|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 28.03.2011
Повесть молодого кемеровского писателя Андрея Иванова «Ржа» ещё до своего выхода вызвала странные заявления со стороны некоторых представителей писательского кемеровского сообщества из молодых: ктото якобы пытается не пустить эту вещь в печать. Интересно, как это можно сделать при наличии Интернета? А, может, это был предвосхищающий PR?
«Ржа» увидела свет в журнале «Огни Кузбасса», №№ 3,4 за 2010 год. А в конце года это талантливое прозаическое произведение завоевало первое место в литературном конкурсе «Энергия творчества», проводимом в последние годы ОАО «Кузбассэнерго».
Андрей Иванов написал о детстве. В мировой литературе традиции этой темы существуют с незапамятных времен, в русской литературе есть много замечательных произведений об этой поре жизни, чего стоит книга Льва Толстого.
Потому необходимо найти свой тон, стиль, интригу чтобы для начала хотя бы привлечь внимание читателя. С этими задачами Иванов достаточно успешно справляется.
Его герои понастоящему интересны, при этом им всего по десять лет, некоторым и того меньше. Они живут на Севере, где суровые условия существования сопрягаются с поисками смыслов жизни, пусть даже они ищутся неосознанно в детских играх. Потому «Ржа» —это, скорее, подростковое произведение, написанное для взрослых.
Писательский стиль автора — использование в сюжете полутонов, ощущаемых как звучание скрипичной классической музыки, но проблемы (назовем это так) у него самые что ни на есть кровоточащие.
Прежде всего — один из главных вопросов для любого человека, взрослого или ребенка (возрастные границы не важны) — проблема добра и зла. Уже среди пацанов можно отличить, если вчувствоваться в авторский голос, что из одного товарищаприятеля так и лезет, тщательно маскируемая им подловатость, кстати, он и предал всех, зато у другого героя главное — доброта, у третьего — надежность. Вышесказанное ничуть не значит, что они все носители какогото одного человеческого отличия, нет, характеры мальчишек гораздо сложнее, многограннее, но чтото всетаки в каждом заданном образе выделяется в большей степени, а чегото вовсе нет.
Вот, например, проблема пьянства глазами третьеклассника: его отец, справедливый, сильный физически, но слабый духовно человек, пьёт, а мать терпит — сколько таких несчастливых семей у нас в стране.
Или наркомания — автор рисует эту тему опятьтаки приглушенными красками, она проходит по периферии действия, хотя и является одним из сюжетных скрепов, — мальчишки чуть не вляпались в криминал, но какимто чудом удержались от более страшного в своей «индейской» (они играют в настоящих краснокожих с приключениями, испытаниями и прочим) жизни.
Иванов, опятьтаки не в лоб, словно акварелью по сырому (понимающий поймет, дурак — никогда) показывает, насколько же тонка грань, отделяющая человека от зверя. Рассказано, как нормальный во всех отношениях начальник теряет свою подрастающую дочку — любовь и надежду семьи; и он, и жена его на глазах превращаются за короткое время в неких существ, сохраняющих человеческие инстинкты, но с испарившимися уроками общежития. Человек же, как известно, существо (животное?) общественное.
А ещё и вопрос национальный, нигде не педалируемый, но до чего же острый, ставится в произведении. Ведь мальчишки все принадлежат к представителям разных наций и народностей: тут и русский, и украинец, и якут, и эвен, и бурят. В их возрасте национальное, как отдельное, ещё не осознается во весь рост, но уже старшие братья, родители четко отделяют всех по этому признаку. «Скользкое, противное и бессмысленное», — такие слова находит автор для определения национализма.
Совсем не случайно несколько раз взор читателя обращают на то, что в тундре невозможно похоронить почеловечьи покойников: земля исторгает, вечная мерзлота не пускает. Сохранить добро в таком природном, а у Иванова и человеческом окружении — не простое дело. Комуто это удается, другим — нет. Вот для них и использовано слово «ржа» в заголовке. Только единожды это слово Ивановым привлечено в текст, кроме заглавия, в последнем предложении: «Потом все трое стали бросать в него камнями, нагло и бессмысленно ржа». Среди этих троих и бывший друг главного героя, ставший предателем (в длящемся процессе его измены прослеживаются параллели с библейским Иудой, но опятьтаки писатель объясняется не в лоб, а в междусловии). Вообщето заглавие повести говорит о другой «ржавчине». Это «ржа» предательства, пьянства, наркомании, преступности, безразличия, падения нравственного и, как следствие, духовного гниения индивидуального и общественного.
Не случайно тяжелое испытание (инициацию) приходится пройти героям повести Андрея Иванова «Ржа» уже в раннем детстве. И не всем, как и в жизни, удается её пройти достойно.
Валерий Плющев
|
Деловые новости[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |