-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 20 от 20.10.2010

Истуканы прогресса

 
В центре нашего внимания сегодня – два монумента, которые появятся в скором времени на юге Кузбасса, в Междуреченске и Таштаголе. Оба сооружения уже в силу своих изрядных размеров будут претендовать на то, чтобы определять облик этих городов. Кроме того, в них вложен несомненный символический смысл, который мы и попытаемся рассмотреть.
 
Композиция «Прометей Кузбасса» кемеровского скульптора Валерия Трески1 признана лучшей на конкурсе проектов мемориального комплекса памяти погибших на шахте «Распадская» в Междуреченске. В  конкурсе участвовали 15 проектов сибирских скульпторов. В последний тур вышли сразу два проекта Трески: «Прометей Кузбасса» и «Вечное ожидание». Окончательный выбор был сделан в ходе обсуждения проектов с семьями погибших горняков.
Прометей – самое известное божество, связанное с огнём. В античной мифологии он старше большинства олимпийских богов, принадлежит к поколению титанов и приходится Зевсу двоюродным братцем. Греческий драматург Эсхил трактует его образ в трагедии «Прометей прикованный». Здесь Прометей – сын Фемиды, то есть Судьбы. Ему ясно, что правда на стороне Зевса; поэтому он, сам будучи титаном, помогает Зевсу в борьбе с титанами. Но он знает и тайну обречённости Зевса: когда-нибудь новый воин придет с огнём, «гибельней, чем молния», и царство Зевса падёт, как пали царства его предшественников Урана и Кроноса. Такова двусмысленная природа огня, но такова же и природа космоса, в этом огне рождённого.
По Эсхилу, именно Прометей создал первых людей, изготовив их «из земли и огня» (в этом скрещении стихий невольно образ каменного угля). Прометей также постарался обеспечить дальнейшее существование людей, снабдив их огнём, украденным из небесной кузницы Гефеста (все прочие средства, облегчающие выживание – когти и клыки, острый нюх и быстрые ноги – достались животным). Кроме того, Прометей научил род человеческий строить жилища и корабли, пахать землю и носить одежды, читать, писать и считать, различать времена года и приносить жертвы богам. Словом, настоящий культурный герой и благодетель человечества.
За похищение огня Прометей был наказан Зевсом – прикован к скале (по одной из версий, где-то на Кавказе – недаром в эпосе кавказских народов много героев, подобных Прометею). Поэтому со времён романтиков Прометея принято представлять вдохновенным богоборцем, а Зевса – косным деспотом. Это мнение одностороннее: и Прометей был не чужд хитрости и коварства, и в отношении олимпийского громовержца Алексей Лосев замечает: «Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества необходимые в социальном общении».
Французский исследователь Жильбер Дюран напоминает, что Прометей – титан, а не бог, и что у него есть брат Эпиметей (имя Прометей означает «провидец», а имя Эпиметей – «тугодум», «крепкий задним умом», как сегодня сказали бы – «тормоз»). Оба братца-титана должны находиться в Тартаре, в царстве ночи, но Прометей постоянно пытается выбиться наверх: вначале он помогает Зевсу в борьбе против других титанов, потом подменяет жертвоприношения и похищает огонь. Важно, что в этом же мифе фигурирует Пандора, жена Эпиметея, со своим знаменитым сундуком: через неё приходит в мир закономерное наказание. Миф о Прометее Дюран прочитывает как миф о прогрессе. Нечто циклическое пытается освободиться от своей тёмной половины и стать равным небесным богам. Однако прогресс несёт в себе наказание и возврат к нисходящей стадии цикла: судьба титанов сидеть тихо и не посягать на привилегии богов. Прометей, по Дюрану, относится к божествам низших сословий, богам плодородия, размножения, труда. И пролетариат, и буржуазия в равной мере могут видеть в фигуре Прометея символ их социальной борьбы. Впрочем, уже со второй половины XIX века появляются первые признаки изношенности мифа: прометеизм постепенно сползает в сатанизм (близость Прометея и Люцифера, не менее знаменитого богоборца, очевидна с самого начала). Это замечает уже нобелевский лауреат писатель Андре Жид, который в книге «Плохо прикованный Прометей» превращает эту патетическую фигуру в гротескную. Сюжет о Пандоре и её сундуке в таком контексте – отражение стремления женщин участвовать в политической жизни, линии суфражизма и феминизма. Что-то подобное прочитывается в индийском мифе о Калиюге, последнем тёмном веке, в котором будет преобладать разнузданная и хаотическая энергия.
Скульптор Треска из всего этого спектра значений выделяет линию трагическую. Прометей в шахтёрской каске изображается наполовину скрытым в скале; скала эта покрыта трещинами, подобно угольному пласту. Так подчеркивается и двойственная природа угля, одновременно благодетельного и коварного, и двойственная природа самой человеческой плоти, сделанной из того же стихийного материала. В общем, миф о Прометее рано списывать в архив – он ещё далеко не исчерпал всех своих значений. Проект кемеровского скульптора подчёркивает это как нельзя лучше. 
Другой монумент установят нынешней осенью в Таштаголе на берегу реки Кондомы – это работа Даши Намдакова2 «Золотая Шория». Истукан шестиметровой высоты представляет собою фигуру лося, на котором сидит девушка с чашей в руках. Детали костюма её покрыты золотою амальгамой. В чаше горит светильник, рога лося орнаментированы солярными символами. 
В буддийской иконографии известен сюжет о Будде, восседающем на быке, но это явно не наш случай. Сочетание же быка и девушки отсылает нас опять же к античному мифу о похищении Европы, дочери финикийского царя Агенора, влюбленным в неё богом Зевсом, принявшим образ быка (к сюжету этому обращались многие художники, от Тициана до Валентина Серова). В нашем случае, однако, бык превращается в лося, а девица раскоса, так что перед нами скорее похищение Азии. В то же время бык изображен укрощенным, с опущенной мордою и рогами, пригнетенными к земле, а героиня восседает на нем в торжественно-отдохновенной позе, так что ещё непонятно, кто тут кого похитил.
Дело усложняется мотивом чаши с огнём, но без огня тут, по-видимому, нельзя: что-то же должно рассеять потёмки торжествующего женского начала. Тут необходимо заметить, что все женские фигуры так или иначе олицетворяют земное начало, тогда как лось – несомненный солнечный символ, известный всем народам Центральной Азии. И если уж трактовать этот образ на античный манер, почему бы не увидеть в героине Намдакова торжествующую Пандору, наследницу обоюдоострого прометеевского огня. В общем, если в междуреченском монументе перед нами – апофеоз мифа о прогрессе, то в таштагольском истукане – его финал: небесное пламя возвращается обратно к земле-матушке, из которой всё произошло. Историю можно начинать с начала, как это в наших местах зачастую и случалось.
 
1Валерий Треска родился в 1951 г. в Минусинске (Красноярский край). Учился в Алма-Атинском художественном училище и Московском художественно-промышленном училище (Строгановка). В Кемерове с 1978 г., член Союза художников России, участник многочисленных выставок. Среди крупных памятников, сооруженных по проектам Трески, выделяется мемориал воинам-кузбассовцам, погибшим в локальных  вооруженных конфликтах, в Кемерове на Пионерском бульваре. Среди работ, посвященных горняцкой теме – рельеф «Горнякам Кузбасса» и серия медалей об истории Кемеровского рудника.
2 Даши Намдаков родился в 1967 г. в Читинской области. Окончил Красноярский художественный институт, с 2004 г. живет в Москве. Награжден серебряной медалью Российской академии художеств. Известен работами из бронзы, серебра, золота, меди, драгоценных камней, а также из кости, конского волоса и дерева. В основе авторской манеры – традиции бурятской культуры и буддийские мотивы. Работы Намдакова хранятся в фондах Эрмитажа и Российского этнографического музея в Петербурге, в музеях многих странах мира. Персональные выставки проходили в Третьяковской галерее, Музее искусства народов Востока в Москве, Центре тибетской культуры в Нью-Йорке, а также в Пекине, Гуанчжоу, Алма-Ате и т. д.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко