-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 17.05.2011

Другая жизнь

«Вы уверены, что вас действительно интересует сохранение рода человеческого, если вас и всех ваших знакомых не будет на свете? Почему? Можно кратко».
«Назовите политика, чья смерть вследствие болезни, аварии и т. п. могла бы вас исполнить надежды. Или вы никого не считаете незаменимым?»
«Когда вы перестали считать, что становитесь умнее, или вы все еще так считаете? Указать возраст».
«Предпочитаете вы умереть или еще некоторое время существовать в виде здорового животного? Какого именно?»
 
Это из «Дневника 1967–1971» Макса Фриша, великого швейцарского писателя; нынче исполняется сто лет со дня его рождения и двадцать лет со дня смерти (1911–1991). Он родился в Цюрихе, отец его был архитектором, мать в молодости служила гувернанткой в Одессе. Фриш учился в Цюрихском университете, но вынужден был оставить его после смерти отца, затем работал газетным репортером, позже окончил Высшую техническую школу и до сорока лет трудился архитектором. Ранние сочинения его, в том числе два романа, нынче вызывают интерес только у историков литературы. Однако в зрелом возрасте Фриш написал романы, которые принесли ему всемирную славу: это «Штиллер» (1954), «Homo Faber» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964). К прозаическим шедеврам Фриша следует отнести также повести «Монток» (1975), «Человек появляется в эпоху голоцена» (1979) и «Синяя борода» (1982). Все они переведены на русский и неоднократно издавались еще в СССР — все­таки Фриш был, по европейским меркам, «левым» и считал своим учителем Бертольта Брехта. Нобелевской премии Фриш не получил, хотя кандидатура его не раз была представлена; что ж, тем хуже для нобелевского жюри. Впрочем, без этой премии обошлись Чехов и Толстой, Бабель и Платонов, Сирин и Набоков, Кафка и Музиль, Пруст и Джойс, Ивлин Во и Грэм Грин, Борхес и Умберто Эко, так что Фриш в хорошей компании.
Из русских писателей к Фришу ближе всего Юрий Трифонов (1925–1981), тридцатилетие со дня смерти которого отмечалось в нынешнем году. Ранние сочинения Трифонова (в том числе юношеский роман «Студенты», отмеченный в 1951 году Сталинской премией) нынче также вызывают только архивный интерес. Настоящую прозу Трифонов также стал писать только после сорока. В его наследии также выделяются три романа — «Дом на набережной» (1976), «Время и место» (1981), «Исчезновение» (не окончен, издан в 1987). А также цикл повестей рубежа 1960–1970­х («Другая жизнь», «Долгое прощание», «Предварительные итоги», «Обмен») и поздняя книжка рассказов «Опрокинутый дом».
Вообще говоря, вторая половина русского ХХ века была куда беднее писателями наивысшего калибра, чем первая — совершенно ослепительная. Но Трифонов и Битов, Солженицын и Шаламов, Шукшин и Астафьев, Довлатов и Венедикт Ерофеев – если говорить только о прозаиках  — все­таки поддерживали планку на должном уровне.        
Понятно, абсолютного сходства не бывает, Фриш и Трифонов во многих отношениях существенно разные писатели. Фриш, например, с детства был влюблен в театр и всю жизнь писал пьесы («Опять они поют», «Граф Эдерланд», «Андорра» и др.) Трифонов к театру был равнодушен, зато, происходя из номенклатурно­большевицкой семьи, репрессированной во время Большого террора, немало сил уделил сочинениям на историко­революционные темы («Отблеск костра», «Старик»). Фриш, впрочем, также изрядно политизирован, но по­своему: уязвлен швейцарской сытостью на фоне европейских военных бедствий. Далее, Фриш в большей степени модернист, Трифонов писатель скорее консервативный. Но в самом главном они совпадают, потому что основное достоинство их прозы, нарочито сухой и сдержанной — не образный ряд, не богатство фантазии и не стилистические изыски, а точная интонация, которая цепляет читателя на крючок и неотвратимо влечет его за собою.
Очень близок и круг их излюбленных тем. Это истории о кризисе собственной идентичности, выражаясь нынешним языком. Герои обнаруживают, что проживают не свою жизнь, и пытаются что­то с этим сделать. Методы их, впрочем, различаются: герои Фриша нередко пускаются в авантюрный перебор вариантов, меняя имена и биографические легенды; герои Трифонова, как паровозы, двигаются по предназначенным рельсам и обречены всю жизнь мучительно вспоминать момент рокового перевода стрелки. Ландшафты Фриша, конечно, куда более роскошны и разнообразны  — это не только его родная Швейцария, но и греческие развалины, и мексиканская пустыня, и США, и вся континентальная Европа. У Трифонова общий антураж гораздо скромней, но детали точнее и разнообразней.      
И все­таки совпадения их поразительны. Особенно если учесть, что один был на полтора десятилетия старше другого, что один вырос в благополучной Швейцарии, но в семье скромного достатка, и карьера его неуклонно шла по восходящей  — а другой, напротив, происходил из советской знати, но рано остался сиротой, подростком во время войны успел поработать на заводе, рано испытал оглушительный литературный успех, за которым последовали годы забвения. Это доказывает, в частности, что вкус и цвет времени важнее, чем обстоятельства места, образ правления и личные жизненные перипетии. Или что русские, сколько их ни скреби и в каких щелоках не вываривай, все­таки сущие европейцы, озабоченные ровно теми же проблемами, что и весь прочий Запад. Или что другой жизни не бывает: даже если переменить имя, лицо и родину, все равно придется жить ту же самую.
Любимые вещи того и другого я перечитываю в среднем раз в десять лет. В прошлом году, например, опять открыл «Гантенбайна»: он нисколько не утратил своей прелести. Но с течением времени мне все ближе замечательные фришевские «Дневники» с их «опросными листами»: 
«Что вы чаще советовали другим: чтобы они разошлись? чтобы они не расходились?»
«Вырабатывается ли в браке общий вкус (как можно предположить по меблировке супружеской квартиры) или каждый раз при покупке лампы, ковра, вазы и т. п. вы тихо капитулируете?»
«Хотели бы вы быть вашей женой?»
«Есть ли у вас чувство юмора, когда вы в одиночестве?»
«Когда вы говорите о ком­то, что у него есть чувство юмора, вы имеете в виду, что он может вас рассмешить или что вам удается его рассмешить?»
«Предположим, что вы верите в бога: известен ли вам признак того, что он обладает юмором?»
«Если вы встречаете человека в плавках и ничего не знаете об условиях его жизни, по каким признакам вы тем не менее после короткого разговора (не о деньгах) узнаете богатого?»
«Если, находясь за границей, вы встречаете соотечественника, возникает ли у вас тоска по родине или совсем наоборот?»
«Есть ли местности, города, обычаи и т. д., которые наводят вас на тайную мысль, что вам больше подошла бы другая родина?»
«Какие мучения вы предпочитаете смерти?»
«Почему умирающие не плачут?»
Юрий Юдин
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко