-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 9 от 11.04.2011

С той стороны зеркального стекла

В эти дни в Москве проходит очередной фестиваль «Золотая маска», своего рода театральный чемпионат России. Кинематографисты у нас расколоты на два лагеря и имеют две конкурирующие премии: традиционную, но скромную «Нику» и скороспелого, но помпезного «Золотого орла». Книжных премий в России и вовсе несколько десятков, из них самыми престижными считаются три — «Большая книга», «Национальный бестселлер» и «Русский Букер», хотя последняя уже изрядно скомпрометирована. А вот «Золотая маска» одна на всех театральных направлениях  — кроме разве что детского, для которого существует столь же престижная премия «Арлекин».
 
Нынче на «Золотой маске» показывают сразу два спектакля из Кузбасса: в конкурсную программу вошёл спектакль Прокопьевского театра драмы «Экспонаты», во внеконкурсную — спектакль «Квартирник» Петра Зубарева, создателя марииинского театра «Желтое окошко». Впрочем, Зубарев театральной России давно известен, хотя бы как лауреат того же «Арлекина». А вот на прокопьевском спектакле стоит остановиться подробнее.   
«Экспонаты» уже собрали лавры трёх провинциальных фестивалей. Поставили спектакль московский режиссер Марат Гацалов и питерский художник Фемистокл Атмадзас. В основе его — пьеса Вячеслава Дурненкова, одного из лидеров «новой драмы», направления, которое характеризуется повышенным интересом к социальности (самый нашумевший пример — относительно недавний телесериал «Школа»).
Спектакль начинается с рассказа девушки­экскурсовода о скромной, но славной истории Полынска, ныне глухого вымирающего городка: работы нет, зарплаты нет, молодежь уезжает в столицы или, помыкавшись, возвращается обратно. Впрочем, у Полынска вдруг появляется шанс: сюда приезжает предприимчивый столичный бизнесмен с проектом превращения городка в музей под открытым небом. Жителям предлагаются роли живых экспонатов. У музейщиков эта должность называется интерпретаторы: в случае приезда экскурсий они обязаны переодеться в старинные одежды и инсценировать занятия и обычаи своих предков двухсотлетней давности. Как водится, кто­то с готовностью соглашается подзаработать, а кто­то решительно восстает против этой комедии. Протест выливается в поножовщину и поджоги. Но в целом спектакль — не о классовой ненависти к приезжим олигархам и не о провинциальной дикости, душащей на корню все перспективные начинания. Это спектакль о чести, пусть и своеобразно понятой. Помнится, у Пьетро Масканьи была такая комическая опера — «Сельская честь», правда там сюжет был замешан на традиционной ревности.
Честь не следует путать с чувством собственного достоинства — это добродетель не индивидуальная, а сословная. У дворян были свои понятия о чести, у крестьян — свои, на их лад, но от этого не менее жёсткие. Характерный пример: к дворянской девушке на выданье предъявлялось непременное требование целомудрия (поэтому неудачное бегство Наташи Ростовой с Курагиным вызвало скандал); зато в замужестве светские дамы пользовались относительной свободой — большой свет адюльтеры чуть ли не поощрял. Крестьянская девушка, напротив, пользовалась свободой до замужества — на её возможные похождения закрывали глаза, если только речь не шла о старообрядческом семействе особо строгих правил. Зато выйдя замуж, крестьянка должна была хранить безусловную верность мужу, иначе он мог забить её до полусмерти, и мир (точнее, «мiр» — сельская община) и не подумал бы вмешаться.
Коротко говоря, в первой половине XIX века в России существовало две культуры: дворянская, ориентированная на Запад с его рыцарскими и джентльменскими кодексами, и крестьянская, глубоко традиционная, проникнутая религиозными ценностями с примесью языческих обычаев. Другие сословия тяготели к одному из этих полюсов: купцы и мещане — скорее к крестьянской модели (хотя здесь было множество нюансов по части деловой репутации), чиновники и нарождающаяся интеллигенция  — скорее к дворянской. Потом крестьян освободили, дворяне разорились и уступили инициативу буржуазии, а сословные рамки стали стремительно размываться.
Сейчас можно говорить, да и давно уже говорят, что в России снова сложились две культуры — правда, не по сословному, а по географическому принципу. Столичная, то есть московско­питерская и провинциальная, которая с удивлением взирает на столичные нравы в телевизоре, но жить предпочитает по­своему. Не только из­за разницы в доходах: в Ханты­Мансийске или Петропавловске­Камчатском заработки населения не меньше московских, но культура ощутимо другая.
Большие города за миллион жителей, вроде бы должны тяготеть к столичной модели — но и тут есть свои нюансы. Скажем, деятельность Центра современного искусства, открытого Маратом Гельманом в Перми, местная общественность упорно встречает в штыки. В самом деле, Пермь это город с собственными развесистыми традициями, со своими литературными и историческими мифами, столетним университетом и полуторастолетней оперой — в общем, далеко не туземцы, которых можно прельстить блестящими бусами. А тут разрекламированные проекты, огромные откаты, громкие обещания радикально расширить провинциальное сознание — а на выходе сомнительные фокусы третьей свежести.
Случай Марата Гацалова, москвича, который трудится в Прокопьевске главным режиссером и насаждает там «новую драму» — вроде бы, напротив, успешный пример оплодотворения столичной штучкой провинциальной нивы. Правда, нужно учесть, что «новая драма» вообще­то не в столицах родилась (драматург Дурненков, например, живет в Тольятти). А главное — пафос отторжения столичных веяний, пронизывающий «Экспонаты», делает этот пример каким­то двусмысленным.
В общем, чем больше в московских телестудиях рассуждают на тему, есть ли жизнь за МКАДом, тем крепче в провинции чувство отвращения к этому паноптикуму. В рассуждении великодержавном оно, наверное, нехорошо. Но можно увидеть и светлую сторону: когда в Казани гнут своё, а в Мариинске своё, в конечном итоге повышается культурное разнообразие, а на карте родины появляется больше центров притяжения. В конце концов, если Россия ратует за многополярный мир в глобальном смысле, для внутреннего употребления неплохо бы держаться той же политики.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко