-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 24.08.2010

Убивали песню

 
Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко, книга «Скажите, почему?!»
О жизни легендарного русского шансонье 30-40-х годов Петра Лещенко его жена Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко рассказывает в книге «Скажите, почему?!», выпущенной нижегородским издательством «Деком» вместе c компакт-диском, на котором 23 песни.
 
Лещенко был, конечно, виноват перед советской властью, хотя бы за то, что какое-то короткое время служил в Белой армии. Осел, в конце концов, в Румынии, стал исполнителем, гастролировал по Европе и за её пределами. Во время войны всячески уклонялся от службы в румынской армии, в которой его всенепременно хотели видеть как офицера запаса («…Был обязан защищать страну, к которой приписан, против той, которую любил. Столкнулись чувство долга и позиция честного человека. …Сделал всё, чтобы остаться на нейтральной полосе». – Так объясняет мемуаристка.) Особая, опять-таки, вина за то, что пробился в оккупированную Одессу, где дал ряд концертов. Всё – по писаным и неписаным законам сталинского времени виновен!
Но после освобождения Румынии от союзнического с фашисткой Германией морока не ринулся, как многие, на Запад, а ведь мог. Более того, неоднократно обращался в консульство СССР с просьбой о возвращении на Родину. У Лещенко было одно условие: только вместе с женой.
Ему же предлагали по отдельности. Ну прогнулся бы, как Вертинский, исполнивший песню о вожде, и жил бы не тужил, ездил с гастролями, зарабатывал на достойную жизнь. Жену он вывез из Одессы, оккупированную в то время, так вот, насчёт супруги намекали прямым текстом: «Повалит лет с пяток лес и очистится за предательство Родины».
Петля затягивалась и, наконец, сдавила; Лещенко арестовали в антракте концерта, и сидел он в румынских тюрьмах – всё-таки чужого нам не надо, считали заплечных дел мастера – с энкаведешной, конечно, подачи лишили свободы. Жену позднее схватили тоже во время концерта и вывезли в СССР в 1952 году. Судила тройка в закрытом режиме, как было принято с подобными гражданами. Объявили смертную казнь. Жертва – в обморок. Привели в чувство,  объяснили, что смилостивились и заменили душегубство 25 годами. Вера Георгиевна пишет: «Не было никакой логики в арестах тех лет, не было закона, согласно которому они совершались». Здесь  она вряд ли права, и логика извращенная была, и законы придумали, которых сегодня обществу остается только стыдиться. 
Так получилось, что освободили Веру Белоусову-Лещенко в 1954 году после смерти вождя – нормальные люди были, несмотря ни на что, даже в лагерях, как только появилась возможность, так и отпустили.
В этом же году умирает румынский зэк Петр Лещенко. Занавес!..
Однако есть посмертная высшая справедливость. Осталась память. Пластинки с песнями легально вышли на его Родине в 1988 году в фирме  «Мелодия». Шансонье зазвучал на радио, о нем стали писать, выходят диски. Большинство гонителей, кстати, дожили до этого времени. О них, служителях тьмы, Вера Лещенко неоднократно вспоминает в своей книге с указанием фамилий.
Напоминает и об одном из «критиков», личность которого так и не удалось установить; писал в центральной газете «о простеньких и незатейливых песенках, лишенных поэтических вершин», – это он о творчестве Лещенко. Жена сожалеет, что многие коллеги по ремеслу  откровенно завидовали и ревновали к успеху, не хотели слышать того, что в песенках «с избытком было и смысла, и грусти, и тоски, надрывавших… душу».
Шансонье не интересовался политикой, по крайней мере, его жена часто об этом говорит, но он хорошо понимал политическую составляющую времени. Потому не раскрывался до конца даже перед любимым человеком, видимо, защищая того от возможных будущих допросов: когда не знаешь, тогда и рассказать не сможешь. Ныне многие оправдываются: «Такое было время!» Подлое время!..
 Лещенко отличала особая, проникновенная манера исполнения, завораживающий тембр голоса, в чем легко убедиться, прослушав приложенный к книге диск. Важно и то, что он пел по старорусски. Хорошо помню знаменитый фокстрот «Андрюша» контрабандой попавший в СССР, насколько любил эту музыку и слова мой отец, фронтовик-ветеран Андрей Васильевич. А ещё часто исполнялась песня-близнец Клавдией Шульженко с тем же названием.
Автор книги рассказывает проникновенно, в исповедальном стиле, она постоянно обращается только к нему, любимому, как к живому. Впрочем, к читателям тоже обращения присутствуют, хотя, и много реже. Вот одно из таковых в конце воспоминаний: «Я была откровенна и от вас прошу одного: поверьте мне, я ничего за скобками не оставила и не пыталась возвести любимого мной человека в святые». Если честно, то именно «святого» человека автор, на мой взгляд, и рисует словом. Вот она вспоминает единственный танец вальс-бостон с мужем в послевоенном Бухаресте: «Ты танцор от Бога. Мне казалось, что ты движешься по воздуху. Сказочное ощущение! Ты подарил мне вальс, и я ни разу ни с кем больше не танцевала. Только мысленно и только с тобой». Артистка (даже у нас в послевоенном Кемерове с гастролями побывала) – ни разу, ни с кем, ни единого танца?..   
Еще о любимом: «…Скромнее и праведнее человека, чем ты, я не встречала». Ещё: «Десять заповедей вели тебя по жизни». «Все твои решения вызывали у меня восторг и полное согласие».
И, наконец, главное: «Он любил Россию – не царскую, не советскую, не белую, не красную… Сердцем – не лозунгами». Такому человеку, с такими жизненными установками в те годы выжить было почти невозможно. Лещенко и не выжил.
Могила Петра Лещенко не найдена до сих пор. Обнаружить  документы и свидетельства о годах его заключении жене, несмотря на все усилия, не удалось: всё-таки поиски в другом государстве не простое дело.
Книга воспоминаний называется «Скажите, почему?!». Это слова из песни Лещенко, которая присутствует на приложенном диске. В этом танго исполнитель предсказал свою и своей жены судьбу: «Скажите почему, нас с вами разлучили?..»
После выхода книги в 2009 году в декабре этого же года Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко ушла из жизни.
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко