-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 17.05.2011

Финансы для малого бизнеса

Избыток средств у банков сегодня заставляет их всё шире открывать свои двери для предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня вы не найдёте ни одного солидного финансового института, в котором не было бы специальных программ по финансированию малого предпринимательства. Как свидетельствует сам бизнес, по сравнению с кризисным временем, сейчас банковские продукты стали доступней. Другое дело страхование. Как и прежде, страховые продукты больше востребованы крупным бизнесом.
 
Сбербанк РФ объявил о том, что в мае в Кузбассе работа в системе «кредитная фабрика» будет доступна не только физлицам, но и представителям малого и среднего бизнеса (МСБ). При подготовке к запуску продукта, представители банка поясняли, что клиентам с оборотом до 60 млн рублей в год будут доступны кредиты размером до 1 млн рублей. «Заявку будут оформлять клиентские менеджеры в офисах. Процедура выдачи кредита упрощается. Всё будет по документам. Акцент сделан на том, чтобы было меньше личного фактора», — пояснил представитель банка. По словам управляющего Кемеровским отделением Сбербанка Анжелики Рогожкиной проект в рамках стратегической программы «Кредитные продукты и технологии для малого бизнеса» называется «Простые кредитные продукты». Особенности данного проекта, отмечает она, в расширении возможностей выбора условий для клиентов, в том числе графика погашения кредита равными долями либо аннуитетными платежами, возможность получения кредитных ресурсов как на расчётный счёт, так и по вкладу.
 
Анжелика Рогожкина, управляющий Кемеровским отделением Сбербанка Сергей Соколов, директор Кемеровского филиала Группы Ренессанс страхование
По словам Анжелики Рогожкиной, особенность проекта «Простые кредитные продукты» в расширении возможностей выбора условий для клиентов нс страхование
Сергей Соколов: «Наибольшая часть договоров страхования заключается в рамках кредитования, то есть, по сути, по вмененному виду страхования залогового имущества»
 
Такие шаги, пожалуй, самые смелые на рынке банковского предложения. Хотя тот же Сбербанк и до этого имел не мало программ для МСБ. Только в первом квартале текущего года в банке действовало 8 специальных продуктов. Спрос на них растёт, отмечает Анжелика Рогожкина, особо отмечая возобновление интереса к кредитованию на покупку недвижимости. Отдельное направление работы банка — сотрудничество с Государственным фондом поддержки предпринимательства Кемеровской области. Объём кредитов, выданных под поручительство фонда, за первый квартал текущего года вырос почти в 5 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, в регионе на этом рынке предпринимателям есть, из чего выбирать. Ольга Гайнетдинова, управляющий Кемеровским филиалом «Промсвязьбанка», отмечает, что по версии агентства РБК.Рейтинг по итогам 2010 года Промсвязьбанк занял четвёртое место в рейтинге крупнейших российских банков по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса. Серьёзная динамика роста этого сегмента была отмечена и в Кузбассе. По её словам, в Кемеровском филиале за прошедший год остатки на расчётных счетах увеличились более чем в 2,5 раза, кредитный портфель — более чем на 17%. Линейка же банковских продуктов для предприятий МСБ включает в себя 8 видов кредитов, 3 вида депозитов, банковские гарантии, специальные программы «Залоговая ярмарка», программу лояльности, а также многое другое. 
Увеличение количества банковских продуктов для МСБ, правда, актуально не для всех банков. Так, директор Кузбасского филиала МДМ Банка Павел Галан говорит, что у банка «несколько иные представления о перспективных рынках»: «МДМ Банк фокусируется на развитии отношений с клиентами из стратегических отраслей, которые оцениваются как наиболее перспективные для инвестиций и развития партнёрства: это автомобильный и продуктовый ритейл, медицинский бизнес, производство питьевой воды и инфраструктурное строительство». Для компаний этих отраслей банк, естественно, предлагает все возможные услуги.
Однако же сам бизнес сегодня в большей степени говорит о возросшей доступности банковских продуктов и услуг. «Мы почувствовали, что в отношении финансовых институтов к предприятиям малого и среднего бизнеса произошли и продолжают происходить положительные перемены. Это особенно заметно в сравнении с 2009 годом, когда банковские ставки по кредитам выросли с 14% до 27%. В 2010­2011 годах они уже планомерно снижались и теперь достигли приемлемого уровня», — отмечает Наталья Архипова, директор ООО «ДЮК и К». Сама кредитная политика банков, как она считает, стала гораздо более гибкой: увеличились сроки кредитования, расширились продуктовые линейки, программы кредитования становятся по своим условиям всё более разнообразными: «Если раньше подход был самым простым: хочешь — бери на таких условиях, не нравится  — не бери, то теперь чувствуется, что нам, действительно, идут навстречу».
Послабления со стороны банков заметил и Евгений Грива, генеральный директор ООО «ГРАУ», но по его наблюдениям, «там, где есть эти послабления, соответственно, дороже стоит продукт — процентная ставка выше, так как здесь у банков и риски выше. Но в результате за всё платят предприниматели». В качестве примера предприниматель привёл схему, которой пользовалась компания: «Промсвязьбанк» может выдавать какие­то кредитные продукты без оформления залога. Поручителем при этом выступает Государственный фонд по поддержке предпринимательства. Это поручительство  — при взятии кредита на сумму до 2 млн рублей — даётся бесплатно, но при более высокой сумме — уже за определённую плату. К сожалению, никаких подвижек в лучшую сторону не произошло и в плане уменьшения сроков на рассмотрение заявок о кредитовании. К тому же, чем больше кредиты, тем больше и сроки у банкиров на принятие решения о кредитовании».
Один из опрошенных «Авант­ПАРТНЕРом» предпринимателей на условиях анонимности рассказал свою недавнюю «кредитную» историю: «Несколько месяцев назад мы получили кредит на приобретение вагонов. Правда, банк дал средств меньше, чем нам было необходимо. Теперь оформляем второй кредит. Да и сам процесс лёгким я бы не назвал — требований у банка много, наши девчонки­сотрудницы целую «диссертацию» написали, пока технико­экономическое обоснование кредита готовили». Какого­то разворота банков в сторону малого бизнеса, улучшения условий нет, сделал для себя вывод собеседник «Авант­ПАРТНЕРа».
Банки подобные истории не комментируют, ссылаясь на то, что в них всегда есть элемент «недосказанности» в виде реальных стоп­факторов после анализа финансового состояния потенциального заёмщика. А Николай Бурмышев, начальник сопровождения документарных операций и торгового финансирования управления кредитных продуктов Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» отмечает, что малый бизнес сегодня использует далеко не все имеющиеся на рынке банковские предложении и считает, что это во многом объяснимо спецификой субъектов МСБ: «Малый бизнес пользуется в основном двумя банковскими услугами: рассчётно­кассовым обслуживанием и кредитованием. Это свидетельствует об очень слабом охвате данного сегмента, ведь спектр банковских услуг гораздо шире. К примеру, аккредитивом чаще пользуется крупный бизнес, но такой инструмент успешно могут применять и малые предприятия. Причины того, что малый бизнес не использует в полной мере возможности, которые предлагает рынок финансовых услуг, на мой взгляд, очевидны. Если на крупных предприятиях есть сотрудники, которые занимаются исключительно взаимодействием с банками, то в небольших фирмах, как мы знаем, нередко штат состоит из руководителя, бухгалтера и ещё нескольких человек, которые бывают просто некомпетентны в ассортименте банковских продуктов».
 
Наталья Архипова, директор ООО «ДЮК и К» Вячеслав Фёдоров, директор кемеровского филиала СК «МАКС»
По словам Натальи Архиповой, кредитная политика банков стала гораздо более гибкой: «Теперь чувствуется, что нам, действительно, идут навстречу»
По мнению Вячеслава Фёдорова, малый и средний бизнес  — наиболее перспективный сегмент на финансовом рынке
 
Страхование в ожидании среднего?
Если банки — эта тот институт, без которого предприятиям МСБ практически не обойтись (хотя бы при рассчётно­кассовом обслуживании), то страхование для малого бизнеса пока остаётся мало освоенной территорией, если не считать обязательные виды страхования. «На сегодня уровень проникновения страхования в сегменте малого и среднего бизнеса в России очень низкий, и Кемеровская область здесь не исключение. И кризис отнюдь не способствовал росту числа малых и средних предприятий, и, соответственно, спросу на страхование с их стороны. Так в сегменте малого бизнеса, по нашим оценкам, если не брать в расчёт ОСАГО, проникновение страхования не превышает 10%, в среднем — около 30%.  При этом наибольшая часть договоров страхования заключается в рамках кредитования, то есть, по сути, по вмененному виду страхования залогового имущества. В средних по объёмам компаниях  востребовано страхование имущественных рисков, грузов, разного рода ответственности»,  — говорит Сергей Соколов, директор Кемеровского филиала Группы Ренессанс страхование. 
Как правило, сегодня предприниматели ограничиваются страхованием банковских залогов, лишь единицы страхуют персонал от несчастного случая и по ДМС. Сложность работы с этой категорией клиентов заключается в том, что они ещё не «созрели» до понимания важности страховой защиты, видят в ней лишь дополнительную финансовую нагрузку или же механизм решения своих экономических проблем, полагает Светлана Писклакова, заместитель директора по корпоративному бизнесу Кемеровского регионального филиала СК «Согласие»: «К примеру, чтобы избежать выплат материальной помощи сотрудникам по случаю болезни, страхуют коллектив по ДМС с целью пролечить людей. Если в коллективе из нескольких тысяч человек 5­7 больных, расходы на их лечение будут компенсированы за счёт масштаба договора. Но если это же количество больных в коллективе из 15 человек, их лечение «съест» денег больше, чем была сумма страхового взноса». Тем не менее, по её мнению, для страховщиков предприятия МСБ привлекательны: «Собственники большинства крупных предприятий нашего региона (угольных, металлургических, химических) находятся в Москве, соответственно, там же находится и «центр принятия решений». На мой взгляд, рост интереса страховщиков к малому бизнесу связан, прежде всего, с тем, что его владельцы находятся в регионе, здесь же принимают решения, что упрощает выход на них и заключение договоров. В отличие от крупного бизнеса, который неплохо охвачен страхованием, рынок страхования малого бизнеса практически свободен».
Вячеслав Фёдоров, директор кемеровского филиала СК «МАКС» согласен, что малый и средний бизнес – наиболее перспективный сегмент: «Наше общество двигается к тому, что доля предприятий малого и среднего бизнеса в экономике будет расти с каждым годом. И именно представители этого сегмента будут определять, кто наиболее полно и качественно помогает им выстраивать бизнес. И это важно. В этой связи таким финансовым институтам как банки и страховые компании необходимо совместно разрабатывать и внедрять специальные программы для поддержки участников данного рынка». Правда, страховщик, отмечая «рост познаний в сфере страхования» у предпринимателей, признаётся, что работать на этом рынке трудно, потому что «постоянно приходиться доказывать, что на защите бизнеса нельзя экономить что, пожалев малое, можно потерять всё».
Страховые продукты для МСБ были и до кризиса, страховщики предлагают их и сегодня. Как отдельные программы  — например, страхование имущества, так и «коробочные» продукты (страхования полис может включать риски, связанные с перерывом (простоем) в коммерческой деятельности, страхованием грузов, от несчастных случаев, ДМС, автострахование и пр.). Как и в случае с банками, представители бизнеса отмечают большую степень лояльности страховщиков. «Положительные перемены коснулись и рынка страховых услуг. Конкуренция там усиливается, и компании в борьбе за клиента меняют условия, предлагают льготы», — говорит Наталья Архипова. Но, как и большинство коллег, она делает одну оговорку: «То о чём я говорю,  — наши впечатления, опыт компании, не первый десяток лет работающей на рынке, имеющей хорошую кредитную историю и устоявшиеся связи. А вот как чувствуют себя те, кто сегодня только начинает свой бизнес — вопрос!».
Александра Фомина
Сергей Волков
Ксения Сидорова

 


Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко