-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.09.2010

«Причина прогресса – гении…»

 Вячеслав Рыбаков, книга «Напрямую»
 
Так заявляет известный фантаст излёта советского времени Вячеслав Рыбаков, которого некоторые держали за антисоветчика, а сейчас – за антидемократа и даже «русского фашиста» (что далеко не соответствует действительности, на самом деле),  в книге «Напрямую».
 
Карманного вида томик увидел свет в хорошо известной серии «Инстанция вкуса» питерского издательства «Лимбус Пресс». Автор, известный китаевед и доктор наук, сочинитель многих первоклассных фантастических вещей, среди которых «Гравилёт «Цесаревич», «Звезда Полынь», соавтор целого ряда популярных романов об империи Ордусь, выходящих под псевдонимом Холм ван Зайчик, переводчик китайского уголовного кодекса династии Тан объясняется насчёт жанра и заглавия книжки:  публицистика дает возможность высказаться «без литературной изощрённости – попросту от души. Напрямую». 
Замечательно, что Рыбаков, прекрасно ориентируясь в китайской истории, её факты легко накладывает на российское бытие и сознание. Китай, как следует из исторических уроков,  регулярно пульсировал: приходил новый властитель, начиналось собирание ошметков государства-предшественника, намечался подъём, сопровождающийся тотальной коррупцией чиновничества. Жуткое  воровство проедало всё, что можно и чего нельзя, после чего «происходит судорога». Рушатся основы, порядок срывается с катушек, чтобы через короткое время повторился весь цикл. Вам это ничего не напоминает?
Кстати, Рыбаков обобщает китайский опыт, который учит тому, что как  карательные, так и поощрительные меры государства мало что решают, взятые по отдельности. А вот устоявшаяся за века традиционная мораль, которая для человека даёт положительный психотерапевтический эффект, а при нарушении – мучает угрызениями совести, – это и есть главное. Дело за малым: совесть всё-таки  должна быть.
Ну и как же обществу существовать, когда исторический горизонт находится очень близко и постоянно обламывается, разрушаясь. Рыбаков опять-таки, исходя из специфики великого соседа, утверждает: существует два стимула самоорганизации общества – страх наказания и желание человека оставаться хорошим. За последнее ратовали великие мыслители, среди которых утесом возвышается Конфуций. Некоторые правители рассуждают прагматично: дёргать человека за ниточки – награда или наказание – и марионетки поведут себя как захочется. Как сказал один из комедийных героев по близкому поводу: «Фиг вам».
Конфуцианцы и их последователи в разных странах упирали на роль идеала, духовного ориентира, которые, когда они приняты большинством общества, определяют лицо этого самого общества.  Сторонники только жёсткого закона историческое соревнование проигрывают, так как уповают на личность, не имеющую нравственной перспективы, ибо она ничего не может противопоставить идеализму фанатиков, своекорыстию. А безыдейность, как известно, сметает государства. В нынешней России это, пожалуй, главная опасность.
Задать индивидуальный этический потенциал – вот достойная задача для заботящегося о себе общества. У нас сейчас православие пытается открыть перспективу, когда человек становится лучше. Однако необходимо понимать, что идеальных людских типов, порождаемых мечтами, количественно много в социуме быть не может, да и не надо. Важно, чтобы эти немногие были приняты, как эталоны для подавляющего большинства. А в толкотне повседневья главной целью жизни этого самого большинства является благополучие и благосостояние, и ничего плохого в такой установке нет. Увеличение же пространства жизни наращивает энергетику государственности. Внутреннее развитие – предпосылка движения к прогрессу и подъему.    
Однако хорошие традиции (есть и плохие) вызревают веками. Рыбаков формулирует: государства, ломающие традицию, становятся тоталитарными: им не на что опереться при необходимости, кроме страха наказания и мелочного упорядочивания жизни народа. Опять похоже на что-то родное.
Очень опасно, когда мораль и закон сталкиваются лбами – происходит разрушение и того, и другого. Но мораль имеет специфику для конкретной культуры. Вспомним, какие трудности встретили колонисты АИК «Кузбасс» в начале 1920-х годов в Кемерове, когда не получалось обрести гармонии между местным населением и интернационалистами из разных стран…
Мысль Рыбакова до него высказана многими: учиться у истории. Конечно, учиться, но очень важно, в каком классе и насколько успешно овладевать знаниями. Не забывая, конечно, собственный исторический опыт.
К слову, есть такой писатель Проханов, который буквально кричит о необходимости модернизации. Благая цель? Безусловно. А какими методами двигаться? За всеми горячими прохановскими призывами вновь поднять «Россию на дыбы» подразумевается большая кровь, загодя списываются гигантские жертвы. Имперская модель Проханова –  «пятая империя» – это обязательные войны и новое рабство. Потому принять подобные головные построения московского патриотического гуру невозможно. А Китай взял и встроил модернизацию в систему традиционных мотиваций, и на выходе получил успех. При этом удалось, в конце концов, скорректировать их традиционную систему. Хотя сколько раз китайцы терпели историческое поражение, да и Мао совсем недавно хотел осчастливить население Поднебесной в кратчайшие сроки, и это стоило гигантских жертв, да ещё и зашли в азиатский тупик. Выводил Дэн Сяопин, реформировал, открыв перспективу.
Мы же упорно ходим по кругу: старый мир разрушим до основанья, новый – получается ещё хуже старого. Вестернизация в новой России обогатила баснословно кучку, повергла в нищету миллионы. Государство становится целью самого себя. Да ещё и прихвастывают лицемерно, типа, «встаем с колен», или «мы ещё явим пример всему миру», да мало ли придумывается отвлекающих слоганов. Рыбаков говорит: «Лицо стабильного общества определяется тем, каким способом люди делят то, чего в своей повседневной жизни не делить не могут». Задумайтесь над этим тезисом и оглядитесь окрест…
Новое может вызреть в спокойном обществе, а может и не вызреть. Это-то новое и дарит возможность дальнейшего развития, чтобы оно не стало круговым
Вот почему в России ничего не закончилось, что видно любому трезвому наблюдателю. Мы действуем пока как тот самый самолет писателя Юрия Бондарева из его знаменитой речи: взлетаем и падаем, лететь горизонтально не можем, в новое место прибыть не получается. Или обречены летать по раз заведённому кругу?..
В книжке карманного формата почти 400 страниц, мы коснулись малой толики поднятых её автором вопросов и проблем. Упомянем напоследок глубокий анализ, проделанный писателем в осмыслении вечной сцепки и борьбы Добра и Зла. 
Валерий Плющев

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко