|
|
об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело |
Новости компаний[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев Издательская группа «Авант»
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» |
Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 3 от 21.02.2011
В знаменитой книжной серии ЖЗЛ, которой исполнилось 120 лет, вышла книжка Сергея Нечаева «Торквемада». Автор делает всё возможное, чтобы подвести своего героя под определение «замечательный человек».
А оно не получается. Исторически не получается и мифологически. Слишком страшным остался этот служитель Церкви в истории. А ещё существует мифология испанского народа (я беседовал на эту тему с разными по социальному положению испанцами), согласно которой Торквемада — жестокий, безжалостный палач.
Испанская инквизиция родилась довольно поздно, в 1478 году. Её самый знаменитый и кровожадный руководитель Томас де Торквемада появился на свет в 1420 году в маленьком кастильском городке Торквемада, что означает производное от смешанных испанских слов — «пылающая башня». Выходец из «огня» стал генеральным инквизитором 2 августа 1483 года в шестидесятитрехлетнем возрасте и был им в течение 14 лет. Испанские источники называют поразному имя этого исторического лица, противоречивы сведения о его ранних годах. Иногда его путают с кардиналом Хуаном де Торквемадой — родным дядей, братом отца, который был представителем на Вселенском соборе в Констанце, отправившем в 1415 году проповедника и идеолога Реформации Яна Гуса на костер. Так что потомку было с кого брать пример.
В Испании мне опятьтаки уши прожужжали о еврейской крови у генерального инквизитора Торквемады. Нечаев же утверждает, что это попытка переложить ответственность за уничтожение евреев на самих же евреев. И в качестве примера пишет, что иудеев обвиняют в гибели Иисуса Христа, далее цитируем нечаевский текст: «…забыв, что это римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат (а, может быть, даже не он сам, а ктото из его подчиненных) допросил Иисуса, признал в нем опасного смутьяна и отдал приказ казнить его».
А как же крики толпы, к которой обратился Пилат, как же вопли: «Распни его!» И решение Синедриона. И умывание пилатовских рук. Специалист Нечаев будто не знает библейские тексты по этому поводу. А ещё есть египетские христианекопты, так у них и Пилат, и жена Пилата являются святыми. Вот с вышеназванной придумки Нечаева и начинаешь сильно сомневаться в его авторской беспристрастности и точном следовании фактам истории.
Впрочем, жэзээловская книжка и не скрывает симпатий к человеку, о котором американский поэт Лонгфелло сказал: «Он был жесток, как повелитель ада…» А оправдывает биограф своего героя очень просто: дескать, исторические условия были таковы, работал на укрепление государства — святое дело, исполнял волю короля Фердинанда и королевы Изабеллы — не рвался к богатству и роскоши, лелеял чистоту веры — это вообще в XV веке воспринималось как устойчивость окружающего мира.
А то, что он, 39летний монах, стал духовником 7летней принцессы и направлял свою духовную дщерь в течение всей жизни, так это, дескать, не является честолюбивым стремлением к власти и связанными с этим личным богатством и роскошью.
Торквемада действительно был аскетом, но власти сосредоточил в своих руках столько, что католические короли меняли решения по его требованию. И богатство приобретал не для себя, а для королевской казны, что опятьтаки помогало ему проводить в жизнь политические задумки. Если для этих целей требовалось сжечь на костре семейкудругую, сотню или тысячу еретиков всех мастей, крещеных евреев из «новых христиан» или мусульман и их потомков — о некрещеных вообще речи не ведем, — так это же ради государства. Ну, а самую настоящую частную армию имел для охраны своей особы — то дело святое. Советский разведчик и историк Григулевич, о котором тоже есть книга в серии ЖЗЛ, писал: «Торквемада отличался жестокостью, коварством, мстительностью и колоссальной энергией, что вместе с доверием, которое питали к нему Изабелла и Фердинанд, превратило его в подлинного диктатора Испании, перед которым трепетали не только его жертвы, но и его сторонники и почитатели, ибо он, как и надлежит «идеальному инквизитору», любого, даже самого правоверного католика, мог заподозрить в ереси, заставить признать себя виновным и бросить его в костер. Судя по всему, Торквемада не любил людей, не доверял им и, считая себя инструментом Божественного провидения, со спокойной совестью лишал их жизни».
Я постоянно ловил себя на мыслях, что нечаевское отбеливание инквизиции (автор книги использует все доступные ему источники и работы собратьев по мысли, обильно цитируя оных) равнозначно оправданию всех людоедов в человеческой истории от Ивана Грозного до Гитлера, Сталина, Пол Пота и прочих.
Тот же царь Иван IV тоже старался ради государства, учинив кровавую опричнину. История отплатила стране и её народу Смутным временем с гигантскими жертвами, прежде чем был найден выход из рукотворных тупиков.
Испания усилиями Колумба в 1492 году открыла возможности умопомрачительного экономического развития, но ржа утвердившейся инквизиции смогла довольно легко и быстро перемолоть исторические перспективы и погрузить страну в беспросветность одномыслия на века. Ещё и сегодня это сказывается.
А уничтожение элиты, когда король Фердинанд, воспользовавшись убийством инквизитора Сарагосской епархии Арбуэса, перебрал почти поголовно всех арагонских грандов, отправив самых богатых на тот свет, в пожизненное заключение или конфисковав имущество — этото и было истинной целью королевской власти, а значит и Торквемады. Нечаев эти суровые меры оправдывает лепетом о якобы «справедливом суде» Инквизиции, какимито подсчетами. Вот сколько тысяч сожгли на кострах за годы великого инквизиторства Торквемады: шесть, семь или десять с хвостиком? Это, оказывается очень важно. Но это, в любом случае, сами по себе страшные огненные смерти тысяч людей. И что, когда какойто аббат Эльфеж Вакандар, цитируемый Нечаевым, написал в своей книге «Инквизиция»: «Если мы действительно хотим оправдать учреждение, за которое католическая церковь взяла ответственность в Средние века, нужно рассматривать и судить его не только по поступкам, но и сопоставляя с моралью, правосудием и религиозными представлениями того времени».
Испания заплатила «тёмными веками» упадка за уничтожение самых умных и продвинутых людей. А ещё ведь было изгнание евреев из страны, на котором настаивал наш герой и которого добился. Он умудрился при заключении династического брака принудить португальского короля на тот же самый шаг.
Выжигали ересь, горели ученые, в пепел превращались книги, цензура церкви была всеобъемлющей. Нечаев чтото такое умудрился вбросить о процветании наук на Пиренейском полуострове, любой непредвзятый наблюдатель знает, что, к примеру, в XVIIIXIX веках не было великих ученых в Испании ни единого.
Торквемада умер в сентябре 1498 года. «Мне совершенно безразлично, что весь мир будет думать обо мне до тех пор, пока я выполняю свои обязанности», — заявлял при жизни главный испанский инквизитор.
…А Земля всётаки вертится, как ни ломали палачи инквизиции Галилея. С этим ничего не смогла поделать никакая их рать. И автор книги «Торквемада» со своими выкладками никак не убеждает в исторической оправданности этого института для испанского средневекового общества.
Валерий Плющев
|
Деловые новости[23 апреля] Взносы на капремонт многоквартирных домов повысят в три этапа в 2024-2026гг. Рынки/отраслиПоиск по сайту |
|
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
|
Идея проекта, информация об авторах
|
| Разработка сайта ‛ Студия Михаила Христосенко |