-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 14.06.2011

В ожидании роста тарифов и в поиске кадров

 
Конъюнктура мирового рынка способствует увеличению добычи угля в Кузбассе, но внутренний спрос на «чёрное золото» продолжает падать. О том, как развивать угольную и машиностроительные отрасли в такой ситуации представители бизнеса и власти в очередной раз говорили в ходе 18­ой Международной специализированной выставки технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг — 2011», прошедшей на прошлой неделе в Новокузнецке.
 
В 2010 году в России добыто 323 млн тонн угля, из которых на экспорт отправлено 115 млн тонн. При этом на долю Кузбасса пришлось 185 млн тонн, из которых на экспорт было отправлено 78 млн тонн. По словам заместителя губернатора Кемеровской области по угольной промышленности и энергетике Андрея Малахова, до 2025 года объёмы добычи в регионе планируется увеличить на 30%. При этом будет закрыто 19 угледобывающих предприятий и построено 20 новых.
Ежегодные объёмы добычи топлива на территории всей России согласно проекту стратегии развития угольной отрасли страны до 2030 года, одобренной президиумом правительства РФ в апреле текущего года, должны увеличиться за 20 лет до 450 млн тонн. Такие оптимистичные прогнозы даются в связи с последними событиями в мире. Авария на японской атомной электростанции «Фукусима», отказ Германии от строительства на своей территории новых АЭС, по словам Андрея Малахова, дают все основания полагать, что спрос на уголь будет только расти. Однако есть и проблемы отрасли, на которые просто нельзя не обращать внимания. По словам заместителя директора департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ Сергея Шумкова, самая главная из них  — сокращение спроса на уголь внутри страны.
По данным Минэнерго, приведённым агентством «Интерфакс», с максимального уровня 1988 года потребление угля сократилось на электростанциях и в металлургии страны в 1,5 раза, в агропромышленном комплексе и ЖКХ, включая население, — в 1,4 раза, практически прекратилось использование угля в цементной промышленности. Основной причиной падения спроса на внутреннем рынке является межтопливная конкуренция с газом, цены на который регулируются.
Вторая значительная проблема, которую обозначил представитель Минэнерго, связана с логистикой угля, повышением тарифов на перевозки. «Эти вопросы будут решаться посредством мер, предусмотренных в программе, разработанной Минтрансом, — сообщил он. — Кроме того, предусматривается привлечение частно­государственного партнёрства для развития тех или иных направлений. В зависимости от развития портовой инфраструктуры, тарифов на железнодорожные перевозки потребление угля может как увеличиваться, так и сокращаться. Например, если увеличение на перевозки по отношению к сегодняшним расценкам произойдёт в 2,5 раза, то объёмы добычи угля в России к 2030 году могут увеличиться до 400 млн тонн, а экспорта — до 170 млн тонн. По пессимистичному же прогнозу, если увеличение тарифов произойдет в 4 раза, падение отрасли может быть серьёзным. Все эти аспекты, в том числе промышленная безопасность, охрана труда и многое другое, учтены в долгосрочной программе развития угольной отрасли».
По словам Андрея Малаховаугольные компании уже пытаются решать вопрос, связанный с ожидаемым ростом тарифов на железнодорожные перевозки. В первую очередь увеличивается производительность труда за счёт применения высокопроизводительной техники. Это позволит сократить численность людей, работающих на подземных и открытых горных работах, улучшить условия труда. А значит понизить себестоимость добычи.
Второй способ — глубокая переработка угля. В области в этом направлении готовятся к реализации два проекта: энерготехнологичекие кластеры «Серафимовский» и на разрезе «Караканский­Западный» («КарТЭК»).
«Ежегодно в Кузбассе производится 5 млн тонн угля, которые вывезти из региона невозможно,  — сообщил Андрей Малахов на пресс­конференции в Новокузнецке. — Это уголь низкого качества, окисленные группы, промпродукт, вырабатываемый на фабриках. Перерабатываем сегодня 129 млн тонн из 185 млн добытых. В Кузбассе существует ряд проектов по использованию этого угля. Мы подписали соглашение с холдингом УГМК и корейской компанией о строительстве ТЭЦ мощностью 600 мегаватт. Строить её будет «Кузбассразрезуголь». На сегодняшний день идут проработки данного проекта, решаются вопросы по строительству железнодорожных путей, линий электропередач».
Сергей Шумков, между тем, подчеркивает: «Необходимо отметить одну очень важную особенность угольной промышленности. Это промышленность частная. У нас нет сегодня возможностей административного регулирования отрасли. Такие возможности пока сохраняются в нефтяной, газовой энергетике. Там государство присутствует в акционерном капитале крупных компаний. В угольной промышленности этого нет. Поэтому здесь очень сложно. Важно находить те экономические механизмы, которые заставляют этот рынок разумно и оптимально работать. Такие механизмы заложены в программу и мы надеемся, что сочетая правовое поле, экономические механизмы мы сможем достичь желаемого эффекта».
Что же до основных участников выставки «Уголь России и Майнинг  — 2011» — машиностроителей, то Сергей Шумков заметил, что машиностроение находится в сфере деятельности Минпрома: «Мы работам совместно и часть программы, касающаяся угольного машиностроения, включена в программу министерства промышленности «Национальная технологическая база». Там предусмотрены возможности развития отечественного угольного машиностроения, где в последние годы произошёл спад».
Впрочем, опрос, проведённый «Авант­ПАРТНЕРом» среди участников выставки «Уголь России и Майнинг — 2011», показал, что за первое полугодие 2011 года многие отечественные и зарубежные машиностроительные компании достигли докризисного уровня поставок горношахтного оборудования, либо приблизились к нему.
Например, по словам заместителя генерального директора по развитию ООО «ИЗ­КАРТЭКС» (Санкт­Петербург) Александра Самолазова, компания увеличила поставки горношахтного оборудования на российский рынок в текущем году, в сравнении с 2010 годом, на 50%. Докризисного уровня достигло ОАО «Томусинский ремонтно­механический завод» (г.  Междуреченск), которое изготавливает запасные части для экскаваторов отечественного и зарубежного производства. Представители Юргинского машзавода рассказали «Авант­ПАРТНЕРу» о разработке в новом году новой модификации очистного комбайна и секций крепи для импортного комбайна (последняя была представлена на выставке). ОАО «Анжеромаш» на выставке представил конвейерный став новой (легко разборной) модели и приводом с частотным регулированием к нему. По словам представителей кузбасских заводов, новые разработки, которые были ориентированы на потребности конкретных предприятий, уже проданы.
Вместе с тем, несмотря на общий рост рынка, участники выставки по­прежнему отмечают, что б0льшей популярностью у угольщиков пользуется импортное оборудование. На выставке оно было представлено компаниями из 22 стран (Индии, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Польши, Сербии, Швеции, Нидерландов, Норвегии, Великобритании, Испании, Израиля, США, Японии, Кореи, Китая, Украины, Беларуси, Казахстана). Только Ассоциацию британских производителей горного оборудования на форуме представляли 11 компаний.
Основная проблема отечественного горного машиностроения, по мнению респондентов, — это более низкое в сравнении с зарубежными аналогами качество оборудования и, как следствие, более короткий срок его службы, меньшая производительность.
А один из самых наболевших вопросов для самих машиностроителей — кадровый — обсуждался на выставке в ходе заседания «круглого» стола «Рынок труда и машиностроение региона: проблемы и механизм взаимодействия».
 
Андрей Гребенников, начальник отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области
По словам Андрея Гребенникова, инновационное развитие
возможно только при решении самого главного вопроса — кадрового
 
«Если посмотреть движение руководства страны в плане экономических изменений, то все началось с внедрения инноваций,  — говорит начальник отдела машиностроения департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области Андрей Гребенников.  — Это создание технопарков, затем появился глобальный проект  — центр инноваций «Сколково». Сейчас новая ступень развития инноваций — создание технологических платформ. Но без модернизации экономики, производства и технологий, инновационного развития не достичь. Следующий этап — модернизация экономики и промышленных предприятий. Модернизация понимается как инструмент внедрения инноваций и ставит две задачи. Первая задача — это повышение конкурентоспособности продукции за счёт улучшения её качественных характеристик. Вторая, снижение себестоимости, издержек производства и повышения конкурентоспособности предприятий в целом. И та, и другая задачи достигаются только при решении самого главного вопроса — кадрового».
Согласно данным, приведённым в ходе круглого стола начальником отдела организации трудоустройства и оказания услуг работодателям департамента труда и занятости населения Кемеровской области Дмитрием Мелешкиным, в 2010 году машиностроители Кузбасса подали в службу занятости 1200 заявок на 23 тыс. вакантных мест, что почти в три раза больше, чем в 2009 году. При этом доля вакансий от машиностроительных предприятий в общем объёме обращений работодателей в службу занятости составила 12­15%. Почти 70% вакансий — это рабочие специальности. И только около 30% — инженерно­технические работники. В настоящее время администрация Кемеровской области совместно с предприятиями, входящими в состав Ассоциации машиностроителей Кузбасса, ищет ответ на вопрос о том, кому в дальнейшем работать на наших машзаводах, перед которыми стоят задачи повышения конкурентоспособности.
Максим Москвикин
 

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко