-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 10 от 18.04.2011

Защитим опарышей

В Москве объявили лауреатов премии «Инновация». Премия была учреждена Министерством культуры и Государственным центром современного искусства в 2005 году; её призовой фонд составляет 1,5 млн рублей. Современное искусство — и вообще занятие эпатажное, но в нынешнем году итоги премии оказались особенно скандальными. Скажем, в номинации «Произведение визуального искусства» премию (400 тыс. рублей) получила арт­группа «Война» за акцию «Х... в плену у ФСБ». А лучшим региональным проектом (200 тыс. рублей) была признана акция новосибирского художника Артема Лоскутова «Монстрация­2010».
 
Акция «Войны» была проведена в июле 2010 года на Литейном мосту в Питере: группа изобразила 60­метровый фаллос, который после развода мостов встал аккурат напротив здания ФСБ. Против награждения этого проекта тут же выступила Общественная палата РФ, заявив, что это «пощёчина здравому смыслу», провокация и хулиганство. Из Минкульта отвечали, что так акцию «Войны» и рассматривали, однако не считали возможным вмешиваться в работу жюри. «Следует заметить, что Министерство культуры не является цензурным органом, и мы не хотели бы повторять тот опыт отношений власти с искусством, которым был отмечен период правления Хрущева», — заявила пресс­атташе министерства Наталья Уварова. 
Позиция Минкульта в этом вопросе представляется безупречной. Цензура, как известно, запрещена Конституцией РФ (ст. 29, п. 4) и попытки её должны преследоваться по закону. Можно припомнить, что прежний министр культуры Соколов лишился своего поста как раз за попытку цензуры, когда не пустил на выставку в Париж «целующихся милиционеров» новосибирской группы «Синие носы». Скандал тогда был большой: уволили и министра, и директора Третьяковки, представившего работу на выставку, да и в Париже очень удивились. Нынешний министр Авдеев — человек куда более цивилизованный, сам недавно из Парижа, где был российским послом. И нынешний премиальный скандал, похоже, пошел на пользу всем сторонам: Минкульт проявил себя вполне культурным ведомством, Общественная палата выказала свою духовность и бдительность, а группа «Война» добилась дополнительного внимания к своему провокативному творчеству.
Новосибирск — не Париж и даже не Москва, и присуждение премии Артему Лоскутову вызвало явное неудовольствие тамошних властей. «Монстрации» проводятся в Новосибирске с 2004 года, как правило, 1 мая. В них принимает участие от нескольких десятков до нескольких сот молодых людей с безобидными лозунгами типа «Как­нибудь так!», «Стучу на барабане», «Ы­ы­ыть!», «О, повелитель, где твой выключатель?», «Папа, не пей. Мама, не ешь», «Защитим опарышей» и т. п. Власти расценивают эти шествия как несанкционированные сборища и норовят разгонять, а их организатора Лоскутова уже задерживали сотрудники подразделения по противодействию экстремизму. В сумке у него якобы нашли пакетик с марихуаной, однако ни отпечатков пальцев на пакете, ни следов марихуаны на руках и в крови не обнаружили, и вскоре освободили из­под стражи. Лоскутов утверждал, что наркотик ему подбросили. Не знаю, можно ли расценивать эту историю как попытку цензуры, поскольку в лозунгах участников «Монстрации» не было ничего нецензурного. Но представляется бесспорным, что чем более нервно власти реагируют на акции художников, тем большее политическое значение эти акции поневоле получают. 
В Кемерове недавно также произошел скандал с нецензурщиной и цензурой, но он не имел уж совсем мало отношения к искусству. В журнале молодых авторов «После 12», издаваемом поэтической студией при Кемеровском госуниверситете, напечатали подборку молодой поэтессы Ольги Конончук, где одна из строчек звучит так: «Ты думал: трахнусь­ка с новой б…дью» (понятно, без отточия). Это словечко вызвало чрезвычайное возбуждение у Бориса Бурмистрова и Вячеслава Тогулева, возглавляющих кемеровские отделения двух писательских союзов. Один из этих союзов считается либеральным, другой  — почвенно­патриотическим, и в нормальном состоянии члены их друг друга, мягко говоря, недолюбливают. Но тут писательские начальники объединились и написали донесение ректору КемГУ Свиридовой, обвинив журнал «После 12» в «распространении обсценной лексики».
Вообще­то, если слушаться Бурмистрова и Тогулева, из отечественной словесности придется вычеркнуть большую и лучшую часть авторов — включая протопопа Аввакума, Пушкина с Лермонтовым, всех четырёх Толстых (Льва, Алексея Константиновича, Алексея Николаевича и Татьяну), Бунина с Набоковым, Маяковского с Есениным, Шолохова с Солженицыным, Бродского с Цветаевой, Астафьева с Шукшиным: всем им по разным поводам доводилось употреблять крепкие словечки. Поскольку это вещь несбыточная, интереснее обсудить вопрос, на каком основании Бурмистров и Тогулев берут на себя полномочия духовной цезуры. Соответствующим саном они не облечены, а претендовать без этого сана на роль духовного пастыря — это и церковь считает ересью. Писательский авторитет их также, мягко говоря, не очевиден: один — дюжинный стихотворец, другой — малоизвестный краевед. Похоже, Бурмистров и Тогулев считают себя вправе писать донесения по начальству в силу занимаемого положения. Но это авторитет ещё более сомнительного свойства. Союз писателей СССР сильно скомпрометировал себя ещё при самом своём рождении, в 1930­ е годы — когда его начальники, вроде Ставского и Павленко, принуждали писателей подписывать письма, призывающие к казням. Некоторое подобие авторитета СП СССР сохранял только потому, что обладал своего рода монополией на легальную литературную деятельность. В новой России писать и печататься стало можно без санкции литературных начальников — и эти начальники выглядели все мельче и мельче, по мере того, как писсоюзы дробились.
Что же касается самой обсценной лексики — это неотъемлемая часть русской культуры. Без неё невозможно представить себе многие фольклорные жанры, от средневековой скоморошины до современной частушки. Даже такой завзятый сквернослов как Иван Барков нынче издается с академическими комментариями. До недавних пор употребление этой лексики в изящной словесности казалось вопросом меры и вкуса. Нынче, похоже, положение меняется — достаточно послушать, на каком языке разговаривает улица. Молодые люди утверждают: мы матом не ругаемся  — мы на нём говорим. И пьесу из жизни нынешних студентов уже невозможно написать совсем без обсценной лексики — порукой тому вся практика «новой драмы».
Впрочем, кемеровские писательские начальники вольны считать, что писать надо на специальном галантерейном языке, а народ пускай разговаривает как хочет, главное — всяких опарышей в печать не пускать. Но это в истории уже было: в Средневековье грамотеи писали по­латыни или на старославянском, а народу запрещали читать даже Библию, чтобы не истолковал её как­нибудь криво. Правда, нынче ввести новую монополию на духовность вряд ли получится. Один лозунг «Цензура  — дура, творец — молодец», принадлежащий группе «Война», способен прельстить гораздо больше умов, чем все заунывные рассуждения про проклятую бездуховность, не говоря уж про благонамеренные донесения.
Юрий Юдин   
   
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко