-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 16 от 24.08.2010

Переработка и новая энергетика

В этом году угольная промышленность Кемеровской области может установить новый рекорд годовой добычи, превзойти уровень в 185 млн тонн, к которой вплотную подошла в 2008 году. Следующим рубежом становится 225 млн тонн. И, можно надеяться, до него угольщики Кузнецкого бассейна дойдут очень быстро. Если рыночные условия будут нормальными – не будет кризиса, резкого падения спроса и цен. Даже если Китай, заявивший было о резком увеличении спроса на импортный уголь, снизит свои запросы. В то же время ещё три года тому назад губернатор Кузбасса Аман Тулеев заявил о необходимости поставить пределы безудержному угольному росту, поскольку он выходит уже за естественные пределы – ставит под угрозу экологическое благополучие региона, да и транспортные возможности для вывоза такого количества угля уже заканчиваются. Но природа дала Кузнецкому бассейну огромные запасы угля, и остаётся только одно – как можно больше его перерабатывать на месте.
 
С самого начала
Надо отметить, что Кузбасс развивал переработку угля уже на ранних этапах своей истории. В XIX веке её ещё не было, а в начале XX столетия появились проекты компании «Копикуз», которая не только строила новые шахты и развивала старые, но и делала это в первую очередь для использования угля в качестве сырья на переработку, а не в качестве топлива. И уж тем более не планировала вывозить его на экспорт. Именно на это были нацелены основные проекты «Копикуза», которые компания реализовала или начала выполнять, начиная с 1913 года. Она провела разведку выделенных ей участков недр с месторождениями угля и железной руды, построила железнодорожную сеть – дороги от разъезда Юрга до Кольчугино (ныне – Ленинск-Кузнецкий), до строившегося ею же Кемеровского коксохимического завода и до Кузнецка. Одновременно компания построила и восстановила сразу несколько весьма крупных по тем временам угледобывающих предприятий, восстановила остановленный к этому времени Гурьевский металлургический завод, наладив на нем выпуск чугуна и металлопроката, начала проектировать новый металлургический завод к югу от Кузнецка. Практически все эти проекты были реализованы уже после революции, но затем развитие Кузбасса пошло всё дальше по пути главным образом угольного региона, а не горно-металлургического. Этот крен стал усиливаться в конце прошлого столетия, как в советскую эпоху, так и в рыночную. И с учётом определённого сокращения металлургии в нынешний экономический кризис делает реализацию хоть каких-то проектов использования угля на месте весьма актуальными.
 
Мягкий пиролиз
Уже в рыночную эпоху, во второй половине 90-х гг. прошлого столетия, первый крупный проект глубокой переработки попытался реализовать первенец углепереработки Кузбасса кемеровский «Кокс». Тогдашний гендиректор завода Борис Зубицкий планировал построить установку мягкого пиролиза угля по американской технологии на площадке своего предприятия. Она должна была вырабатывать высококалорийное твердое топливо, жидкую составляющую для химической переработки и производства синтетического топлива. Но, как вспоминает один из участников этого проекта, гендиректор ООО «Уголь-С» Игорь Коробецкий, помешал финансовый кризис 1998 года. Стоимость импортного оборудования резко возросла, и «Кокс» отказался от этих планов, взамен стал строить новые коксовые батареи.
О подобных планах использовать подобную технологию переработки угля на энерготехнологическом комплексе на базе обогатительной фабрики «Листвяжная» компании «Белон», заместитель губернатора Кузбасса Владимир Ковалёв говорил в конце 2006 года. Но планы так и остались планами.
Самым крупным из подобных намерений остаётся проект «Серафим» в Промышленновском районе (см. параметры в таблице). Но, несмотря на его громкие презентации как со стороны технопарка и областной администрации, проект нельзя отнести к тем, что будут реализованы в ближайшее будущее. Только в прошлом году компания, его инициировавшая, получила лицензию на участок «Серафимовский», нет добывающего предприятия, не выбрана технология переработки угля. Даже при самом удачном стечении обстоятельств проект вряд ли будет реализован в ближайшие 5-6 лет, хотя первоначально предполагалось, что строительство первых объектов комплекса начнётся в сентябре нынешнего года. И не случайно Аман Тулеев назвал  совсем другой проект угольно-технологического комплекса «самым мощным и проработанным решением», это – проект ЗАО «Шахта «Беловская».
В июле нынешнего года о нём объявил новый владелец этой компании Георгий Краснянский. На открытии первого добывающего предприятия компании, разреза «Караканский-Западный», он сообщил, что наряду с добывающими предприятиями будут построены и перерабатывающие производства, а также собственный посёлок, целый Караканский топливно-энергетический комплекс. Для этого компания начала переговоры с западными компаниями о реализации проекта предварительной дегазации угольных пластов. Добываемый таким образом метан предполагается использовать вместе с низкопотенциальным газом, получаемым при полукоксовании угля, как топливо на теплоэлектростанции в составе комплекса мощностью 40 МВт. Электроэнергию с неё предполагается использовать как для собственных нужд, так и для поставок на рынок, тепло – для отопления горняцкого посёлка, который также намерено построить ЗАО. Разработку технологии и оборудования для завода полукоксования угля годовой мощностью 300 тыс. полукокса в составе «КарТЭКа» компания заказала специалистам Федерального Ядерного центра в Сарове, сам завод будет «получен по лизингу в 2011 году». Будет также построена обогатительная фабрика годовой мощностью 6 млн тонн, а последним объектом в составе комплекса – железнодорожная ветка до станции Белово. Общий объём вложений в формирование «КарТЭКа» Георгий Краснянский оценил минимум в 6 млрд рублей, максимум в 7,5 млрд рублей без учёта железнодорожной ветки.
 
Попытка новой энергетики
Самыми простыми способами использования угля на месте представляются на первый взгляд различные энергетические проекты. За последние годы их было заявлено в Кузбассе немало. Впрочем, пока до стадии реализации не дошел ни один из них (см. таблицу).
Самый крупный энергетический проект, и сравнительно доведённый до практической стадии, заявила компания «Кузбассразрезуголь» (затем управляющая ею компания «УГМК-Холдинг»). В феврале 2006 года по инициативе тогдашнего руководителя КРУ Михаила Абызова появились планы строительства новой теплоэлектростанции мощностью от 500 до 1500 МВт. Через полгода они были представлены в виде проекта   станции под условным названием «Ново-Кузбасская ГРЭС» (НК ГРЭС) мощностью уже 1650 МВт перспективой расширения до 3300 МВт. Первый заместитель гендиректора ЗАО «Управляющая компания «Кузбассразрезуголь» Серго Курбанов представил в обладминистрации предварительные расчеты по проекту, которые предлагали 4 площадки расположения станции, две из которых – около села Пермяки Беловского района в центре Кузбасса и около посёлка Сидорово к северу от Новокузнецка, – были названы самыми подходящими. Руководитель проектировщика, новосибирской фирмы «СибКОТЭС», Дмитрий Серант оценил стоимость строительства станции от 1490 долларов за 1 КВт мощностей до 1000 долларов, т.е. 1,8-2,5 млрд долларов только за первую очередь мощностью 1650 МВт.
Проект «Кузбассразрезугля» не получил продолжения – на следующий год из компании ушёл его инициатор, Михаил Абызов. Вскоре компания сообщила, что отказалась от него. Но не прошло и года, как новое руководство КРУ в лице «УГМК-Холдинга» решило к нему вернуться. На этот раз в виде совместного предприятия с корейскими партнёрами. В декабре 2007 года было объявлено о планах УГМК построить совместно с южнокорейскими компаниями – энергетической Korea Midland Power Co (KOMIPO) и инвестиционной Core Cross, – две теплоэлектростанции на угле мощностью по 500 МВт. Одна из них должна располагаться в Кузбассе, одна – в Свердловской области.
В августе 2008 года стороны подписали соглашение с администрацией Кемеровской области о строительстве этой станции в Кузбассе. Проект был назван уникальным, и «не столько экономическим, сколько политическим». Губернатор Аман Тулеев подчеркнул при этом, что новые энергомощности нужны региону в связи с планами расширения добычи угля. На этот раз площадкой под ТЭС было выбран район возле села Славино к северу от Новокузнецка, т.е. практически там же, где и предполагалась одна из площадок «Ново-Кузбасской ГРЭС». Видимо, поэтому в последнее время гендиректор «УГМК-Холдинг» Андрей Козицын предпочитает называть эту станцию «Славинской». Она также как и НК ГРЭС должна работать на угле с Талдинского угольного разреза в составе КРУ. Объём инвестиций в строительство этой станции был оценен уже в 18 млрд рублей, т.е. порядка 800 млн долларов по тогдашнему курсу. Как заявил после подписания соглашения Андрей Козицын, для строительства и последующей эксплуатации ТЭС УГМК-Холдинг с одной стороны, и корейские компании создадут совместное предприятие, в котором 51% уставного капитала будет принадлежать российской стороне, 29% – KOMIPO, 20% – Core Cross. Планировалось также, что в 2008-2009 гг. будет выполнено проектирование станции, получение согласований и экспертиз, а с 2010 года – начнётся строительство, которое должно было завершиться в 2012 году.
Эти намерения так и не были реализованы, но в июле этого года Андрей Козицын заявил, что «УГМК-Холдинг» возвращается к планам строительства двух угольных станций в Кузбассе и в Свердловской области. Правда, теперь строительство Славинской ТЭС начнётся только в 2015 году. Возможными участниками проекта, по его данным, могут стать не только корейские, но и немецкие партнеры. Стоимость станции в Кузбассе оценивается уже в 1,05-1,2 млрд долларов при той же мощности в 500 МВт.
Несмотря на очередное откладывание, этот проект является сегодня едва ли не самым проработанным и подготовленным среди тех, что заявили в последние годы разные компании, работающие в Кузбассе. Стоит напомнить, что в своё время о намерении приобрести собственный участок угольного месторождения на юге региона заявляло в 2006 году и ОАО «Кузнецкие ферросплавы» с целью наладить добычу угля для собственной электростанции. Также о намерении построить собственную станцию заявила в том же году и компания «Русал», правда, с использованием в качестве топлива газа, а не угля, но против такого сценария выступили власти Кузбасса. Тогда в июле 2008 года появился проект Мысковского энергометаллургического комплекса. Гендиректор «Русала» Александр Булыгин заявил тогда, что компания согласна увеличить экологические вложения в НкАЗ (за экологический вред, наносимый этим предприятием, он подвергся жёсткой критике со стороны Амана Тулеева в мае 2008 года), провести международный экологический аудит НкАЗа, а если эффект от природоохранных мероприятий окажется незначительным, построить новый завод. Точнее, энергометаллургический комплекс из алюминиевого завода на 300 тыс. тонн металла в год, угольного разреза мощностью 2,7 млн тонн угля в год и теплоэлектростанции мощностью от 1000 до 1300 мВт возле Мысков. Вскоре пресс-служба обладминистрации со ссылкой на Булыгина сообщила, что «компания «Русал»  ведёт подготовительные работы по строительству в Кузбассе энергометаллургического комплекса» и подала «заявку на участие в конкурсе по участку Урегольский Большой Урегольского каменноугольного месторождения, где предполагается построить предприятие мощностью 2,7 млн тонн угля в год». Но вскоре «Русал» отказался от проекта, предпочтя развивать мощности уже построенного Хакасского алюминиевого завода.
Похоже, что пока стоимость железнодорожных тарифов позволяет экспортировать уголь или продавать его металлургам по всей России с доходностью 30-50%, намерения больше использовать кузнецкий уголь на месте так и останутся проектами. Возможно, успех кого-то из первопроходцев подтолкнёт остальных действовать смелее. Но пока все без исключения заявленные проекты строительства новых электростанций и предприятий по переработке угля остаются на стадии намерений и подготовки.
Антон Старожилов
 

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко