-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 10.08.2011

Новый литературный «толстяк»

 
 
Журнал «Университет Культуры», как издание Кемеровского государственного университета культуры и искусств, уже имеет свою историю — вышло три номера.
 
Сначала увидел свет литературно­художественный альманах без нумерации библиофильским тиражом в 100 экземпляров ещё в 2009 году. Уже «пробный» номер «Университета Культуры» стал заявкой на полноценный журнал из семейства «толстяков», издание которых характерно для нашей страны. И следующий номер не заставил себя ждать, тираж вырос в два раза, до двухсот экземпляров, что опять­таки говорит о его библиофильской величине.
Третий выпуск тиражом в 500 экземпляров показал — издание устоялось и имеет хорошие шансы на продолжение. Любопытно изменение взглядов редколлегии на авторский отбор. В нулевом номере было заявлено, что представлены авторы, имеющие отношение к Кемеровскому университету культуры и искусств. А уже в третьем выпуске (№ 2) редколлегия предуведомила, что «журнал растёт», издание — «один из инструментов участия вуза в культурном строительстве», и, постепенно развиваясь, он пришёл к разумной, буквально напрашивающейся идее, публиковать не только авторов «вузовских», но и иных талантливых писателей из Кемерова, Кузбасса, Сибири и России. И так и начали поступать, исходя из совершенно правильного постулата, что «литературный процесс происходит не в регионе, а в языковом пространстве».
Всмотримся­вчитаемся, что нам предлагают, пробежимся кратко по опубликованным произведениям.
Сначала о прозе. С удовлетворением в двух номерах увидел имя Юлии Лавряшиной, выпускницы вуза, бывшей кемеровчанки, проживающей ныне в Подмосковье. Отрывок из её романа, представленный в нулевом номере, «Свободные от детей» перечитал не без удовольствия. А вот кусочек нового романа писательницы, озаглавленный в «Университете Культуры» как «Жар и холод женского тела» в №2 — это для меня неизвестное произведение.
Лавряшина — яркая представительница настоящей полнокровной, с чувственными перехлестами и глубокими психологическими размышлениями «женской прозы», пишет чаще всего о судьбе женщины. Каждая главная героиня её произведений оказывается, как правило, в исключительных условиях. Вот и в новом романе пианистка с хорошими творческими перспективами, да и уже вкусившая от славы свой кусочек, попадает в автомобильную аварию, повреждая главный профессиональный инструмент — руку. Конец всему?.. Или выход, несмотря ни на что, всё­таки есть? Мы не узнаем завершения этой непростой истории из публикации, но даже отрывок несёт в себе ярко выраженный фирменный лавряшинский стиль  — тем и интересен. У писательницы настоящий и глубокий дар проникновения в женскую психологию. Читая, словно по известным девяти кругам проходишь, да ещё и обновленным выбираешься вместе с героиней из житейской катастрофы.
Проза нашей землячки гораздо талантливее того, что выдают без перерыва раскрученные дамы нынешней литтусовки. И глубже, многоцветнее, наконец, просто интереснее. Легко предсказывать, что в её литературной судьбе всё будет в порядке.              
Привлекает внимание писатель Виктор Арнаутов, выпускник вуза и его бывший преподаватель, предложивший историю под заголовком «Лысые романтики». Параллельно удалось прочитать несколько его рассказов о рыбалке в других изданиях. Как вкусно повествуется об извечном мужском деле — ловле рыб! Увлеченный прозаик буквально заражает своей высокой «болезнью» читателя. Но ведь здесь рассказывается ещё и о том, без чего человеку никак – о природе. Автор ненавязчиво и спокойно, как бы ненароком, подводит к главным и высоким философским обобщениям: для чего живем, зачем всё, кто «я» есть в этом яростном мире.
Писатель и поэт Людмила Тарасова­Чидилян предложила в №1 детские рассказы о Ниночке  — малышке­дочери. Поэтическая проза, очень хорошая детская литература. И для взрослых она несёт очарование. Видимо, читатель видит только часть прозаического цикла, впрочем, немалое количество осталось в литературе подобных «детских» произведений, написанных поначалу для собственных детей, а потом, ставших интересными всем возрастам. У этой прозы есть все задатки на такую судьбу.
Нулевой номер представил громадное (циклопическое!) количество стихов — главный редактор сам поэт, ведёт поэтическую студию в вузе, да и поэтов ныне, читать не перечитать. Впрочем, в последующих номерах поэтических строчек и имён гораздо меньше. Из многих выделяю два имени: Елена Солодянкина и Сергей Харцызов. У первой — подборка, равнозначная маленькой поэтической книжке — женская любовная лирика, в которой пронзительность одиночества женщины, но и высокое спасительное чувство любви, и какое­то своеобразие, отличающее поэта от мириад нынешних стихотворцев, что ценно само по себе.
К Харцызову у меня было предубеждение из­за несогласия с идейным содержанием в прочитанных до этого его стихах. Но, представленное в журнале под заголовком «Как трудно говорить впервые», показывает, — мы имеем дело с творчеством поэта­традиционалиста, у которого свой индивидуальный взгляд на окружающее, собственный, если хотите, тон, выделяющий его из многих остальных, свой почерк.
Из публицистики сразу запоминается ветеран культурного фронта Иосиф Курочкин с «Записками непостороннего человека». Какая емкая память на детали быта и бытия! За каждодневностью прошедшей жизни, словно протуберанцами плещет память, доставая нас, сегодняшних, своим жаром.
Удивительны по подробностям специальных знаний материалы Анатолия Мохонько о недавней истории джаза в Сибири. Как легко и изящно автор раскладывает по полочкам джазовые сибирские стили, упоминая вполне к месту и, заслуживающих того, заезжих в Новокузнецк иностранцев, и талантливых аборигенов. Наверное, не многие сегодня знают эти музыкальные сибирские страницы так, как наш спец.
Наконец, литературоведение и критика. Глубоки, иногда парадоксальны размышления Владимира Каганова, вселяющие надежды на будущие времена в силу русского слова в наш резко убыстряющийся компьютеризованный век. Вот образчики кагановских, чувствуется, выношенных, мыслей; «…слово переживает человека и соединяет поколения в единую человеческую семью», «…именно поэт призван воплощать в своих творениях силу Слова», «…миссия поэта по сути та же, что и миссия Творца: посредством Слова продолжать сотворение мира в культуре». Согласен на все сто процентов, но, что­то день грядущий нам готовит, отметающий многие проверенные временем постулаты. Никакими заклинаниями не удается противостоять кардинальным изменениям с человеком и в человеке в цифровой век…
Москвичка Екатерина Гениева, директор Всероссийской государственной библиотеки Иностранной литературы им. В.И. Рудомино предлагает исследование «Улисс» Джеймса Джойса как гипертекст». Глубокий, умный, нисколько не тяготящий наукообразностью материал, дегустация которого — наслаждение. И интересные, заставляющие задуматься, да ещё и обогащающие выводы. Замечательная работа духа и приключения языка!
Когда даёшь оценки литературным явлениям, принято упоминать недостатки. Не станем ломать традицию. Журнал в целом неровный, наряду с запоминающимися публикациями присутствуют просто проходные, дежурные. Но так происходит изначально со всеми журнальными сборниками, и это вообще­то нормально.
Главное в том, что журнал состоялся, вошёл в историю культуры Кузбасса и останется в ней как страница литературной полифонии и разнообразия. Ещё одна мысль в связи с этим нашим периферийным изданием: литература в России не исчерпывается одной Москвой — многим есть что сказать в необъятном государстве, и хорошо, что они не таятся, говорят вполне внятным и приличным для литературы языком.
Валерий Плющев
 
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко