-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 27.07.2011

Неистовый граф

 
«Необыкновенный, преступный и притягательный человек», — так писал знаменитый лев русской литературы Толстой о своем двоюродном дяде графе Фёдоре Ивановиче, ставшем героем научно­художественного издания «Толстой­Американец», осуществлённого историком и писателем Михаилом Филиным. Книга вышла в молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей».
 
Этот человек обрёл прижизненную славу «мефистофельского» графа, пребывавшего как в раю, так и в аду, зачастую единовременно. Лев Толстой сделал его героем повести «Два гусара». Мифы и легенды роились, сопутствовали ему при жизни и после смерти. Зачастую граф Фёдор сам распространял о себе небылицы, которые ложились на удобрённую почву — современники называли его «диким». Вообще­то неистребимая «толстовская дикость» отличала ещё его предков — у рода Толстых была особая живучесть. Параллельно существовало как бы два человека — реальный и выдуманный, последний был и остался более реальным, чем его прототип.
Федор Иванович родился в 1782 году в Москве. Здесь он приобрел знаменитый московский говор (по словам Гоголя, говорил лучше всех по­русски). Учёба и карьера начались с младенчества, восьмилетним записан подпрапорщиком в лейб­гвардейский Преображенский полк, но мальчиком устроен в Морской кадетский корпус, откуда в 1802 году выпущен «в мичмана». Хлебнул в полной мере того, что ныне называется «дедовщиной»: в корпусе царили страх, дикость, телесные и прочие наказания, издевательства со стороны преподавателей и старших по возрасту воспитанников. Тем не менее, не сломался, как написала его дочь: «Подчиняться людям и обстоятельствам он не любил и не умел».
Удивительно, но, получив прозвище «Американец», он так и не побывал в Северной Америке, хотя сказок о пребывании там было хоть отбавляй. А вот в Южной Америке побывать удалось (в Бразилии) с первой русской кругосветной экспедицией Крузенштерна и Лисянского. Отсылаем любопытствующих к книге, в которой Филин, на основании уже опубликованного, а также архивных разысканий, рассказывает много неожиданного из истории этого морского похода русских моряков. Из плавания нашего героя все­таки вынуждены были списать на берег уже на Камчатке, после того, как обогнули Америку с юга. Всему виной его выходки, необузданный нрав и, выходящее за всё рамки поведение, — ведь чуть не взбунтовал корабль.
И как­то так удалось, что вернулся на военную службу, хотя несколько раз наказывался с понижением и переводом в отдалённые гарнизоны. Однако Фортуна была благорасположена к нашему герою, успел приобрести военный опыт, совершить геройские поступки, повоевать с Швецией, уйти в отставку за невыясненную провинность, затем в тяжелую годину опять геройствовал в Бородинском сражении, где ранен в ногу. Но подлечился и отметился в ряде битв с Буонапарте, был награждён, в звании полковника вновь ушёл в отставку.
Вообще­то всё вышесказанное достаточно легко забывается потомками, если бы наш Американец не попал в орбиту пушкинского светила. Тем самым и обессмертился уже по­настоящему. А ведь начало знакомства с юным Александром Пушкиным зрелого мужчины Толстого, картёжника и бонвивана, не предвещало ничего хорошего: вышла ссора, едва не приведшая к дуэльному смертоубийству.
Поэт дважды назвал его в стихах «картёжным вором». Толстой­Американец не уступал в оскорблениях. И вот как­то так сложилось — это тёмная страница истории (Филин приводит свою любопытную версию их восьми­ или даже девятилетнего конфликта), что до заряженных пистолетов дело не дошло.
Известно хорошо, что позже они стали довольно близки: ведь это же факт — Толстой высватал (не с первого раза) Наталью Гончарову за поэта, «огончаровал». Да и совместные обеды, следы в пушкинской переписке, а они друг другу писали, о многом говорят – отношения были дружескими.
После этого об Американце интересно всё; и его картёжные подвиги, и слава непререкаемого гастронома, и «пьяноление» — потребление неимоверного количества веселящих напитков, и женитьба на певичке­цыганке, с непрекращающейся битвой на ниве семейной, и неуклюжие поэтические опыты, и прочая экзотика — это уже после его пушкинолюбия и пушкинодружия любопытно и поучительно.
С головой дружил, один из знакомцев писал об Американце: «…Бесспорно, один из самых умных современников, таких гигантов, как Пушкин и Гоголь». Фёдор Толстой поддерживал знакомства и дружил с литераторами своего времени, тем самым засветившись и в первоисточниках, созданных их руками.
Выделялся, конечно, экстравагантностью, непредсказуемостью, не лез за словом в карман (его афористичные оценки потом повторяли в столицах и по всей стране), ни перед кем, особенно перед властью, не заискивал. Умирали один за другим дети, болели близкие, да и самого судьба не щадила — многое вынес, но не сломался, не утратил вкуса к жизни.
Михаил Филин написал научное, в первую голову, а уже во вторую — художественное исследование. Поражает количество использованных им источников, в том числе публикуемых впервые. Ещё и приложения даны, в которых приводятся стихи друзей­поэтов, приписываемое Толстому предисловие к книге его покойной дочери, образцы творчества последней, и, конечно, анекдоты о нашем герое, за большинством из которых стоит только неуёмная фантазия. В целом же книга читается легко, больно легок её герой.
Повторимся: экзотические легенды о нём и подлинная биография — это разные вещи. Поэтому­то создатель печатной биографии «Толстого­Американца» и обобщил итоги собственной работы следующим образом: «Ради утверждения этой «низкой истины» и трудился пристрастный автор данной книги».
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко