-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 6 от 23.03.2011

Пока горит коксовый факел

Энергетики и все, кто по роду своей деятельности плотно соприкасается с этой сферой, похоже, обескуражены задачами, которые поставлены сегодня перед всей отраслью. Сократить энергозатраты и уменьшить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% по отношению к уровню 2007 года – задача, которая в современных условиях многим может показаться неподъёмной (особенно учитывая присущее российскому народу отношение к энергосбережению). Но требования суровой действительности неумолимы, а потому не только на федеральном уровне, но и на местах началась очень серьёзная работа, цель которой – реализация муниципальных и отраслевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В настоящее время уже разработан проект областного закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Кемеровской области». Сам проект, его потенциальную эффективность и другие возможные меры, способные повлиять на ситуацию в энергосбережении, были недавно обсуждены на заседании комитета по энергетической стратегии Кузбасской торгово­промышленной палаты.
 
Проект нового областного закона невелик по своему объёму —все его девять статей умещаются на пяти стандартных листах. Но большего, вроде бы и не требуется. Ведь задача областного закона вовсе не в том, чтобы дублировать федеральный закон прямого действия, — как заявил начальник управления энергетики департамента угольной промышленности и энергетики Кемеровской области Юрий Антонов. — Его главная задача — разграничить полномочия и обязанности между структурами управления и свести это в единый документ. А также прописать все вопросы финансирования.
Другими, не менее важными задачами, — относящимися уже не к законотворчеству, а к реальным делам в энергетике — остаётся продолжение всех тех работ, начало которым положено десять и более тому лет назад. Иными словами, необходимо, как минимум, реализовать комплексную региональную целевую программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Кемеровской области на 2010­2012 годы и на перспективу до 2020 года». А это и проект использования метана из угольных пластов, и программа строительства мини­ТЭЦ на базе котельных и мини ГЭС, и производство топливных гранул, и реализация программы сокращения потерь при передаче электроэнергии, и использование отходов углеобогащения, в том числе коксового газа, для производства энергии.
«Мы много говорим об использовании энергии от сжигания коксового газа — отметил Юрий Антонов. — В Новокузнецке этот факел уже притушили. В Кемерове он пока ещё горит. Так вот пока он горит, работы будут продолжаться».
Но проблемы энергетики, вопросы её реформирования лежат не только в материальной или производственной плоскости. Знаменитое выражение о «разрухе в головах» продолжает оставаться справедливым и по сей день. И в этом видится, как минимум, два весьма важных аспекта.
Первой проблемой, которая на самом деле впервые встала перед многими (если не сказать — большинством) органами муниципального управления. К сожалению, уровень подготовки специалистов муниципалитетов малых городов и районов не настолько высок, чтобы справиться с тонкостями толкования федерального закона об энергосбережении. Механизм действия закона им зачастую не понятен, а уровень ответственности вообще обескураживает — местные управленческие структуры никогда ранее не имели таких полномочий, а потому не знают порой, не только что делать дальше, но даже и, с чего всё начинать.
Выход из состояния ступора для них возможен только при срочном обеспечении нескольких условий сразу. По мнению руководителя Регионального обучающего центра по энергосбережению «Центр консалтинговых услуг «Энергосбережение» (Новокузнецк) Владислава Стерлигова, закон для муниципальных образований должен быть максимально адаптирован на местном уровне. Далее должен быть разработан пакет модельных документов, который позволил бы местной власти войти в процесс управления энергетикой. И ещё одно необходимое условие — обязательное обучение специалистов.
Вторая проблема — не меньшая, а, возможно, ещё более труднорешаемая — в социальной стороне готовности к энергетическим реформам. А она пока — нулевая. Менталитет старшего поколения, возросшего в «самой богатой» (в том числе энергоресурсами) стране, смешался с (или даже помножился на) раннерыночными (а точнее базарными) представлениями поколения молодого, идущими от принципа «сколько истратим, за всё заплатим». Результатом стал царящий в обществе настоящий бытовой нигилизм в отношении к тому, что связано с энергосбережением. К сожалению, всё это осложняется и тем, что система льгот населению (вне сомнений в её социальной справедливости) никак не стимулирует граждан экономить энергию — особенно тепловую. И вопрос о том, как и какими способами, прививать обществу новую для него(!) идею о том, что задачи энергоэффективности и энергосбережения вышли теперь в первый ряд глобальных проблем для человечества в целом, требует решений.
Предприниматели, которые вне зависимости от глобальных перспектив продолжают жить и работать сегодня, видят и другие несообразности в том, как в регионе на деле проводится новая энергетическая политика. Одним из самых остро стоящих вопросов продолжает оставаться закрытость механизмов тарифообразования.
«Система открытой калькуляции тарифов до сих пор остаётся тайной за семью печатями — так высказался директор АНО УПЦ «Молодость Запсиба» Юрий Бычков. — Бизнес готов платить, но мы хотим знать, за что платим». А генеральный директор ЗАО «БизнесСтройЛига» Надежда Крылова вывела эту проблему на более высокий уровень. По её мнению, одним из недостатков закона является то, что «бизнес отстранён от вопросов управления энергосбережением». И уже сегодня необходимо предусмотреть организацию обратной связи в управлении процессами энергосбережения на основе мнений кузбасского бизнес­сообщества.
И это, и многие другие предложения, прозвучавшие со стороны представителей бизнеса: о льготах, премиях и иных преференциях для предприятий, внедряющих энергосберегающие технологии, о поддержке субъектов, работающих с инновационными проектами, повышающими энергоэффективность, о подготовке в регионе кадров для энергоаудита, — показали, (всего лишь в рамках полуторачасового заседания) насколько проблемным и (употреблю именно этот термин) энергозатратным по всем показателям станет предстоящий этап реформирования даже не энергетической отрасли, а экономике в целом.
Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня
[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко