-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.09.2010

Исправление имен

Учение об «исправлении имен» принадлежит Конфуцию, но вообще-то это даже не теория, а скорее практика древних китайцев. Дескать, все беды Поднебесной происходят оттого, что люди не почитают как следует предков и искажают ритуалы; возвращение к добродетели следует начинать с исправления имён – возвратить всем понятиям их настоящие названия. Именно поэтому, в частности, всякая новая династия в Китае начинала своё правление с выбора подходящего названия и девиза.
 
Но в общем и целом ничего уникального в этой практике нет: греки выдумали философию, а римляне – юриспруденцию примерно из этих же соображений. Христианская церковь первое тысячелетие своего существования провела в богословских войнах за символ веры; вопрос, исходит ли Святой Дух только от Бога Отца, или от Сына тоже, до сих пор разделяет католиков и православных. В нашем отечестве в последние десятилетия исправление имён шло непрерывно. Взять хоть последний пример: в 1992 году главы национальных автономий дружно захотели именоваться президентами, а в 2010-м так же дружно расхотели. Типа, президент в стране должен быть один, а мы уж будем именоваться главами и губернаторами. Но в этом единодушии ничего загадочного нет: просто дух какой-то на них снизошел, ничего особенного, бывает.   
Вопрос о переименовании милиции в полицию гораздо интересней. Президент Медведев, как всем известно, из юристов, и объясняет он это мероприятие исключительно соображениями терминологической точности: милиция – это род народного ополчения, а полиция – профессиональная организация. Понятно, что на заднем плане тут просматривается благое намерение повысить профессионализм правоохранителей. Но в любом случае, заявляет Медведев, переименование – не главное, а главное – это новый закон о полиции, который нынче вынесен на обсуждение общественности.
Это самое обсуждение, если судить по комментариям в интернете (а президент, похоже, считает его одним из главным инструментов нынешней российской демократии), пока протекает удивительно единодушно. Взять, к примеру, таких разных политических деятелей как шахматист Каспаров и адвокат Макаров. Вообще-то они не всегда были разными, и даже дружили – в жюри КВН сиживали вместе; потом их пути разошлись – Макаров, в бытность его думским депутатом от Кемеровской области, сделался до того верноподданным, что аж подташнивало, а Каспаров, напротив того, подался в такие отъявленные диссиденты, что в его последний визит в Кузбасс ему даже с шахматистами встретиться оказалось негде. Но как бы то ни было, по поводу упомянутого проекта оба дружно заявляют: если закон будет принят в нынешнем виде, Россия превратится в полицейское государство (адвокат даже выразился сильнее: в зону, охраняемую по периметру полицейскими).
В конкретных статьях предлагаемого закона много интересного, но мы в подробности вдаваться не будем: множество квалифицированных комментариев уже доступно в том же интернете. Отметим лишь еще один пункт, по которому многие единодушны: проект закона лишь консервирует существующее положение, а стало быть, как выразился не помню кто, переименование милиции в полицию – лишь перекраска забора. По-видимому, того самого, которым нас обнесли по периметру.
Между тем цвет забора очень важен. К примеру, у тех же китайцев в начале нашей эры возникло даосское учение Дао-Цзяо, ставшее причиною тысячелетней смуты. Основатель этого учения Чжан Цзюэ объявил, что на смену эры Синего Неба пришла эра Желтого Неба. Созданная им секта получила название «Путь Великого Равновесия». Сторонники его носили жёлтые головные повязки. Поднятое ими восстание то подавлялось, то вспыхивало вновь и стало причиной падения нескольких династий; население Китая за период смут сократилось с 50 млн до 7,5 млн человек. Мы в России перекрашиваем не небеса, а заборы, но и здесь цвет имеет значение. Будет он приятно-демократическим – нас примут и в ВТО, и в НАТО, и в «золотой миллиард». Будет он вызывающе-деспотическим, да еще с воровским оттенком, – останемся тридевятым царством между Европой и Китаем.
За два последних десятилетия заборы силовых ведомств у нас перекрашивали несколько раз. КГБ-ФСК-ФСБ то обирали до нитки, то возвращали им ведомство спецсвязи и погранвойска. Полиция у нас тоже уже была – налоговая, ликвидированная на исходе первого срока президентства Путина. Ведомство это просуществовало несколько лет; эффективность его напоминала щедринского персонажа Василиска Бородавкина, который в кампании против недоимщиков спалил тридцать три деревни и взыскал-таки недоимок два рубля с полтиною. После ликвидации налоговой полиции её персонал, здания, техника и прочие ресурсы поступили в распоряжение нового ведомства по борьбе с наркотиками.
Теперь поговаривают, что и эта контора оказалась неэффективной: даже преподобное наше МВД наркобаронов и наркокурьеров больше задерживает. А что вы хотели, если дело ограничилось перекраской забора.
Милицию у нас тоже уже пытались переименовать: помнится, когда порулить МВД командировали думского спикера Грызлова, возник проект разделить её на федеральную полицию и муниципальную милицию. Потом, по-видимому, решили, что муниципалам жирно будет, да и вертикаль управления может пошатнуться. И ограничились тем, что отобрали у МВД пожарных и передали их в МЧС… В общем, как говаривал один неприятный персонаж, на этот раз булгаковский: «Что это у вас всё то слейся, то разлейся».
Затюканным милиционерам, наверное, хочется почувствовать себя грозными полисменами на западный манер. Да хоть бы и старорежимными приставами и околоточными: тоже на свой лад уважаемые были люди. Правда, читая замечательную книжку «Уездный Мариинск» историка Алексея Ермолаева, можно заключить, что они были ничуть не расторопнее нынешних ментов. Характерный пример: в 1893 году мещанин Григорий Сельский-Мерцалов, едучи с семейством на двух подводах из гостей, подвергся нападению на большой дороге, причем сын его Яков получил удар ножом в грудь. Сельский-Мерцалов узнал нападавших – это были некие братья Кузьмины, о которых ходила слава, что они грабят обозы с чаем; однако ни товарищ прокурора, ни окружной жандармский начальник не предприняли никаких мер к поимке преступников.
Помнится, несколько лет назад губернатор Тулеев возмутился, что наша милиция не желает ловить автоугонщиков, которые к тому же самым наглым образом предлагают потерпевшим выкупить свои автомобили; шумная кампания продолжалась с полгода, потом о проблеме забыли. Между тем эта схема была придумана ещё сто лет назад. В 1908 году мариинских обывателей терроризировала шайка конкрадов – одни угоняли лошадей, другие предлагали отыскать их за вознаграждение. «Поиски преступников долгое время не приносили никакого результата», – меланхолически замечает историк.
В 1910 году в Мариинске объявилась более серьёзная банда – кражи, грабежи, поджоги и убийства исчислялись десятками. «Полиция никаких действий не предпринимала, объясняя это тем, что преступники хорошо вооружены и значительно превосходят полицейские силы… Председатель крестьянского съезда Пеньков заявил, что будет жаловаться губернатору. Полиция резко отреагировала на критику. Уездный исправник Николаев заявил, что никакой шайки не существует. Грабежи и разбои совершены отдельными лицами, не входящими в организованную группу». Судя по всему, преступников так и не удалось найти, заключает автор. Да их шибко-то и не искали, добавим мы, зная нравы наших правоохранителей.
В общем, цвет забора, конечно, важен – но скорее для внешнего употребления. А нам, живущим по эту сторону, все едино – что милиция, что полиция. А жаль. Хочется попробовать пожить в полицейском государстве: законопослушные обыватели в какой-нибудь Пруссии, говорят, нахвалиться не могли на твёрдый порядок и всеобщее благочиние.
Юрий Юдин

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко