|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[7 мая] Встречайте весну красиво! Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 17.05.2011
Избыток средств у банков сегодня заставляет их всё шире открывать свои двери для предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня вы не найдёте ни одного солидного финансового института, в котором не было бы специальных программ по финансированию малого предпринимательства. Как свидетельствует сам бизнес, по сравнению с кризисным временем, сейчас банковские продукты стали доступней. Другое дело страхование. Как и прежде, страховые продукты больше востребованы крупным бизнесом.
Сбербанк РФ объявил о том, что в мае в Кузбассе работа в системе «кредитная фабрика» будет доступна не только физлицам, но и представителям малого и среднего бизнеса (МСБ). При подготовке к запуску продукта, представители банка поясняли, что клиентам с оборотом до 60 млн рублей в год будут доступны кредиты размером до 1 млн рублей. «Заявку будут оформлять клиентские менеджеры в офисах. Процедура выдачи кредита упрощается. Всё будет по документам. Акцент сделан на том, чтобы было меньше личного фактора», — пояснил представитель банка. По словам управляющего Кемеровским отделением Сбербанка Анжелики Рогожкиной проект в рамках стратегической программы «Кредитные продукты и технологии для малого бизнеса» называется «Простые кредитные продукты». Особенности данного проекта, отмечает она, в расширении возможностей выбора условий для клиентов, в том числе графика погашения кредита равными долями либо аннуитетными платежами, возможность получения кредитных ресурсов как на расчётный счёт, так и по вкладу.
Такие шаги, пожалуй, самые смелые на рынке банковского предложения. Хотя тот же Сбербанк и до этого имел не мало программ для МСБ. Только в первом квартале текущего года в банке действовало 8 специальных продуктов. Спрос на них растёт, отмечает Анжелика Рогожкина, особо отмечая возобновление интереса к кредитованию на покупку недвижимости. Отдельное направление работы банка — сотрудничество с Государственным фондом поддержки предпринимательства Кемеровской области. Объём кредитов, выданных под поручительство фонда, за первый квартал текущего года вырос почти в 5 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Впрочем, в регионе на этом рынке предпринимателям есть, из чего выбирать. Ольга Гайнетдинова, управляющий Кемеровским филиалом «Промсвязьбанка», отмечает, что по версии агентства РБК.Рейтинг по итогам 2010 года Промсвязьбанк занял четвёртое место в рейтинге крупнейших российских банков по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса. Серьёзная динамика роста этого сегмента была отмечена и в Кузбассе. По её словам, в Кемеровском филиале за прошедший год остатки на расчётных счетах увеличились более чем в 2,5 раза, кредитный портфель — более чем на 17%. Линейка же банковских продуктов для предприятий МСБ включает в себя 8 видов кредитов, 3 вида депозитов, банковские гарантии, специальные программы «Залоговая ярмарка», программу лояльности, а также многое другое.
Увеличение количества банковских продуктов для МСБ, правда, актуально не для всех банков. Так, директор Кузбасского филиала МДМ Банка Павел Галан говорит, что у банка «несколько иные представления о перспективных рынках»: «МДМ Банк фокусируется на развитии отношений с клиентами из стратегических отраслей, которые оцениваются как наиболее перспективные для инвестиций и развития партнёрства: это автомобильный и продуктовый ритейл, медицинский бизнес, производство питьевой воды и инфраструктурное строительство». Для компаний этих отраслей банк, естественно, предлагает все возможные услуги.
Однако же сам бизнес сегодня в большей степени говорит о возросшей доступности банковских продуктов и услуг. «Мы почувствовали, что в отношении финансовых институтов к предприятиям малого и среднего бизнеса произошли и продолжают происходить положительные перемены. Это особенно заметно в сравнении с 2009 годом, когда банковские ставки по кредитам выросли с 14% до 27%. В 20102011 годах они уже планомерно снижались и теперь достигли приемлемого уровня», — отмечает Наталья Архипова, директор ООО «ДЮК и К». Сама кредитная политика банков, как она считает, стала гораздо более гибкой: увеличились сроки кредитования, расширились продуктовые линейки, программы кредитования становятся по своим условиям всё более разнообразными: «Если раньше подход был самым простым: хочешь — бери на таких условиях, не нравится — не бери, то теперь чувствуется, что нам, действительно, идут навстречу».
Послабления со стороны банков заметил и Евгений Грива, генеральный директор ООО «ГРАУ», но по его наблюдениям, «там, где есть эти послабления, соответственно, дороже стоит продукт — процентная ставка выше, так как здесь у банков и риски выше. Но в результате за всё платят предприниматели». В качестве примера предприниматель привёл схему, которой пользовалась компания: «Промсвязьбанк» может выдавать какието кредитные продукты без оформления залога. Поручителем при этом выступает Государственный фонд по поддержке предпринимательства. Это поручительство — при взятии кредита на сумму до 2 млн рублей — даётся бесплатно, но при более высокой сумме — уже за определённую плату. К сожалению, никаких подвижек в лучшую сторону не произошло и в плане уменьшения сроков на рассмотрение заявок о кредитовании. К тому же, чем больше кредиты, тем больше и сроки у банкиров на принятие решения о кредитовании».
Один из опрошенных «АвантПАРТНЕРом» предпринимателей на условиях анонимности рассказал свою недавнюю «кредитную» историю: «Несколько месяцев назад мы получили кредит на приобретение вагонов. Правда, банк дал средств меньше, чем нам было необходимо. Теперь оформляем второй кредит. Да и сам процесс лёгким я бы не назвал — требований у банка много, наши девчонкисотрудницы целую «диссертацию» написали, пока техникоэкономическое обоснование кредита готовили». Какогото разворота банков в сторону малого бизнеса, улучшения условий нет, сделал для себя вывод собеседник «АвантПАРТНЕРа».
Банки подобные истории не комментируют, ссылаясь на то, что в них всегда есть элемент «недосказанности» в виде реальных стопфакторов после анализа финансового состояния потенциального заёмщика. А Николай Бурмышев, начальник сопровождения документарных операций и торгового финансирования управления кредитных продуктов Сибирского банка ОАО «Сбербанк России» отмечает, что малый бизнес сегодня использует далеко не все имеющиеся на рынке банковские предложении и считает, что это во многом объяснимо спецификой субъектов МСБ: «Малый бизнес пользуется в основном двумя банковскими услугами: рассчётнокассовым обслуживанием и кредитованием. Это свидетельствует об очень слабом охвате данного сегмента, ведь спектр банковских услуг гораздо шире. К примеру, аккредитивом чаще пользуется крупный бизнес, но такой инструмент успешно могут применять и малые предприятия. Причины того, что малый бизнес не использует в полной мере возможности, которые предлагает рынок финансовых услуг, на мой взгляд, очевидны. Если на крупных предприятиях есть сотрудники, которые занимаются исключительно взаимодействием с банками, то в небольших фирмах, как мы знаем, нередко штат состоит из руководителя, бухгалтера и ещё нескольких человек, которые бывают просто некомпетентны в ассортименте банковских продуктов».
Страхование в ожидании среднего?
Если банки — эта тот институт, без которого предприятиям МСБ практически не обойтись (хотя бы при рассчётнокассовом обслуживании), то страхование для малого бизнеса пока остаётся мало освоенной территорией, если не считать обязательные виды страхования. «На сегодня уровень проникновения страхования в сегменте малого и среднего бизнеса в России очень низкий, и Кемеровская область здесь не исключение. И кризис отнюдь не способствовал росту числа малых и средних предприятий, и, соответственно, спросу на страхование с их стороны. Так в сегменте малого бизнеса, по нашим оценкам, если не брать в расчёт ОСАГО, проникновение страхования не превышает 10%, в среднем — около 30%. При этом наибольшая часть договоров страхования заключается в рамках кредитования, то есть, по сути, по вмененному виду страхования залогового имущества. В средних по объёмам компаниях востребовано страхование имущественных рисков, грузов, разного рода ответственности», — говорит Сергей Соколов, директор Кемеровского филиала Группы Ренессанс страхование.
Как правило, сегодня предприниматели ограничиваются страхованием банковских залогов, лишь единицы страхуют персонал от несчастного случая и по ДМС. Сложность работы с этой категорией клиентов заключается в том, что они ещё не «созрели» до понимания важности страховой защиты, видят в ней лишь дополнительную финансовую нагрузку или же механизм решения своих экономических проблем, полагает Светлана Писклакова, заместитель директора по корпоративному бизнесу Кемеровского регионального филиала СК «Согласие»: «К примеру, чтобы избежать выплат материальной помощи сотрудникам по случаю болезни, страхуют коллектив по ДМС с целью пролечить людей. Если в коллективе из нескольких тысяч человек 57 больных, расходы на их лечение будут компенсированы за счёт масштаба договора. Но если это же количество больных в коллективе из 15 человек, их лечение «съест» денег больше, чем была сумма страхового взноса». Тем не менее, по её мнению, для страховщиков предприятия МСБ привлекательны: «Собственники большинства крупных предприятий нашего региона (угольных, металлургических, химических) находятся в Москве, соответственно, там же находится и «центр принятия решений». На мой взгляд, рост интереса страховщиков к малому бизнесу связан, прежде всего, с тем, что его владельцы находятся в регионе, здесь же принимают решения, что упрощает выход на них и заключение договоров. В отличие от крупного бизнеса, который неплохо охвачен страхованием, рынок страхования малого бизнеса практически свободен».
Вячеслав Фёдоров, директор кемеровского филиала СК «МАКС» согласен, что малый и средний бизнес – наиболее перспективный сегмент: «Наше общество двигается к тому, что доля предприятий малого и среднего бизнеса в экономике будет расти с каждым годом. И именно представители этого сегмента будут определять, кто наиболее полно и качественно помогает им выстраивать бизнес. И это важно. В этой связи таким финансовым институтам как банки и страховые компании необходимо совместно разрабатывать и внедрять специальные программы для поддержки участников данного рынка». Правда, страховщик, отмечая «рост познаний в сфере страхования» у предпринимателей, признаётся, что работать на этом рынке трудно, потому что «постоянно приходиться доказывать, что на защите бизнеса нельзя экономить что, пожалев малое, можно потерять всё».
Страховые продукты для МСБ были и до кризиса, страховщики предлагают их и сегодня. Как отдельные программы — например, страхование имущества, так и «коробочные» продукты (страхования полис может включать риски, связанные с перерывом (простоем) в коммерческой деятельности, страхованием грузов, от несчастных случаев, ДМС, автострахование и пр.). Как и в случае с банками, представители бизнеса отмечают большую степень лояльности страховщиков. «Положительные перемены коснулись и рынка страховых услуг. Конкуренция там усиливается, и компании в борьбе за клиента меняют условия, предлагают льготы», — говорит Наталья Архипова. Но, как и большинство коллег, она делает одну оговорку: «То о чём я говорю, — наши впечатления, опыт компании, не первый десяток лет работающей на рынке, имеющей хорошую кредитную историю и устоявшиеся связи. А вот как чувствуют себя те, кто сегодня только начинает свой бизнес — вопрос!».
Александра Фомина
Сергей Волков
Ксения Сидорова
|
Деловые новости[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |