-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 5 от 14.03.2011

«Универсально-анархический ум»

 
Эти слова с полным правом можно отнести к лауреату Государственной премии России, художнику Михаилу Шемякину, презентовавшему на сентябрьской Международной московской книжной выставке­ярмарке в 2010 году только что увидевший свет двухтомник со своими работами — наиболее полный путеводитель по его творчеству в полиграфическом исполнении. Хотя сказаны они были о Льве Толстом писателем Марком Алдановым.  
 
Два фолианта общим весом семь килограммов прилетели вместе со мной в Кемерово. Циклопическое количество репродуцированных шемякинских «картинок» — самое полное их издание — возможно просмотреть лишь сильно настроившись, да и то не за один раз.
Можно сказать, что последние несколько лет у художника в России в полный рост поднимается личный Ренессанс: скульптуры стоят в разных городах, книги его и о нём пошли потоком, выставки сменяют друг друга, театральные постановки завоёвывают зрителей. Но даже на этом плодоносящем культурном гумусе два тома, выпущенные питерской «Азбукой­классикой» после шестилетней предварительной подготовки, выделяются основательностью. Здесь работы художника всех этапов его творческой биографии, до эмиграции 1971 года, французского и американского периодов, ныне Шемякин вновь возвратился во Францию, при этом находит достаточно времени для работы на своей Родине.
Любители получили возможность довольно подробно ознакомиться с циклами шемякинских работ, всем творческим диапазоном художника. В первом томе разделы «Метафизическая голова», «Трансформации», «Фантомы», «Ангелы смерти и призраки», «Бутылки и коконы», «Чрево Парижа» и прочие. Любопытны известные меньше других прикладные жанры в его творчестве: «Керамика, стекло», «Натюрморт в бронзе и меди».
В томе втором: «Автопортреты», «Портреты», «Сумасшедший дом», Галантный век», «Карнавалы», «Крысы» и иные. Здесь же спорные «Рисунки по подтекам акварели», «Рисунки по каплям воды», еще более неожиданные «Тротуары Парижа» – это работы, сделанные на основе фотографий парижских мостовых, улиц и переулков, помните у Ахматовой: «А я не знаю, из какого сора, растут стихи…» Мне были чрезвычайно интересны следующие разделы: «Иллюстрации» — несколько книг, иллюстрированных художником, среди которых пара подарочных Нью­Йоркских изданий, живут на полках моей библиотеки, «Фарфор» — это просто чудо и художественная роскошь, можно только представить, сколько эти изделия будут стоить на артрынке через несколько лет. (Если смотреть на рыночные тенденции, то легко утверждать, что вылезет их всех щелей много фальсификаторов индивидуального шемякинского стиля, да они уже начали плодится). Выделяется раздел «Ювелирные изделия» — могу лишь предполагать стоимость громадных причудливых серебряных с золотом подсвечников размером более метра в виде излюбленного Шемякиным русского Петрушки и иных фигур, да даже и бронзовых. А бокалов? А просто фигурок, брошей, бра и прочего?..
И, конечно, «Театр», занимающий ровно 130 страниц (больше не отдано ни одному из разделов). Декорации мощнейшего музыкального звучания сотворил художник к балетам «Щелкунчик», «Волшебный орех» и остальным. А подробнейшие, да ещё и в вариантах, эскизы балетных костюмов, с надписями о цветах одежды и её размерах — ясно и объёмно видишь великолепное сценическое одеяние всех персонажей. Будет что разыскивать коллекционерам, не всё же гоняться за Бакстом, Бенуа и прочими мирискусниками.
Здесь де и балетная бутафория в красочном разнообразии, рождённом воображением замечательного художника. И фотографии из спектаклей, чтобы было с чем сравнивать. Мощно! Феерично! По­настоящему сказочно!
Шемякин — метафизик в творчестве, о чем сам сказал ещё на заре творческого пути, и последовательный позитивист в изучении искусства. Его талант движется по этим двум параллелям.
Многие завидуют гигантской шемякинской библиотеке. Это его материал для постоянного изучения искусства в развитии, поисков и синтеза из визуальных традиций всех времен, народов и культур своего, непохожего ни на кого, воссоздании «новой гармонии» в творчестве  — посетителей его выставок ждет много неожиданностей. Наверное, неизбывная исследовательская страсть заставляет художника вновь и вновь обращаться, каждый раз по­новому с нюансами и новыми мыслями, к некоторым фирменным шемякинским темам. Он словно стремится вычерпать до дна какой­то конкретный сюжет, но всякий раз убеждается, что достичь таинственной мифологизации образа, уплывающего в непостижимую временную глубину,  — это вызов Творцу, а потому  — дело невозможное.
Художник пытается нащупать ядро искусства, его суть, его формулу, разъяснить искусство — чем не титаническая задача? Его творчество напоминает о генезисе искусства, но одетом в современные одежды. Он словно утверждает своими методами — прошлое искусства не умирает (может, поэтому у Шемякина так много смерти в его работах?), искусство может возродиться в преображенном виде. Помните идею «вечного возвращения» у Ницше?
Шемякин, как высоковольтный генератор, производит новые идеи развития современного искусства, создавая свой неповторимый мир, дает жизнь художнической свободе и страсти.
Он немножко сумасшедший, а может, и не немножко, впрочем, как и многие из творцов. Ведь не случайно его работы предлагались студентам при их посещениях «желтого дома» для психиатрического диагностирования запертого там насильно на полгода молодого Шемякина. А какие скандалы разыгрывались на его выставках?!. Да и сам художник относится к творчеству собратьев достаточно жестко; он без всякой дипломатии назвал выставку «Россия!» показом «особенностей национального ссанья», что натурально делал известный концептуалист Кулик на этом вернисаже, имитируя собачий процесс.
Шемякин числит в учителях художников мистики и ужасных шифровок – Брейгеля, Босха, Грюневальда. Они, прежде всего, повлияли на его художественное мировоззрение, вели к его метафизическим исканиям. Кроме того, его любимый учитель — Павел Филонов.
Художник уделяет очень большое внимание рисунку — «этой свободной воздушной тканью может управлять только умелая рука». В этом смысле очень интересен Шемякин иллюстратор: тема для вдумчивого исследователя. Его иллюстрации — прорыв в графике.
Работы Шемякина находятся в крупнейших музеях мира от США до России, он лауреат престижнейших премий, почетный доктор нескольких знаменитых университетов.
Далеко не все воспринимают разнообразные живописные идеи Шемякина, тем более, что у него много работ о гниении плоти и мира, безумии, кошмаре действительности — «болезненные галлюцинации, изводящие художника».   
Но его «карнавальное мироощущение», метафизические воспоминания до­рождения и после­смертия, прорывы от реализма до абстракции, восхождения к новой гармонии, что в полной мере явлено в его двухтомнике, мало кого могут оставить равнодушным.
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко