-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 28.03.2011

Война подписей

В феврале появилось «Открытое обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации». Группа товарищей констатировала: «В последнее время на фоне второго процесса по делу руководителей НК ЮКОС М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева общество оказалось втянуто в кампанию по дискредитации судебной системы. Широкая дискуссия об обеспечении независимости суда и судей превратилась усилиями некоторых активистов в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие». И сокрушалась: «Здесь всё идет в ход: эмоции, публикации в прессе, пикеты возле судов, публичные акции… Допустимость подобных методов воздействия на правосудие не только девальвирует идею справедливости и состязательности судопроизводства, но даёт возможность оправдывать угрозы и издевательства над судебной и правоохранительной системами политической борьбой». Письмо подписали 55 человек, из которых широкой публике более или менее известны президент «ОПОРы России» Сергей Борисов, художник Сергей «Африка» Бугаев, тренер Ирина Винер, певица Диана Гурцкая, дрессировщики братья Запашные, телеведущая Тина Канделаки, адвокат Анатолий Кучерена, певец Николай Расторгуев, директор заповедника «Ясная Поляна» Владимир Толстой и хоккеист Владислав Третьяк.
 
В марте появилось «Обращение в российский офис Amnesty International», которое было воспринято общественностью как ответное письмо. В нем говорилось: «За годы заключения Михаил Ходорковский превратился в крупного общественного деятеля, способного стать лидером объединенной демократической оппозиции. Это хорошо понимает и правящий авторитарный режим. В этих условиях руководство РФ провело позорный второй судебный процесс, и путём беспрецедентного давления на суд добилось вынесения нового жестокого приговора». А также содержался призыв к международной правозащитной организации «без лишнего промедления» признать Ходорковского и Лебедева «узниками совести». Это «письмо 45» подписали, в числе прочих, писатели и поэты Борис Акунин, Сергей Гандлевский, Борис Стругацкий, Игорь Иртеньев, Людмила Улицкая, Евгений Попов, Виктор Шендерович, литературоведы Мариэтта Чудакова и Олег Лекманов, актёры и режиссёры Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Кама Гинкас, Эльдар Рязанов, Наталья Фатеева, Александр Феклистов, Генриетта Яновская, Игорь Ясулович, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Станислав Садальский, ученые Юрий Рыжов и Дмитрий Зимин, певец, сочинитель и ученый Александр Городницкий, журналисты и телеведущие Владимир Познер, Леонид Парфенов, Юрий Рост, музыкант Гидон Кремер, художник Борис Жутовский и др. Как и в первом случае, выделяю только тех, кто регулярно мелькает на телеэкране и, таким образом, известен широкой публике.
Полный текст писем и многочисленные комментарии на тему «С кем вы, мастера культуры», а также «Руки прочь от Ходорковского», равно как и «Вор должен сидеть в тюрьме», легко отыскать в интернете. Мне бы хотелось обратить внимание на возрождение самого жанра коллективных писем.
Особенно популярен этот жанр в нашем отечестве был в 1930­1940­е, когда писатели, пионеры, пенсионеры, учёные, пролетарии и колхозники в едином порыве поддерживали очередной политический процесс и требовали казни врагов народа. А также в 1960­1970­е, когда пафос таких писем обыкновенно был совершенно противоположным: они тоже появлялись после громкого процесса над писателями или диссидентами, но носили протестный характер (хотя в случае с Александром Солженицыным, например, имели место письма как «за», так и «против»).
В этом контексте «письмо 55» невольно воспринимается как продолжение первой, «верноподданной» линии. А «письмо 45»  — как продолжение второй, «диссидентской». 
При этом стоит отметить, что «письмо 55», в отличие от прошлых эпох, достаточно грамотно составлено: оно никого не призывает казнить, а лишь защищает многострадальный российский суд от давления возмущённой общественности. Разумеется, это всё равно письмо в поддержку властей: судебная власть — такая же власть, как законодательная и исполнительная. Однако заметно, что в XXI столетии и благонамеренные и верноподданные подписанты кое­чему научились.
Тем не менее, авторам «письма 55» не удалось заполучить ни одной писательской подписи. Это легко объяснить. Пушкин у нас в своё время «милость к падшим призывал», да и в традициях народной нравственности — скорее жалеть арестантов, чем добивать их (хотя идеализировать народ тоже не стоит — в конце XIX века в Сибири были крестьяне, которые, напротив, охотились за беглыми каторжниками за вознаграждение).
В прошлом веке писатели про милость к падшим забыли: коллективные письма в поддержку расправы над Каменевым и Зиновьевым, над Бухариным и Рыковым, над Тухачевским и Якиром и т. п. создали «инженерам человеческих душ» такую репутацию, от которой им уже не удалось отмыться. Борис Пастернак, помнится, протестовал, когда его имя поставили под одним из таких писем без его ведома и даже написал по этому поводу личное письмо Сталину: дескать, какими бы они ни были врагами, не я им жизнь давал, не мне её и отнимать. Последним громким случаем было выступление в 1966 году Михаила Шолохова в поддержку осуждения Андрея Синявского и Юлия Даниэля. Этот его поступок поминали и в дни 100­летнего шолоховского юбилея — и, похоже, не забудут уже никогда.
Обращает на себя внимание также разный удельный вес подписантов: ну что такое Тина Канделаки супротив Леонида Парфенова  — всё равно что Каштанка супротив столяра. А братья Запашные супротив братьев Стругацких… Но по большому счёту проигрыш инициаторов «письма 55» даже не в этом. Как говорил основоположник теории массовых коммуникаций Маршалл Маклюэн: «Истинно тотальная война — это война посредством информации. Её незаметно ведут электронные средства коммуникации – это постоянная и жестокая война, в ней участвуют буквально все. Войнам в прежнем смысле слова мы отводим место на задворках вселенной». Этому тезису нашлось уже множество подтверждений: война США во Вьетнаме, война СССР в Афганистане, первая чеченская кампания и многие другие войны были проиграны не на полях сражений, а в информационном пространстве.
Вряд ли инициаторы «письма 55» хотели затеять тотальную информационную войну за год до президентских выборов и на фоне очевидных неполадок на прочих внутренних фронтах. Тем не менее, они своими руками усугубили поляризацию общества и устроили дополнительную шумиху против опального олигарха и его сомнительного процесса.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко