-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 7 от 28.03.2011

Пассажирские страхи

Как ожидается, к середине текущего года в России появится новый обязательный вид страхования — страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. «Авант­ПАРТНЕР» попытался оценить готовность кузбасских перевозчиков к работе в новых условиях.
 
Законы: настоящие и будущие
Проект федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам» в ноябре прошлого года был принят в первом чтении в Госдуме. После его окончательного принятия пассажиры, пострадавшие на всех видах транспорта (кроме такси) смогут, наконец, получать адекватное возмещение вреда: до 2,025 млн рублей в случае гибели, до 2 млн в случае причинения вреда здоровью и до 23 тыс. рублей за повреждённое имущество. Именно такие лимиты ответственности фигурируют сегодня в рассматриваемом законопроекте. Отметим, что до сих пор в такие суммы оценивались только жизнь и здоровье пассажиров воздушного транспорта (в соответствии с Воздушным кодексом РФ). А согласно Указу президента РФ от 7 июля 1992 года «Об обязательном личном страховании пассажиров», компании-перевозчики обязаны заключить договор со страховой организацией, это является непременным условием получения лицензии на такие перевозки. Страховая премия, например, включена в стоимость билета на проезд на междугороднем автобусе. Правда, и выплачиваемая в случае страхового события сумма невелика: максимальная выплата составляет всего 12 тыс. рублей. Аналогичная система действует и при железнодорожных перевозках.
 «Конечно, суммы выплат, предусмотренные законодательством, маленькие, — соглашается Игорь Зотов, заместитель генерального директора ГУ «Кузбасспассажиравтотранс». — Особенно, если представить, какие в случае аварии могут быть последствия для здоровья и, соответственно, расходы на лечение. В 2009-2010 годах по стране было много случаев аварий с участием автобусов, поэтому закон об обязательном страховании ответственности перед пассажирами, конечно, нужен. В Кузбассе тяжелых аварий с участием междугородних автобусов, к счастью, не было. Но иногда люди всё-таки обращаются за выплатами. Так, в 2010 году было два обращения, в этом году пока ни одного. Возможно, просто мало кто из пассажиров знает о том, на что и в каком случае они могут претендовать. Мы как раз сейчас готовим сайт, на нём будет представлена информация, куда и в каких случаях обращаться».
Но вот на городском транспорте, который гораздо более востребован людьми ежедневно, и риск попадания в аварию на котором по статистике гораздо выше, чем риск крушения самолёта, жизнь и здоровье пассажиров не защищены и такими суммами. Правда, остаётся ещё закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Но, к примеру, если виновным будет признан водитель автобуса, его пострадавшим пассажирам никаких выплат по линии ОСАГО не полагается.
 
Пассажиры и перевозчики: рецепты мирной жизни
«С претензиями к нам люди обращаются едва ли не каждый день,  — сообщили в ОАО «Кемеровская электротранспортная компания». — Некоторые граждане рассматривают подобные компенсации чуть ли не как источник постоянного дохода и сами стараются, условно говоря, поудачнее стукнуться головой о трамвай, чтобы потом требовать с компании деньги. Гражданская ответственность Кемеровской электротранспортной компании как владельца транспортных средств застрахована в силу закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Если суд выносит решение, что ОАО «КЭТК» должно выплатить человеку компенсацию, компания выплачивает».
По словам Вячеслава Тихонова, руководителя некоммерческого партнерства «Ассоциация работников индивидуального транспорта» (НП «АРИАТ»), чуть ли не каждый день в партнёрство кто-то обращается с претензиями: «К примеру, женщина ушибла в маршрутке коленку — требует 10 тыс. рублей! С кем-то мы в итоге мирно договариваемся, кого-то отправляем в суд. Но в суд люди не очень спешат, потому что суду в качестве доказательства вреда здоровью требуется медицинское освидетельствование, справки, чеки за лечение, лекарства, и присуждаемые выплаты в итоге оказываются гораздо меньше, чем пострадавшие пассажиры с нас требуют изначально. Всего около 15% случаев доходят до суда. Наконец, многие «жертвы маршруток» откровенно врут! На некоторых маршрутах мы поставили видеонаблюдение, и претензий там от пассажиров практически нет. А если жалобы и появляются, мы вместе просматриваем видеосъёмку, на которой чаще всего видно, что на самом деле человек в маршрутке не падал. Нередко слышим в ответ «ой, я, наверное, в другой маршрутке упал». По словам руководителя НП «АРИАТ», в среднем предприниматели партнёрства в год выплачивают в целях «мирного урегулирования» порядка 100 тыс. рублей (в НП «АРИАТ» 54 члена). «И это только те случаи, о которых я знаю, — подчёркивает Вячеслав Тихонов. — Бывает, водители и не ставят меня в известность».
В такой ситуации, конечно, никто, казалось бы, не мешает перевозчикам страховать свою ответственность добровольно. Большинство страховщиков готовы предложить соответствующие страховые продукты, но очень мало кто может похвастаться имеющимися в портфеле договорами. Как отмечает заместитель директора по корпоративному бизнесу кемеровского филиала «Ингосстрах» Елена Чудинова, среди перевозчиков заметно начинает набирать обороты страхование грузов, а вот страховать ответственность за жизнь и здоровье людей они не спешат: «Предлагая такое страхование, мы часто слышим в ответ: «А у нас никаких аварий не происходит». Между тем, известно множество случаев ДТП с участием такси. На Новый год, например, некоторые таксисты пьяные ездили, а люди до сих пор лечатся. Выясняется, что некоторые коммерческие предприятия вообще возят пассажиров без билетов (в Белокуриху, в Шерегеш). Это значит, что юридически доказать факт заключения договора на оказание услуги человек в случае аварии не сможет. Люди просто платят наличные и даже не понимают, чем рискуют». «Поскольку никто и ничто не заставляет транспортные компании страховать свою ответственность перед клиентами, они и не страхуют, — подтверждает Наталья Владыкина, директора кемеровского филиала «РЕСО-Гарантия». — Да и сами пассажиры разве когда-то заботились о своей безопасности? Если 2% населения у нас в России застраховано от несчастного случая — это уже хорошо».
 
Желания и возможности
Вячеслав Тихонов убеждён, что каждый человек сам должен страховать свою жизнь и здоровье: «Страхование ответственности — это, конечно, хорошо и правильно, но сегодня перед предпринимателями, занимающимися частными перевозками, встал вопрос о выживании. Не хватает денег на самое необходимое: на ремонт. На страхование денег просто нет. Между тем, если власти хотят обеспечить безопасность пассажиров, в первую очередь надо позаботиться о том, чтобы у перевозчиков оставались средства на поддержание транспорта в хорошем техническом состоянии. Пока же из-за тарифной политики муниципалитета мы работаем на грани убыточности». Вячеслав Тихонов напомнил, что стоимость проезда на уровне 13 рублей была «заморожена» ещё в 2007 году, и до 14 рублей повысилась лишь недавно: «До 2007 года стоимость проезда в маршрутном такси повышалась на 1 рубль ежегодно, и этого было достаточно для поддержания рентабельности бизнеса. Следовательно, сегодня экономически обоснованный тариф — 18 рублей, то есть на 4 рубля больше, чем он есть в действительности! Власти уполномочены регулировать цену проезда на местном уровне, но вот стоимость запчастей и ремонта нам почему-то никто не регулирует, а они постоянно растут. Инфляцию тоже никто не отменял. Только за последний год из нашего партнёрства ушли 20 предпринимателей. Если и дальше так пойдёт, город может остаться без «маршруток». Нам пока не удаётся убедить власть, что цены на проезд должен диктовать рынок».
Правда, на рынке сегодня есть компании, предлагающие пассажирам перед поездкой заключить страховой договор на случай причинения вреда жизни и здоровью. Давно действует такая практика при покупке билета на автовокзалах. Сообщили об этом и в компании «Междугороднее такси «Омега». «Правда, пассажиры не выражают особой заинтересованности в этой услуге, хотя она и повышает стоимость проезда не намного, — признаётся Дмитрий Сергеев, менеджер по работе с клиентами такси «Омега». — Страхуются не более 5% пассажиров. Обычно это пассажиры с детьми, а также те, что едут на дальние расстояния. У компании, с которой мы сотрудничаем, нет страхового предложения, предусматривающего ещё и ущерб багажу, поэтому мы сейчас рассматриваем предложение другой компании, которая, помимо жизни и здоровья пассажиров, может страховать ещё и их имущество». По словам Дмитрия Сергеева, агент страховой компании, оформляющий полисы пассажирам, работает прямо в офисе компании-такси, параллельно занимаясь продажей полисов ОСАГО и КАСКО другим клиентам. «Даже не знаю, почему другие компании-перевозчики так редко страхуют свою ответственность перед пассажирами, — размышляет Дмитрий Сергеев. — Возможно, думают, что это очень дорого и хлопотно, много бумажной работы. Но это не так: в одном из регионов нам предложили застраховать ответственность нашего микроавтобусного предприятия всего за 8 тыс. рублей в год независимо от пассажиропотока. А само заключение договора со страховщиком требует максимум часа работы менеджера. В любом случае страхование — это одно из наших конкурентных преимуществ на рынке, отлично сказывается на имидже компании». Правда, остаётся вопрос, что будет с пассажиром в случае аварии, если он не догадался вместе с билетом приобрести ещё и страховку. Как уверяет Дмитрий Сергеев, компания готова выплатить пострадавшему по её вине компенсацию, которую определит суд: «Мы не снимаем с себя ответственности».
Впрочем, страховщики напоминают, что таксисты — не очень-то желанные гости в страховых компаниях, будь то ОСАГО или КАСКО: убыточность по таким клиентам у компаний очень высока. А вероятность наступления страхового случая по договору страхования ответственности перед пассажиром та же, что и по ОСАГО.
Никто из опрошенных страховщиков не взялся оценить ожидаемый после принятия закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика…» объём рынка, прогнозы относительно привлекательности этого вида для страховщиков также делаются осторожные. «Мы стремимся к диверсификации страхового портфеля, поэтому совсем не против заняться и этим видом страхования, — отмечает Елена Чудинова. — Если убыточность по этому виду будет до 80%  — это уже хорошо». По мнению Натальи Владыкиной, любой обязательный вид для страховщиков представляет интерес.
Ксения Сидорова
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко