризис, мировой рынок газомоторного топлива в последнее время постоянно рос. В корпоративном журнале «Газпром» указывается, что ежегодный рост мирового рынка ГМТ в этот период составлял 10%. Причём прежние лидеры направления — Италия, Россия и США были потеснены Китаем, Индией и Бразилией. Особенно отличились Пакистан и Иран, которые к 2010 году заняли первые места в мире по количеству автомобилей, работающих на компримированном газе,  — 2,5 млн и 2 млн газобаллонных машин соответственно. Россия по динамике развития газомоторной отрасли существенно отстаёт от мировых показателей.
На топливном рынке существует два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ (метан) и сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан). Пропан-бутаном заправляют автомобили на газозаправочных станциях сжиженного углеводородного газа (АГЗС СУГ), а метаном — на автомобильных газонакопительных компрессионных станциях (АГНКС).
В России наибольшее распространение получила именно пропанобутановая смесь. По данным Национальной газомоторной ассоциации (НГА), в марте 2011 года на долю СУГ в стране приходилось около 1 млн автомобилей и 3 тысячи заправок. Показатели КПГ куда скромнее — приблизительно 100 тысяч автомобилей и 249 заправок, что на 23 заправки больше, чем в октябре 2010 года. При этом в рамках целевой комплексной программы Газпрома «Развитие газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе на 2007-2015 годы», планировалось всего по стране к 2015 году построить 201 АГНКС, из которых в Сибирском федеральном округе (СФО) — 31. Первые три из них должны были появиться в 2010 году Новосибирске, Новокузнецке и Томске. Но экономический кризис внёс свои коррективы. Согласно данным ООО «Газпром трансгаз Томск», за это время построена и сдана в эксплуатацию АГНКС в Томске. В 2009 году реконструирована АГНКС в Новосибирске, капитально отремонтированы несколько АГНКС в Кемерове. В текущем году запланировано строительство двух АГНКС в Новокузнецке и Новосибирске. Всего в Кузбассе сегодня действует 4 АГНКС: по две в Кемерове и Новокузнецке.
Согласно данным «Газпром трансгаз Томск», общее количество автомобилей, работающих на метане, по итогам 2010 года увеличилось в СФО на 200 единиц. Причём наибольший прирост транспорта, работающего на газомоторном топливе, отмечен в Новокузнецке. Здесь более ста машин перешли на потребление экологически чистого метана. Около 70 единиц техники переоборудовано в Томске, Новосибирске и Кемерове, 34 единицы  — в Братске.
Рекордное годовое увеличение количества автомобилей, работающих на метане, на юге Кузбасса объясняется просто. В феврале 2010 года в области началась добыча метана из угольных пластов на Талдинском и Нарыкско-Осташкинском месторождениях в Новокузнецком районе. Добычу угольного газа ведёт ООО «Газпром добыча Кузнецк». Добытым метаном, помимо прочего, заправляются машины, работающие непосредственно на промысле, а также вспомогательный транспорт Талдинского разреза, разреза «Южный» и торгового дома «Сибирь». В общей сложности более 100 автомобилей. В основном это «ПАЗики» и «ГАЗели», занимающиеся перевозками пассажиров. Однако в пресс-службе «Кузбассразрезугля» «Авант-ПАРТНЕРу» сообщили, что в июне текущего года в компании появился «КамАЗ», работающий на газу. Он развозит уголь населению.
Что касается АГЗС, то только в Кузбассе, по данным, которыми обладает «Авант-ПАРТНЕР», в 2010 году эксплуатировалось более 50 стационарных и передвижных АГЗС. Общее количество компаний-поставщиков этого топлива в регионе насчитывалось на тот момент несколько десятков. Наиболее крупные из них — ООО «Кузбасстрансгаз», ОАО «Кузбассгазификация», ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» (Кемерово) и ООО «Промгаз» (Новокузнецк)
Однако последние события на рынке газомоторного топлива показывают, что данный вид бизнеса становится всё менее рентабельным и многие предпочитают уходить из него. На сегодняшний день приостановил торговлю ГМТ «Кузбасстрансгаз», сокращает количество собственных АГЗС и делает ставку на своём основном направлении  — обеспечение газом населения — «Кузбассгазификация».
«За последний год продажи в нашей компании упали на 30  %,  — рассказывает руководитель одной из компаний, работающих на рынке ГМТ. — Ситуация складывается на рынке непонятная. С одной стороны падают продажи, с другой — оптовики не отпускают газ. Наш газовоз стоит без дела уже несколько дней. Предчувствие, что цена на пропан-бутан опять увеличится».
Всё меньше остаётся на рынке компаний, предлагающих услуги по установке газобаллонного оборудования (ГБО). И дело не только в падении спроса на него. По словам индивидуального предпринимателя Дмитрия Чехутина, в сравнении с 2009 годом цену газобалонного оборудования для пропан-бутана производители увеличили на 1,5 тысячи рублей. При этом стоимость работ по его установке не повысилась, что отрицательно сказывается на рентабельности компании.
Кроме того, по утверждению экспертов, в этом направлении сильно закручиваются гайки со стороны контролирующих органов, что с одной стороны правильно, как ни как газ — это взрывоопасное вещество. С другой, значительно падает рентабельность бизнеса.
Характерно, что в этих условиях продажи СУГ увеличивает только одно предприятие – «Газпромнефть-Кузбасс». В 2009 году компания начала реализацию масштабного проекта по созданию единой сети автозаправочных станций. Планируется, что в Кемеровской области расширится сеть многотопливных автозаправочных комплексов, на которых помимо бензина и дизеля можно заправиться также и газом. В 2010 году компания владела 5 АГЗС в регионе, теперь их стало 6.
 
«Золотой век» прошёл…
«Золотым веком» газомоторного топлива в Кузбассе можно назвать самое начало 2000-х годов, когда в массовом порядке на ГБО переходили многие местные пассажирские автотранспортные предприятия. Свой выбор они остановили именно на метане. В первую очередь газобаллонным оборудованием оснащались городские маршрутки — «ПАЗики». По словам экспертов, в то время маршрутные перевозки были достаточно рентабельными, чтобы ПАТП могли самостоятельно приобретать новую технику и устанавливать на неё газобаллонное оборудование. Все затраты окупались при этом в течение 6-10 месяцев.
Одни пассажирские предприятия пришли к этому самостоятельно, например, в Кемерове это ПАТП-3 и ПАТП-1. Некоторым повезло несколько больше. Так, автопарки Беловского и Тяжинского ГПАТП в 2004-2005 годах были оснащены газобаллонным оборудованием в рамках региональной программы «Энергосбережение». Эти предприятия получили из областного бюджета беспроцентный кредит, который выплачивали несколько лет.
«Наше предприятие получило кредит в 3 млн рублей, – говорит директор Беловского ГПАТП Кемеровской области Александр Богданович. — На эти деньги было переоборудовано более 40 автомобилей нашего автопарка, переоборудованы под действующие нормативы боксы и прочее. В результате применения ГМТ наше предприятие экономило более 1 млн рублей в год».
Однако не всё было так гладко. Эксплуатация техники на газе требует соблюдения определенных правил безопасности, переоборудования боксов и прочее. В то же время сервис газобаллонного оборудования в начале 2000-х годов оставлял желать лучшего. Но и это оказалось не главным препятствием на пути дальнейшего продвижения ГМТ в регионе. Со временем «заоблачная» прибыльность маршрутных такси упала. Предприятия перестали закупать новые автобусы, а те, что они получают в рамках губернаторской программы «Транспорт», работают на дизельном топливе. Между тем установка ГБО на дизельном двигателе значительно сложнее и дороже, чем на карбюраторном. Если газобаллонное оборудование установлено на карбюраторном двигателе, автомобиль может ездить как на газу, так и на бензине. В случае с дизельным двигателем, получается газодизельная смесь в соотношении примерно 50 на 50. Причём самостоятельно или даже с привлечением сервисных служб такое оборудование на автомобиль лучше не устанавливать. ОАО «КАМАЗ» уже наладило выпуск газовых двигателей для «КамАЗов» и «НефАЗов», но такие новые автобусы на порядок дороже, чем дизельные. Поэтому закупать предпочитают последние.
На сегодняшний день в Кузбассе только одно предприятие имеет несколько автобусов, работающих на газодизельном топливе. Это новокузнецкое ПАТП-4. По словам экс-директора предприятия Андрея Горшенина, окупаемость такого транспорта составляет не менее 2-х лет, в то время как автобусы, работающие на бензине и оборудованные под ГМТ, окупаются всего за 10 месяцев.
Таким образом, автопарк, приобретённый когда-то пассажирскими предприятиями области для установки на него ГБО, устаревает и постепенно выводится из эксплуатации. Между тем новые машины, которые можно было бы с выгодой перевести на ГМТ, в ПАТП больше не поступают. Например, в Беловском ГПАТП из почти полусотни автомобилей, работающих на газе, осталось сегодня чуть более 20.
 
…или будет?
Что же мешает развитию рынка газомоторного топлива? По мнению собеседников «Авант-ПАРТНЕРа», большую роль в популяризации ГМТ сыграло бы расширение сети АГЗС и АГНКС. Но, если первых в регионе, сегодня в принципе достаточно, то вторых слишком мало, а строительство их очень дорогостоящее. Бизнес без определенных гарантий на такие вложения не пойдет.
Во-вторых, важным фактором являются цены на газ и установку ГБО, которые последнее время постоянно растут. В результате экономия средств для многих автомобилистов становится незначительной. Согласно данным НГА, на сегодняшний день цена метанового газобаллонного оборудования составляет в среднем 40–60 тыс. рублей (стоимость импортного достигает 150 тыс.), а пропан-бутанового – колеблется в пределах 15–28 тыс. рублей.
Стоимость же самого топлива в регионе составляет: пропан-бутана – до 13,9 рубля, метана 9-10,5 рубля за кубометр. Для сравнения весной 2010 года максимальные цены на газ были 13 рублей и около 8,5 рубля соответственно.
Стоит отметить, что стабильность цен на метан, в отличие от цен на пропан-бутан, гарантирована постановлением Правительства РФ № 31 от 15 января 1993 года, согласно которому, предельная отпускная цена на сжатый газ, производимый АГНКС, не должна превышать 50% от цены реализуемого в данном регионе бензина А-80, включая налог на добавленную стоимость.
По мнению экспертов, отечественная «газомоторка» по-прежнему испытывает дефицит законодательной поддержки (это ещё один фактор, мешающий развитию рынка). В частности, до сих пор не принят закон «Об альтернативных моторных топливах». Тем не менее, в последние годы всё же вступил в силу ряд важных документов. В первую очередь стоит отметить ФЗ «Об энергосбережении». Кроме того, премьер-министр Владимир Путин поручил органам исполнительной власти и организациям подготовить и комплексные программы стимулирования использования природного и сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива. Кроме того, ряд регионов и правительство Москвы приняли решение о переводе части муниципального транспорта на природный газ. Кемеровская область в этом вопросе несколько отстает. Однако, как указывается в официальном сообщении ОАО «Газпром», в июле 2011 года председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев подписали соглашение о сотрудничестве. Документ, в частности, определяет следующие первоочередные направления совместной работы: развитие ресурсной базы угольного метана в Кузбассе, реализацию проекта промышленной добычи метана из угольных пластов, развитие системы газоснабжения Кемеровской области, расширение использования газомоторного топлива, внедрение газосберегающих и энергосберегающих технологий. В соответствии с соглашением, стороны будут содействовать разработке инвестиционного механизма, обеспечивающего оптимальное соотношение источников финансирования проектов по развитию системы газоснабжения региона.
«Авант-ПАРТНЕРу» известно, что продвижение в реализации планов газификации региона, привлечения в ЖКХ энергосберегающих и экологически чистых технологий, в частности строительства газовых котельных, в регионе есть. По словам начальника департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области Анатолия Лазарева, только в 2011 году в области будет запущено две газовых котельных (в Юргинском и Кемеровском районах). Планируется завершить проектные работы по газификации Ленинска-Кузнецкого. Относительно расширения использования газомоторного топлива в регионе договорённости только достигаются. Областная администрация ведет сейчас переговоры с ООО «Газпром трансгаз Томск», обсуждается проект расширения сети станций АГНКС в Кузбассе. Но пока о каких-то результатах в этом направлении, если не считать проект по добыче угольного метана и переводом на этот газ автомобилей, говорить еще рано.
Максим Москвикин
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня
[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко