-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 21 от 26.10.2010

Город без понтов

Кемерово – очень комфортный для повседневной жизни город. Компактный, чистенький, малолюдный: чуть стемнеет, редкий прохожий добредёт до середины любой из центральных площадей. При этом здесь есть всё, что положено областному центру. Ну, или почти всё.
 
Когда я десять лет назад привёз сюда из Перми жену, я ей так и пообещал: всё, кроме оперы и зоопарка. Переехав и несколько осмотревшись, она заметила: никогда не думала, что опера и зоопарк так влияют на культурный уровень. Но это в порядке шутки; на самом деле она тоже оценила все здешние преимущества. До работы десять минут на маршрутке, до аэропорта и дачи – двадцать минут на такси. Театры и музеи, в которых ей приходится бывать почти ежедневно, поскольку она про культуру пишет – в нескольких минутах ходьбы, потому что мы живем в центре. С Пермью, которая вытянулась по реке на полтораста километров, разница ощутимая. Опять же набережная рядом, улицы подметают, цветочки высаживают. Твёрдо знаешь, что окрестные дома так и будут красить в веселенькие цвета горохового супа и зардевшейся невесты, в половине сентября включат тепло, а в июне отключат горячую воду, но ненадолго, на неделю, а то и меньше; с возрастом подобную стабильность начинаешь ценить как очевидное благо.
Есть, разумеется, и неудобства – всё-таки Кемерово город равноудаленный от всех культурных центров, а также от морей и океанов: как говаривал классик, хоть три года скачи – ни до одного государства не доскачешь. А на прекрасной нашей набережной иной раз воздвигнут такое, что оторопь берёт – то загадочных достоинств истукан, то огромнейший дом с бельведером, подобный одинокому зубу в старческой челюсти… Но это неизбежная изнанка наших преимуществ, потому что провинциализм – это палка о двух концах (выражение вообще-то странное, потому что палка об одном конце если и существует, то называется иначе). Но в глубине души мне и провинциализм наш нравится – как-то с ним теплее, все-таки есть над чем слегка поглумиться, а это занятие тоже скрашивает жизнь. В общем, когда из Кемерова кто-нибудь уезжает, я говорю: ничего, мы останемся здесь, рассядемся пошире и займем весь объём. И то сказать, в Москве я на третий день устаю, домой хочется, Новосибирск тоже великоват и громоздок, а Кемерово – мой любимый размер.  
Тем не менее, друзья и родственники, особенно те, кто помоложе, уезжают регулярно. И я понимаю, почему. Во времена моей молодости перспективы города казались более заманчивыми, а преимущества – более выпуклыми, даже несмотря на пресловутый застой. Помнится, когда-то в течение одного десятилетия в городе построили театр оперетты, новый цирк и филармонию. Нынче за двадцать лет появился разве что новый ТЮЗ, зато многострадальный Музыкальный театр ремонтируют уже дольше, чем Большой в Москве. Тогда гастроли московских театров в Кемерове длились по месяцу, причем приезжали и Ленком, и тот же Большой; теперь удается залучить на недельку разве что-нибудь реликтовое, типа Малого театра или ширвиндтовской Сатиры, переживающих не лучшие времена. Тогда было две солидных областных газеты, в молодом университете – знаменитые на всю страну научные школы, прочие вузы, включая училище связи, также развивались динамично; теперь газета осталась одна, а из вузов доносятся преимущественно скандальные новости. Когда-то в Кемерове был футбольный клуб во главе с легендарным Раздаевым; случалось, он громил на своём поле московские «Спартак» и ЦСКА; теперь остался только хоккей с мячом. Тогда билет на самолет до Москвы стоил как студенческая стипендия – теперь и билеты подорожали, и стипендии съёжились. Опять-таки по генплану, принятому в начале 1970-х, Кемерово выказывал твёрдое намерение дорасти до миллиона, на правом берегу уже выбирали площадку для большого машиностроительного завода; а городу-миллионнику по советским разнарядкам полагались и опера, и зоопарк, и даже метро; другой вопрос, удалось бы кемеровчанам воплотить эти грандиозные планы и сохранить при этом все провинциальные прелести…          
Недавно мэр Владимир Михайлов представлял журналистам новый кемеровский генплан. Сочинили его в авторитетном питерском проектном институте, при участии томских и новосибирских специалистов. Предполагается, что в городе к 2020 году будет проживать 590 тысяч человек. Предусмотрено опережающее развитие транспортных, энергетических и прочих коммуникаций; скажем, нарисовано целых два новых моста через Томь – по ним хотят пустить транзитный транспорт, чтобы не громыхал по центру города. Будет строиться больше индивидуального жилья – до 60%. Площади для застройки – восточная окраина, Рудничный район, Лесная поляна и  район речки Люскус. Много внимания уделяется озеленению, канализации, большим складским терминалам на въездах в город. Короче, всё разумно, трезво и логично, и при этом без лишних амбиций (самые большие понты – упомянутые новые мосты; между прочим, мост по-латыни и называется понт). Других грандиозных строек не предполагается. Если новый спорткомплекс – то на три тысячи мест, скорее для спортсменов, чем для зрителей. На месте старого цирка предусматривается гостиница, на пустыре на углу Октябрьского проспекта и ул. Терешковой – выставочный комплекс.
Всё это, впрочем, уже не генплан, это давняя философия городского начальства. Как выразился мэр Михайлов, «мы не собираемся строить ничего такого, чего нельзя было бы впоследствии реконструировать». Этот тезис он высказывает не в первый раз: сделали что-то не то – ничего страшного, всё поправимо, придут другие поколенья, они будут богаче и мудрее. В чем я лично сомневаюсь. Мы живем сегодня безусловно богаче, чем шестьдесят лет назад: лучше питаемся, лучше одеваемся, за границу ездим, развлечений у нас куда больше – хоть попсовых, хоть интеллектуальных. При этом наши предки в какие-то два десятилетия воздвигли очень симпатичный ампирный ансамбль в центре города, который до сих пор составляет главное его украшение. А мы даже не можем поддерживать его в должном состоянии: там архитектурные излишества замажем, тут чугунное литьё заменим простыми прутиками…
Всё это, несколько утрируя, напоминает площадку для трейлеров: все коммуникации подведены, приезжай, ставь свой фургон на колёсах, подключайся и живи, пока не надоест. Американцы, говорят, так и поступают, особо не заморачиваясь. Наверно, оно и прагматичней, но тогда не стоит удивляться, почему у нас народ уезжает из Сибири, а если и возвращается, то чтобы поработать здесь вахтовым методом, как мои приятели, что осели в ближнем Подмосковье.
Я всё-таки не думаю, чтобы Владимир Михайлов, пользующийся уважением абсолютного большинства кемеровчан, представлял себе будущее города подобным образом. Поэтому уже лет пятнадцать задаю ему в разных формулировках один и тот же вопрос. Все-таки у каждого из нас есть некий идеальный образ города. Кому Москва – «третий Рим», кому Киев – «мать городов русских», кому подавай небесный Иерусалим (тот самый «город золотой», про который поет Гребенщиков); поэт Бродский был влюблен в Венецию и завещал там себя похоронить, а дочка моя спит и видит, как бы переехать в Питер…
Вот и сейчас я спросил у главы города, кто же всё-таки был главным идеологом и вдохновителем нового генплана. В конце концов, все же знают, что Париж в XIX столетии реконструировал барон Осман, а Москва свой нынешний облик приобрела во многом благодаря Юрию Михайловичу Лужкову. Ничего подобного, отвечал мэр: и Лужкова нельзя винить во всех бедах нынешней столицы, и город Кемерово в конечном итоге будет таким, каким захотят его видеть горожане, а генплан – это коллективный труд.
В общем, полная анонимность, коллективная ответственность, круговая порука.
У Достоевского есть хрестоматийное изображение городка, живущего именно таким образом: свободно и естественно, как бог на душу положит. «В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор или непроходимых лесов, попадаются изредка маленькие городки… Они обыкновенно весьма достаточно снабжены исправниками, заседателями и всем остальным субалтерным чином. Вообще в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освящённые. Чиновники, по справедливости играющие роль сибирского дворянства, почти всегда остаются в Сибири и с наслаждением в ней укореняются… Не только с служебной, но даже со многих точек зрения в Сибири можно блаженствовать. Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов; много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать… Вообще земля благословенная. Надо только уметь ею пользоваться. В Сибири умеют ею пользоваться».
Вот он, похоже, наш идеал и одновременно наша действительность, которая совсем недалека от идеала. В Кемерове, как уже говорилось, жить очень приятно. Вот только приличного театрального фестиваля не найдешь ближе Новосибирска, на художественное биеннале или книжную выставку придется ехать в Красноярск, и дистанция между нами и этими сибирскими столицами с каждым годом увеличивается. Сам я намерен продолжать пользоваться всеми прелестями родной провинции, снисходительно закрывая глаза на её недостатки. Дочка, скорей всего, уедет, как только закончит университет, и я ни в коем случае не буду ей препятствовать.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко