-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 19 от 21.09.2010

Подъём не для всех

 
 
Рынок отечественной спецтехники в Кузбассе не показывает единой динамики. Незначительный рост продаж отечественного оборудования в последнее время наметился у компаний, работающих с представителями угольной отрасли. У контрагентов дорожно-строительных подрядчиков дела обстоят хуже. Их технику приобретают по-прежнему мало, предпочитая производить ремонты старого оборудования. «Авант-ПАРТНЕР» попытался выяснить, на что делают ставки в такой ситуации  продавцы и производители спецтехники.
 
Кризис продолжается
Рынок спецавтотехники в Кузбассе представлен довольно большим списком предприятий среднего уровня, занимающихся поставкой дорожной и строительной техники, а также – в незначительном количестве – горно-шахтного оборудования (ГШО). Если оправляющаяся от кризиса угольная отрасль «потянула» за собой сервисные центры ГШО, то предприятия, занимающиеся реализацией спецтехники, пока не чувствуют положительных изменений на рынке. «Мы работаем в основном с дорожными подрядчиками, но и не только с ними, – говорит Сергей Малков, директор ООО «КузбассДорСнаб». – Ситуация на сегодня плохая: денег у потребителей нет, технику практически не покупают». Не выправляют ситуацию и муниципальные заказчики, традиционно работающие с поставщиками дорожной спецтехники: «У нас есть муниципальные должники, которые нам по году должны, – сообщил «Авант-ПАРТНЁРу» источник, пожелавший остаться неизвестным. – Они не могут рассчитаться даже за запчасти. С начала года по продажам у нас ничего не изменилось. Ходят разговоры, что если для металлургов и угольщиков кризис кончился, то отрасль продаж спецтехники ещё не достигла дна кризиса. У угольщиков было резкое падение рынка, а у дорожников оно происходило очень медленно, поэтому продолжается и сейчас».
На этом фоне очень оживлённо идут продажи крупной техники, ориентированной на потребителей из угольной отрасли. «Рост продаж идёт уже довольно давно, и рынок ещё не насытился. Северная и восточная части России, Сахалин, Красноярск, Хакасия – везде продажи поднялись. В Кузбассе покупают нашу технику на многие шахты и разрезы», – рассказал Сергей Щебляков, инженер материально-технического снабжения ОАО «Горнопромышленная финансовая компания». По его мнению, в росте продаж крупной техники свою роль сыграла и авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Энергия, вырабатываемая гидрогенерацией, была компенсирована энергией угольных электростанций, поэтому возросла и потребность в угле. Возможно, предполагает Сергей Щебляков, проезд премьер-министра Владимира Путина по дорогам России, выявивший для него самого необходимость обновлять дороги, повлечёт за собой рост заказов на дорожное строительство, а значит и связанные с ним закупки дорожно-строительной техники. Но пока это лишь надежды.
Дорожно-строительные и обслуживающие компании пока придерживаются экономичной тактики. Продолжается установившаяся в кризис тенденция сохранения старого автопарка спецтехники – больше ремонтов, меньше закупок. «Как такового роста продаж у нас нет, – говорит Галина Ускова, генеральный директор ООО «Инавто». – Покупают в основном комиссионную технику, а новая – стоит. Есть небольшое оживление по тендерам, которые организуют муниципальные и государственные учреждения, но частных заказов на новую технику почти нет». Учитывая то, что многие подрядные организации дорожного обслуживания, во-первых, не являются особо крупными компаниями, а во-вторых, никогда не приобретают технику в больших объёмах даже в хорошие времена, то становится понятным, что значит падение спроса на этом рынке. Это практически сведение закупок в некоторых компаниях к нулю. Позицию подрядных организаций поясняет Александр Ребров, заместитель начальника снабжения ООО «Стройдорэкспорт»: «Нам чаще приходится закупать запчасти и производить ремонт техники. Саму технику мы покупаем крайне редко в последние два года. Это связано, прежде всего, с кризисом. Количество обслуживаемых нами объектов сократилось, поэтому пока нам удаётся справляться старой техникой с объёмами работ. В 2008 году мы приобрели единиц пять техники, как и в 2007-м, в основном это были экскаваторы, погрузчики Caterpillar. В 2009-м – мы не купили ни одной новой машины».
Тем не менее, есть и исключения, представляющие собой более крупных игроков на рынке. «Рынок спецтехники в Кузбассе довольно велик – говорит Алексей Фёдоров, начальник отдела продаж ООО «Кемеровостройдормашсервис». – В 2007-2008 годах у нас продаж было очень много. В год у нас приобретали по 150-200 единиц техники. Мы занимаемся отечественными машинами, а представляете, сколько реализовывалось импортной техники? В кризис наши продажи упали примерно на 80%. Мы выжили только за счёт сервисных услуг – ремонтов, продажи запасных частей и т.п.».
 
Конкуренты – импорт и тендеры
Впрочем, сезонный спрос на дорожную технику никто не отменял. К началу зимнего периода муниципальными властями выделяются средства на более активное содержание и обслуживание дорог. Объём работ возрастает. Проводятся тендеры на подряды. Однако в большей степени пока от этого выигрывают только продавцы импортной техники – подрядчики охотнее работают с зарубежными машинами. И дилеры зарубежных производителей дорожно-строительной техники сегодня рапортуют о небольшом росте продаж: «Где-то в мае у нас наметилось незначительное оживление, и сейчас продажи начали понемногу увеличиваться. С чем именно связан рост, сказать трудно, – говорит Вячеслав Еремеев, региональный торговый представитель по Сибирскому федеральному округу ЗАО «Динапак». – Скорее всего, начались выделяться средства на ремонт дорог, в связи с чем и возникла необходимость приобретения новой техники». Осенью сезонные положительные тенденции почувствовали и дилеры отечественных производителей спецтехники. «Рост продаж, конечно, ощущается, – отмечаетАлексей Фёдоров, – Начался он около месяца назад. Дорожно-строительные компании начали постепенно производить закупки спецтехники. Я думаю, это связано с тем, что с ними начали рассчитываться за подряды».
«Муниципальные и федеральные средства на выполнение подрядных работ по обслуживанию и ремонту дорог стали активно выделяться в августе-сентябре этого года, – рассказал один из анонимных собеседников издания. – Проводился тендер на трактор МТЗ, в июле был федеральный тендер на автобусы и дорожную технику. Однако участвовать в этих тендерах было невозможно, так как в контрактах была указана цена завода-изготовителя техники. В таких случаях участие перекупщиков в тендере делается невозможным. По сути, выиграть тендер может только определённый участник». Не доволен условиями проведения другой представитель рынка спецтехники: «Мне, как руководителю предприятия, непонятно, для чего аукцион проводится залоговый? Почему я должен заплатить 5% от стоимости техники в бюджет, чтобы получить разрешение на участие в аукционе? На юге Кузбасса, например, проводился аукцион, в который нас просто не допустили, а допустили всего одного участника (остальные не явились). Мы считаем, что аукцион был проведён с нарушениями, поэтому подали протест, и теперь аукцион будет проводиться заново».
 
Дорогие дороги
Общая протяжённость дорог территориального значения в Кемеровской области – 6759 км. Изношенность кузбасских дорог составляет 80%. Из-за чего их содержание и обслуживание сильно увеличивается в стоимости. В то же время и автопарк спецтехники, по оценкам специалистов, сегодня у подрядчиков изношен на 60-70%. На сегодняшний день в Кузбассе недостаточно спецтехники, задействованной в дорожных работах, для того, чтобы в полной мере и с надлежащим качеством осуществлять ремонт, обслуживание и содержание дорог. Согласно нормативам, для обслуживания 100 км. дорог третьей категории (12 метров в ширину) необходимо минимум 2 скоростных очистителя, 4 грейдера, 1 шнекоротор, 1 погрузчик. Исходя из этих норм, в Кузбассе нужно как минимум 160 машин только на содержание дорог 3 категории. По оценкам специалистов, для нормального содержания дорог необходимо на 50% больше спецтехники. Однако увеличивать парк дорожной спецтехники не получается, из года в год количество единиц техники возрастает лишь на 5%. Новыми закупками получается только обновлять изношенные машины.
По словам Павла Цегельникова, начальника отдела продаж ОАО «КОРМЗ», «фактически дорожное строительство исходит из наличия средств, а не из соответствия нормативам по обслуживанию дорог. Сколько средств выделяется, на такую сумму и приобретается техника, и выполняются работы».
«Бюджет дорожного фонда в Кузбассе на 2010 год составил 3540 млн рублей, – сообщили в «Дирекции автодорог Кузбасса». – Из этой суммы около 860 млрд. руб. составляют кредиты из федерального бюджета на строительство дорог, 1,8 млрд рублей идёт на содержание дорог (очистка и посыпка дорог зимой, летом – ямочный ремонт, установка дорожных знаков) и 880 млн рублей – на ремонт».
Большие надежды участники рынка спецтехники возлагают на намерение президента РФ возродить целевые дорожные фонды. По указанию главы государства, фонды должны начать действовать с начала 2011 года. С этим связаны и надежды на развитие рынка спецтехники.
Егор Номилов
 

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко