-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 20.10.2010

«Во мне всегда любой диктант рождал сопротивление…»

 
В кемеровском ИПП «Кузбасс» тиражом в 500 экземпляров  к 60-летию со дня рождения трагически ушедшего из жизни в 2002 году Владимира Ширяева вышла громадного размера книга «Расскажу без прикрас…» Этот том держал меня и не отпускал много дольше, чем всё прочее чтение.
 
Мы были хорошо знакомы с поэтом (его художественной прозы я в те годы не знал, отдельные газетные материалы не в счёт). Встречаясь, он никогда не проходилмимо, обязательно бросит хотя бы несколько слов, часто разговор затягивался, почти всегда обсуждали литературные темы.
Помню своё какое-то весеннее ощущение от публикации Чистяковой в красноярском журнале «День и ночь» и свою публикацию по этому поводу, в которой я отнёс написанное ею к канувшему в веках житийному жанру. Наверное, мой печатный отклик был первым, потом пошел целый журналистский поток: произведение нашей землячки выдвинули на Букеровскую премию, затем случилось вхождение в шорт-лист из шести претендентов, что автоматически принесло автору тысячу американских долларов. Но соавтором (и каким!) был Володя: это он обработал-отредактировал незатейливые записи-сырьё так, что они литературно «зазвенели». После совместного обсуждения кузбасского букеровского феномена он подписал мне свою стихотворную книжечку «Времечко желанное», в тёплом автографе, в частности, сказано: «…от… товарища по убеждениям».
Побывал я и на его юбилейной встрече в областной библиотеке, когда кемеровский поэт Валентин Махалов сказал очень хорошие слова «о непохожести» поэта Ширяева на товарищей по цеху. Володя действительно выбивался из поэтического ряда «лица не общим выражением». У него есть, как и у любого стихотворца, неудачные строчки: я критиковал поэта в глаза, было это и печатно, за газетное стихотворение, начинавшееся (цитирую по памяти) следующим образом: «Мы дети общежитий, / Вы с нас уж не взыщите, за наш нелегкий быт…» Я нападал: «С чего бы ещё и взыскивать за бедность?» Володя, не обижался, слушал внимательно, и, как следует из опубликованного позднее стихотворения в книжке (оно приведено в «Расскажу без прикрас…»), переработал первоначальный вариант. Там в подборке было ещё одно стихотворение, из которого мне запал в память образ, что по утрам «народ орёт» в трамваях. Всё-таки, в основном, народ перед работой как-то грозно молчит – так я утверждал. В этом автор не соглашался со мной, наверное, ему запали какие-то утренние словесные разборки на повышенных тонах пассажиров городского транспорта, что и отлилось в поэтические строки.
Ширяев обладал удивительным юмором, который отражался в написанном им. Это многих сбивало с толку, слишком простецкими выглядели его стихи, неказистыми какими-то. Вот, например:
Помню, в юные года
очень часто я впадал
то в печаль, то в бешенство.
И – хотел повешаться.
Вот ещё вопрос-утверждение-наблюдение с философией: «…Мы всего лишь – пузырьки в стакане?!.» Или жуткая картина, это у юмориста-то,  в стихотворении «В доме престарелых», которое имело продолжение с неприятностями для Ширяева, о чем он мне рассказывал.
А вот он посмеивается над собой:
Малоизвестный был поэт,
стал – знаменитый тыквовед.
 Об этом его увлечении-страсти по выращиванию тыкв написали многие, его широко знали, как огородника, бережно обхаживающего свою тыквенную плантацию, которую он лелеял, ублажал и одновременно думал, писал, любил, никак не мог достроить баню, сверх всего ещё и вышивал.
Его раздумья, высекают неоднозначные образы, как в следующем примере:
…Зачем же так упорно мы
к земле стремились с неба? –
Мы думали, что зерна мы,
а оказались – снегом…
Владимир Ширяев был не простым человеком. Об этом вспоминают в книге «Расскажу без прикрас…» многие из его друзей. И до сих пор чем-то обиженные им вспоминают Ширяева не очень лестно: дескать, присочинил о друзьях-товарищах… Я склонен думать, что действительность легко трансформировалась в сознании писателя, автоматически преобразовывалась, чтобы явиться более художественной, чем в реальной жизни. Вот и эпизоды о попытке перекрытия Транссиба в целях поддержки Верховного Совета РФ, которое якобы предотвратили войска МВД (так он пишет), это аберрация памяти (перекрытие состоялось совсем в другое время). Я, конечно, мог чего-то не знать, но вообще-то находился в те дни в гуще событий, так как служил пресс-секретарем Кемеровского предоблсовета. Он фантазирует в прозе и поэзии чуть смещая акценты произошедшего в реальности, а, когда касается политики – придумки буквально бьют ключом. Хотя, могли и таким причудливым образом  восприниматься события со стороны. И ещё: эти веселые выдумки говорят, насколько же мы отравились все политикой в последние годы, эта гидра многоголовая загипнотизировала многих и многих.
Несмотря на увлекающийся ум, рискну заявить, что Ширяев по большому счёту был человеком философическим.
Проза, которую я читал впервые в таком большом объёме, какой она явлена в «Расскажу без прикрас», достойна самых высоких похвал. Как и суровой критики по отдельным поводам. У него идиллическая картина может быстро перелицеваться в трагическую, чтобы затем перейти в ироническую, и так по многу раз переливается разными цветами бытие под ширяевским пытливым взором.
В юношеской повести «Праздник большой-большой…» главный герой Слава Букреев (альтер эго автора), от имени которого ведется повествование, сильно напоминает персонажа из «Приключений Кроша» Рыбакова. Но и оригинальности хоть отбавляй. Ведь вот по-настоящему добрый паренёк ищет бессмертия для людей – утопия, конечно, но как сочувствуешь, читая.
Примеров, когда прозаические строки ярко показывают, что поэт всегда поэт, даже в прозе, у Ширяева предостаточно. Вот только один: «Лето разгоралось. По вечерам стаи белых рубах с засученными рукавами плыли к городскому парку…» – разве не интересный образ, будящий ностальгию по прошлому.
Автор часто и охотно анализирует денежные проблемы, ранние заработки мальчишки. Цену труду Володя знал неплохо, он активно искал заработки, и прибыль всегда считал.  
 Несмотря ни на что, Владимир Ширяев был светлым человеком. Хотя и неудобным, когда дело доходило до отстаивания принципов. А ещё он почему-то не любил начальников, обвинял их в самых страшных преступлениях.
Как и положено писателю в России задавался главными вопросами бытия. О смерти, конечно, размышлял. В миниатюре «Бой быков» почти точно описал свою собственную смерть, когда случайно вонзил в ногу недалеко от паха отцовский кинжал. Это как предуведомление от судьбы.  А в «Смертельной забаве» рассказывает о самоудушении, с блаженством и эйфорией, потерей сознания. «Всё соизмеряется смертью. Она – мера жизни», – записал Ширяев незадолго до ухода из жизни. Кстати, его переход в инобытие был таким, каким, по-моему, ни один российский поэт не отметился. А ведь Володя обсуждал уход из жизни поэта Рубцова, загадочный и неожиданный, записав: «Приношу людям несчастье…» Кого он имел в виду?
Его окончание жизненного пути, безусловно, трагедия. Но, помните, как один из известных киногероев говорил, что и «там» дрыгнет ногой». Может, Ширяев, нечто подобное придумал, когда он записывал спорные мысли о самоубийстве и депрессии…
Вдова поэта сделала замечательное дело: собрала публикации, дневниковые записи, воспоминания о муже, критику и нашла возможность, а, самое главное, финансирование для издания книги «Расскажу без прикрас…» – самого настоящего литературного памятника Владимиру Ширяеву.
Он писал, обращаясь напрямую к читателю:  
Так хочу обрести я в читателе друга!
Умоляю, прочти!
Без тебя я погибну!
У поэта есть четверостишие, в котором он развивает мысль одного из предвоенных поэтов. Первые две строки использованы в заголовке. А вот окончание:
Я с детства не любил диктант,
А только – сочинение!
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[2 мая] Акции Кемеровской горэлектросети продают повторно
[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко