-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 21 от 26.10.2010

Сервис легальный и не совсем

В кризис, когда продажи автомобилей достигли критического падения, для многих дилерских автоцентров «вторым дыханием» стало предоставление разнообразного технического обслуживания автомобилей. По оценке экспертов, в самые тяжёлые времена именно эта деятельность приносила прибыль. И сегодня развитие автосервиса так же актуально, как и в кризисные времена. По причине продолжающегося расширения автопарка, который, естественно, будет требовать больше обслуживания.
 
По данным Кемеровостата, стоимость предоставленных услуг технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования составила в 1 полугодии 2010 года 1,04 млрд рублей, что составило 106% к уровню аналогичного периода прошлого года. При этом, конечно, рынок автосервиса представлен не только, и не столько салонами дилеров. Значительную долю на рынке занимают независимые автосервисные предприятия и индивидуальные мастерские, зачастую, как показывает практика, нелегальные. Дилерские сервисы стремятся завоевать рынок высоким качеством обслуживания, но при этом устанавливают и высокие цены. Второй сегмент (независимые автосервисы) присутствует на рынке небольшим числом. Зато третий – гаражные сервисы – проявил себя в кризисе самым активным образом. Число таких предприятий не только не сократилось, но и напротив, постоянно растёт.
 
Перераспределение
Представители рынка отмечают, что до кризиса сегмент гаражных сервисов «загибался» по причине того, что у потребителей были средства обслуживать свои автомобили у дилеров или крупных сервисных центра, действующих официально. Была надежда, что рынок станет цивилизованным – с прозрачными понятными правилами игры. Но кризис внёс свои коррективы на рынке автосервиса. Ради экономии многие автовладельцы предпочли перейти на обслуживание в гаражные сервисы, дав толчок их росту. «Чтобы убедиться, как стали один за другим появляться на рынке новые и активизироваться старые гаражные сервисы, достаточно проехаться по улице Сибиряков-Гвардейцев в Кемерове.  и посмотреть, что практически у каждого частного дома, где есть гараж, на котором написано «автосервис», – отмечает Вадим Нелюбин, исполнительный директор ООО «Хоккайдо». Именно в кризис произошел массовый отток клиентов в пользу более дешёвых по стоимости автосервисов, произошло перераспределение долей рынка между официальными сервисными центрами и гаражными.
По мнению Игоря Лысенко, генерального директора ООО «Трансхимресурс», владельца торговой марки «Сервис-центры «ВК», многочисленность гаражных сервисов обусловлена тем, что «начать такой бизнес просто – достаточно иметь небольшой бокс, где можно выполнять определенные технические работы. И если попробовать посчитать затраты такого «бизнеса», то едва ли мы сможем выйти за рамки 1000 рублей в месяц. Это если мы возьмём и посчитаем взносы, допустим, в гаражный кооператив, за электроэнергию, даже учтём рекламу в бесплатной газете. Причём понятно, что со своих доходов гаражные сервисы налогов не платят. Как правило, расходы на запасные части и необходимые материалы тоже отсутствуют. Поэтому все доходы остаются исключительно в кармане владельца, а по совместительству и мастера. Соответственно цены ниже, чем в официальных автосервисах».
 

Игоря Лысенко, генеральный директор ООО «Трансхимресурс»
Игорь Лысенко: «Большее количество гаражных сервисов при обеспечении равных условиях на рынке между игроками не выдержат конкуренции легальных сервисов»

Однако сегодня официальные сервисные центры и дилеры постепенно возвращают свои позиции на рынке и делают это очень активно. Представители отрасли говорят, что разрабатывают различные маркетинговые кампании, которые позволяют не только привлекать, но и удерживать клиентов. «Многие дилерские центры уже в кризис смогли оперативно перестроиться и с удовольствием обслуживали автомобили различных марок», – отмечает Вадим Нелюбин.
По мнению Евгения Кириченко, генерального директора ООО «АС Кемерово», «времена, когда дилерские центры разбрасывались клиентами, закончились, и теперь они вкладываются в развитие и позиционирование своих сервисных центров. В кризис продажи автомобилей в России упали на 57%, а объём продаж услуг сервиса – всего на 10. Поэтому одним из способов загрузки дилерских центров стала загрузка их сервисных мощностей. И ведение бизнеса сервисного обслуживания, после «кризисной встряски», качественно изменилось. Владельцы автосалонов по-новому взглянули на свои сервисные зоны. Сервисные статьи доходов хоть и невелики, зато стабильны».
 

Евгения Кириченко, генеральный директор ООО «АС Кемерово»
По мнению Евгения Кириченко, «времена, когда дилерские центры разбрасывались клиентами, закончились, и теперь они вкладываются в развитие и позиционирование своих сервисных центров»

Конкуренция с Востоком
Вадим Нелюбин говорит, что «большой конкуренции и явной борьбы за клиента в сегменте легального бизнеса на рынке сервисного обслуживания в Кемерове пока нет. Возьмём, к примеру, клиентов, которые купили новые автомобили, они автоматически становятся клиентами сервиса дилерского центра на период гарантии, за это время у дилерских центров есть время сделать так, чтобы клиент остался им лоялен и по окончанию гарантии. К тому же, как показывает практика, отток таких клиентов из фирменного сервиса не велик и абсолютно не критичен для дилерских центров». Но если для дилеров гаражные нелегалы по большому счёту не являются конкурентами, то для независимых сервисных центров они – основные конкуренты.
Основная борьба за клиента разворачивается среди сервисов, которые ориентируются на обслуживание автомобилей разных марок, как правило, это автомобили уже сошедшие с гарантийного обслуживания, владельцы которых желают сэкономить на обслуживании. «А если взять во внимание тот факт, что количество автомобилей в России старше 6 лет составляют около 80% от общего количества, то получается, что здесь должна развернуться основная борьба за клиента, что в принципе и происходит сейчас на рынке. Например, конкуренция между крупным кузовными сервисами очень серьёзная, нужно постоянно следить за изменением рынка и оперативно подстраиваться под них. Основным критерием успеха в данном бизнесе является качество оказываемых услуг и их стоимость. Конечно, в определении стоимости данных услуг не ведающему человеку очень трудно разобраться, так как разбег цен по ремонту на самом деле большой и здесь нужно учитывать помимо самой работы также и стоимость материалов, от качества которых зависит до 70% успеха», – отмечает Вадим Нелюбин.
Что касается стоимости работ, то по оценкам специалистов, её определяют в первую очередь специалисты из Китая и гаражные сервисы. По данным Вадима Нелюбина, «китайцы появились на кузбасском рынке около 3 лет назад, в 2007 году. Они весьма активно ведут себя на новокузнецком и на кемеровском автомобильном рынке. И во время кризиса они смогли увеличить свою экспансию потому что, по сути, остаются самой дешёвой рабочей силой. Их требования к заработной плате не велики. Наши люди за такие деньги не работают. Поэтому можно сказать, что китайские гаражные сервисы на первом этапе своего развития уже завоевали кузбасский рынок и сейчас постепенно повышают стоимость своих услуг. При этом если заехать в китайский сервис вы увидите очередь желающих там обслужиться, а если заедите в «наши» сервисные центры, работающие на легальной основе, там очереди не будет. Потому, что стоимость услуг – основное конкурентное преимущество на рынке. Но говорить сейчас об увеличении числа китайских сервисов и уменьшении числа местных пока не стоит. Ведь вопрос о легальности китайской рабочей силы ещё открыт. Да и качество используемых материалов в китайских автосервисах оставляет желать лучшего».
 
Боязнь переплаты
И если основным конкурентным преимуществом «нелегалов» является низкая цена, то к сильным сторонам легального автосервиса следует отнести наличие квалифицированного персонала, разнообразного оборудования и стабильное положение компании. Причём персонал является как главной статьёй расходов сервисного центра, так и его главным источником доходов. Поскольку основным в деятельности сервисного центра является наработка постоянной клиентской базы, персонал, становится главным инструментом привлечения и удержания клиента. По оценке специалистов, в гаражных сервисах, как правило, отношение к автовладельцу глубоко «шкурное», и по большому счёту, стремления удержать клиента – нет.
Официальный сервисный центр в первую очередь оценивается по качеству оказываемых услуг и отношению к клиенту. И сейчас повсеместно внедряются специальные программы, которые хранят всю историю отношения с клиентом. Но, как правило, такие системы до конца пока не работают, т.к. всё упирается в рядовых исполнителей. Многие до сих пор так и не смогли осознать значимость систем и технологий работы с клиентами. «Так получилось, что русский человек в виду своего исторического опыта и ментальности очень плохо переносит соблюдение любых правил и стандартов», – продолжает Игорь Лысенко: «Вот есть определенный регламент выполнения работ, учитывающий последовательность их выполнения. Нашему человеку свойственен творческий индивидуализм, а это ведёт к отступлению от стандартов и нарушений технологий. Потом появляются дефекты, некачественно выполненные услуги. И сегодня проблема легального бизнеса в том, что критическая масса квалифицированных и профессиональных сервисменов очень мала. Надо учиться и учить жить по правилам. Чего, к сожалению, пока ещё мы не умеем. Очень трудно переучить человека делать какие-то работы в определенном порядке, соблюдая прописанные стандарты. И подчиняться требованиям так же тяжёлый труд. Нам как сервисному центру порой выгодней брать человека, который не имеет никого опыта в ремонте автомобиля, (есть только какие- то теоретические предпосылки и большое желание работать), нежели брать готового специалиста, бесконечно подчиняя его стандартам и правилам компании. Это на самом деле сложно, потому что вот привык он делать по-другому. Но, несмотря на определенные сложности выстраивания работы с персоналом сервисные центры уделяют этому направлению особое внимание». Ведь клиент, обращаясь в официальный техсервис, должен быть, уверен в том, что его обслуживает обученный и квалифицированный персонал. «Но до конца быть уверенным в том, что соблюдаются все технологии ремонта автомобиля от А до Я невозможно», – замечает Игорь Лысенко.
И тут возникает закономерный вопрос, если уверенным на 100% быть нигде нельзя, тогда чем же сервисный центр выгодно отличается от гаражного? Константин Попков, начальник отдела сервиса Тойота Центр Кемерово отмечает, что самое главное – это ответственность сервиса за те работы, которые он выполняет. Гаражный сервис, не несёт никакой ответственности перед автовладельцем. Эксперты отмечают, что наш менталитет до сих пор позволяет нам выбирать по принципу, «где дешевле». Многие, понимая, что на выполненные работы в гаражном сервисе не будет дано никаких гарантий, продолжают обслуживать свои автомобили у нелегалов. Боязнь переплатить ещё крепко сидит в наших умах. Хотя если попытаться разобраться, то переплаты, по сути, никакой нет.

Вадим Нелюбин, исполнительный директор ООО «Хоккайдо»
Вадим Нелюбин: «Большой конкуренции и явной борьбы за клиента в сегменте легального бизнеса на рынке сервисного обслуживания в Кемерове пока нет»

Легальное дело
Если рассмотреть, как устроен бизнес в сервисных центрах на легальной основе, то получается, что все они, как правило, платят франшизы дистрибьютору. Франшиза может стоить по-разному. «Сюда, как правило, входит и содержание сайта, и обучение персонала, и оплата каталогов, и ещё много других расходов, всё зависит от бренда, – рассказывает Игорь Лысенко. – Потом нужно учесть уплату земельного налога и собственно аренду самой земли – эта часть расходов достаточно большая. Она измеряется в десятках тысяч рублей, а в год это миллионы. Вся выручка у легального бизнеса облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) так же выплачивается единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Кроме того необходимо учесть затраты на организацию внешнего и внутреннего убранства, которое обязательно должно соответствовать принятым стандартам. Это так же стоит больших денег. Кроме этого нужно содержать серьёзный штат специалистов и платить им достойную зарплату, с которой так же вычитается подоходный налог и социальный взнос. Например, должность инженера по гарантии в сервисном центре должна быть обязательно, причем даже не одна, если это большой сервисный центр. Зарплата такого сотрудника составляет не менее 40 тыс. рублей. Причем сам он ничего не производит, он только обеспечивает соблюдение всех гарантий, стандартов, принятия рекламаций и предъявление их дистрибьютору, то есть он занимается документальной работой. Потом есть другие важные специалисты: юристы, экономисты, бухгалтера, содержание которых требует так же определенных затрат от собственника».
По оценке Вадима Нелюбина, в целом «организация бизнес технического обслуживания на легальной основе – дело достаточно затратное, на это нужны либо собственные финансовые средства – начальный капитал, либо заранее гарантированный объём работ. И уже под этот объём можно брать кредитные деньги и начинать свой бизнес. Так же необходимо учесть, что нет предела развитию бизнеса. Постоянно меняются технологии, нужно думать и о современных методах диагностики и ремонта автомобилей, и покупки нового оборудования – а это солидные денежные вложения. Без данных вложений говорить о серьёзном ведении дел на достойном уровне не приходиться. Отмечу, что по большому счёту зайти на рынок не тяжело, главное заручиться финансовой поддержкой и найти свою специализацию, свое направление и за счет этого пытаться развивать бизнес».
«И, чтобы сделать всё по правилам, нужны миллионы, – замечает Игорь Лысенко. – Чтобы открыть официальный бизнес нужно потратиться на подъёмники, безопасное пожарообеспечение, вентиляцию, техническое оборудование оснастку и специальные инструменты благоустройство фирменного сервиса, оформление подъезда его асфальтирование. Если учесть все нюансы, то нужно вложить примерно около 50 тыс. рублей на метр кв. Это полная стоимость с учетом всех расходов, связанных так же с приобретением земли и подведением коммуникаций. Если предприниматель захотел выйти в легальный частный бизнес с условиями полной безопасности от претензий различных контролирующих инспекций и инстанций и организовать сервисный центр, например, площадью в 1000 кв. метров нужно 50 млн рублей. А если не сделать всё правильно, то в определенный момент, я вас уверяю, придет инспектор пожарной охраны, служба государственного надзора, центр стандартизации и метрологии и выпишут и штрафы, и предписания. Это касается степени уязвимость бизнеса, которая при не соблюдении определённых правил игры будет высока. Вложить меньшую сумму денег и сделать не по стандартам – значит рисковать бизнесом. Поверьте, обложат предписаниями, требованиями и штрафами, так что придётся закрыть. А вообще на рынке пока обозначился другой тренд – работай нелегально, и тебя не будут трогать. Только сделался легальным, жди – придут с проверками. Потому что сейчас гораздо проще прийти с проверками в официальный сервис, в компанию, которая имеет официальный статус, ведёт открытую и прозрачную деятельность. Такую компанию легко можно подвести к ответственности за нарушения ведения бизнеса, взимая штрафы через суд. А приходить к владельцу гаражного сервиса и выписывать бесконечные повестки, на которые он в принципе не будет реагировать, нет смысла». Выходит, что пока лучше всего на рынке живётся нелегалам – и прибыль есть, и штрафов никаких.
 
Дальнейшее развитие
«Моё мнение, – замечает Игорь Лысенко, – что, несмотря на определенные трудности, такое явление как гаражные сервисы неискоренимы, потому что пока это естественно для сегодняшнего рынка. Они всегда были, есть и будут. Тем более что на Руси испокон веков всегда были умельцы-индивидуалисты, которые очень хорошо разбираются в различных технических вопросах. Вот, например, на ум сразу приходит сказка Николая Лескова «Левша», где главный герой сумел блоху подковать. И на сегодняшний день уже сложилась прослойка таких мастеров, которым доверяют в определенной степени автолюбители. Конечно «гаражные сервисмены» не могут предложить тех стандартов выполнения технических работ, убранства, чистоты и атрибутов, которые есть в фирменных сервисах. Но они присутствуют на рынке, потому что цена для потребителя всё ещё играет важную роль при выборе сервиса. Но в целом тенденции таковы, что гаражные сервисы существуют до поры до времени – это совершенно очевидно. Просто пока у власти не дошли руки до этого сегмента. Но уже давно прослеживается тенденция наведения порядка в различных частях жизни, в том числе и бизнеса. Рано или поздно, но и до гаражных нелегалов доберутся. Считаю, что только небольшая часть гаражных сервисов к тому времени сможет легализоваться как отдельные субъекты предпринимательства, взяв на себя все риски не только ответственности перед клиентами по закону, но и налоговые риски, и все риски ведения хозяйственной и экономической деятельности. Большее количество гаражных сервисов при обеспечении равных условиях на рынке между игроками не выдержат конкуренции легальных сервисов. Подавляющее большинство из нелегалов будет вынуждено закрыться либо перейти работать в дилерские или фирменные сервисы».
Со стороны клиента эксперты так же отмечают изменение настроений. «В центральной части РФ уже давно наметилась тенденция, когда клиент первоначально обращает внимание на качество обслуживания в сервисном центре, а потом выбирает автомобиль. А специфика и ментальность нашего региона пока не позволяет в большей степени выбирать изначально с данной точки зрения. Мы доходим до всего с определённой долей отставания, но с учётом того, что в последнее время в регионе активно развивается дилерская сеть, клиенты уже постепенно начинают обращать своё внимание на сервисное обслуживание автомобиля», – отмечает Константин Попков.
Ольга Лобанова

 


Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко