-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 6 от 23.03.2011

Беспримесный авангардист

В молодогвардейской ЖЗЛ вышла книга Веры Чайковской «Тышлер», рассказывающая о художнике, которого автор считает великим и даже о его гениальности не единожды упоминает.
 
На титульном листе присутствует несколько шутливый подзаголовок: «Непослушный взрослый». Александр Тышлер, родившийся в Мелитополе в семье потомственного столяра в 1898 г. и умерший в Москве от сердечной недостаточности в 1980 г., собственное творческое кредо сформулировал довольно рано — искренность, любовь к своему ремеслу и знание своего решения. А ещё он, по записанным собственноручно словам, «никогда никого не слушался».
В полном объёме его творчество пришло к зрителю с последние годы, хотя любителям и собратьям по цеху Тышлер был известен: кому­то как театральный художник, кому­то как график, любители знали его как интересного живописца. При этом Тышлеру удавалось (неисповедимы творческие пути) стоять в изобразительном искусстве особняком: с андеграундом не имел общего, с многочисленными разномастными «реалистами» тоже никак творчески не роднился.
Его друзья — Мандельштам, Мейерхольд, Михоэлс — погибли.
Что хранило Тышлера или кто?..
Колючая и резкая Татьяна Маврина записала в дневнике после посещения тышлеровской выставки: «Какой интересный художник и вся его жизнь! Почему не на щите?»
Автору книги пришлось непросто: отсутствовал материал биографического характера, письма неизвестны, воспоминаний современников кот наплакал. Ей удалось получить искомое у потомков художника, ознакомиться с ненапечатанными воспоминаниями о Тышлере, кого­то даже принудить к их написанию. К слову, в 2007 г. вышла искусствоведческая монография К.А. Светлякова «Александр Тышлер» в издательстве АРТ­РОДНИК, которую я держал на столе во время читки жэзээловской книги — несколько раз пролистывал прекрасно иллюстрированную тышлеровскими работами светляковскую книжку, вглядываясь в созданное художником на разных этапах его творческой жизни. А вот текст Чайковской намного информативнее, да и эмоциональнее, ярче, познавательнее, в конце концов.
Тышлеру довелось творить после революции, поэтому­то некоторые годы и даже десятилетия приходилось работать «в стол». Выручала работа в театре, где его живописное участие в постановках становились художественными событиями.
Автор биографии пишет, что жизнь художника «зарифмована», так как мотивы его живописи, преображаясь, проходят через все его годы творчества. Это, прежде всего, его излюбленные серии картин, среди которых «Самодеятельный театр», «Балаганчик», «Гражданская война», «Махновщина», «Набат», «Фортуна», «Обнаженная» и другие. В конце жизненного пути он начинает цикл «Сказочный город», дополняет все свои серии работ, изменяя подходы и понимание изображаемого. Удивительно, но отчего­то великая война, названная Отечественной, никак не откликнулась в его творчестве, не считать же декларативные картины серии «Фашизм» поднятием этой темы.
«Рисовал всегда», вспоминал в зрелые годы Тышлер, потому не акцентировался на том, во сколько лет он начал свой творческий путь.
Его полотна легко узнаваемы. Они всегда резко отличались от работ собратьев по ремеслу четко прописанной скульптурной монументальностью изображенного, несущей в себе искрящую энергию. Ему удалось отыскать «своё», непохожее.
Он изображал сны — творческий дар проявил фантастическое и сновидческое. Его ум живописца одновременно острый и ироничный. Художник выделялся из рядов современников творческой интуицией, богатой фантазией, глубокой чувственностью, окрыленностью.
Откуда тяга к странным, зловещим, гротескным сюжетам и ситуациям, страсть к чудовищному в ранний период развития? Из мифологии питался или убитые в братоубийственной войне братья сублимировались в творчестве? Во всяком случае, это не самоанализ и рефлексия, а взрыв интуиций и причудливых снов. Можно представить, какие это были сновидения. Он фиксировал: «Были и такие «любители сильных ощущений», которые представляли меня не иначе как сумасшедшим…»
Тышлер в творчестве трагичен и в то же время дорожит радостью. Собрат по творческому цеху записал: «…Его аллегории, метафоры и этот неудержимый шквал фантазии, композиционного изобретательства был беспределен, и все делалось без каких­либо натуг, легко и непринужденно, как песня». Опять­таки, как ему это все удавалось, когда он был объявлен «формалистом», и чем ему прыть некоторых критиков грозила («а ведь смог пронести свой дар через эпоху террора») — то тайна, которую он унес в могилу.
«Заряд совершенно самобытной поэзии» увидел у Тышлера на выставке нарком Луначарский, который позднее не выпустил художника за границу. А близкий ему по интуиции и дару Шагал уехал и достиг мировой известности. Тышлер же, по мнению Чайковской, до сих пор недооценен.
Тышлеровские работы несут в себе общечеловеческое звучание. Многие его картины — это «небесные мистерии». Он не работал на злобу дня. В то же время творчество художника стало достоянием истории, а в этом случае искусство легко мифологизируется. Но, чем насыщеннее «мифология», тем крепче и выше место живописца в мировой табели о рангах. Удивительно, но тышлеровское творчество становится сегодня ещё «мифологичнее», чем в 20­30­е годы XX века.
Автор книги исследует многочисленные любови художника (конечно, не все из тех, что были), как источник его творческого вдохновения, параллельно упоминает о женщинах и увлечениях близких к Тышлеру по стилистике живописцев. Здесь также много отсылок к архивным данным, документам, сохраненным его потомками и наследниками друзей.
Но есть ещё и вопрос о народности тышлеровского искусства, на который Чайковская дает однозначный ответ. Выходец из семьи «вполне ассимилированных евреев, никогда не терял «еврейской» самоидентификации», — пишет исследовательница. Его живопись опять­таки «праздничное и народное» в высшем значении этого слова. Художник талантливо воплотил в своих композициях радость и счастье, горести и печаль своего народа. Именно поэтому он внес весомый вклад и в многонациональное искусство своей страны, и, бери шире, — в мировой искусство.
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко