-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[7 мая] Встречайте весну красиво!
[6 мая] В преддверии дачного сезона кузбассовцы начали скупать наушники, планшеты и электронные книги
[3 мая] В Кузбассе женщины активно вовлекаются в управление компаниями
[28 апреля] Кузбассовцы стали активнее интересоваться творчеством Виктора Астафьева
[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 15 от 03.08.2010

Автопортрет жесткого реалиста

 
книга «Автопортрет: Роман моей жизни» писателя Владимира Войновича
«Автопортрет: Роман моей жизни» писателя Владимира Войновича  рассчитан на дотошных и терпеливых читателей. «Попытка самопознания» автора, растянувшаяся на жизнь – 30 лет работы и 870 страниц насыщенного мемуарного текста – представлена московским издательством «Эксмо» немалым начальным тиражом 15 тысяч экземпляров.
 
Для советского времени Войнович достаточно легко вошел в литературу, из которой его потом сильные мира сего изгоняли всеми доступными способами: рай и ад в нашей стране, как известно, легко меняются местами. С 1980 года – восьмилетняя эмиграция, возвращение в «перестраивающуюся» страну, заметный даже на фоне массового печатания запрещённой и пропущенной литературы выход его старых и новых книг, и, наконец, обретение своего собственного, достаточно высокого места в рядах писателей новой России.
Уже на верхней крышке переплёта автор разместил десять автопортретов – увлечение рисованием пришло к писателю довольно поздно. Собственноручные лики Войновича не единожды заставят всмотреться в глаза писателя, вчувствоваться в предлагаемую им историю отдельного человека на фоне истории страны.
Меня более других поразил босоногий писатель в шляпе, сильно напоминающий мексиканского революционера Панчо Вилья: Войнович вообще-то по жизни  тоже крепкий революционер.  А ниже автор несётся на зрителя-читателя на белом коне (совсем как герой его романа «Москва 2042», прототипом которого считается Александр Солженицын) с белым петухом на левой руке.
Начинает Войнович со своего рождения, родителей, детства, многочисленных переездов с места на место. Отец отсидел по идеологическому навету – не верил в построение «полного коммунизма» в отдельно взятой стране. Не разочаровался ни в партии, ни в советском строе, воевал, был тяжело ранен, остался инвалидом. «Честность, бедность, неприхотливость и гордость – вот четыре состояния, почитавшиеся в нашей семье». «В основе воспитания была идеология честной бедности». – Семейные приоритеты из сегодня. Но ведь и счастье было, о котором помнится: «…Минуты счастья – и даже острого – бывают у всех». Французский сердитый классик сказал: «Всё счастье человека заключается в его воображении». Думаю, Войнович согласился бы с этим.
 Удивительно, как много «человек хаотичный» – так характеризует себя писатель, – успевает попутно с юмором и слезой рассказать всякого занимательного. Ну вот, например, как укрощают волов, делают их покорными, ведущими себя «безропотно и безупречно» тягловыми «машинами», да мало ли подробностей детства застревает в голове пытливого пацана, которыми он делится на склоне лет.
Автор отслужил в Советской армии более четырёх лет. Эта часть жизни, нарисованная реалистично, дала толчок для появления в литературе солдата Чонкина. Оказывается, был такой малограмотный парень из деревни, рядовой комендантской роты, который «не знает уставов, не умеет ходить в ногу, не помнит, какой рукой отдавать честь начальникам, вообще понятия не имеет, где «право», где «лево», всех боится и чувствует себя человеком только на конюшне». Он то и стал прототипом знаменитого литературного героя.
В «Автопортрете» много самых глубокомысленных заключений, например, об уме и образовании, о поэзии (Войнович начинал как поэт, хорошо, что не пропал в пучине стиховой) и прозе. Есть у него и странички о жизни втроём, точнее вчетвером, так как автор был, к моменту вспыхнувшей любви к чужой жене, женатым и даже двое детей у него в семье народилось. При этом мемуарист убеждён, что некоторым людям надо выдавать «справку» – ясно какую.       
Где-то треть книги – описание диссидентства автора, когда «была война. На войне бывает страшно. Поначалу очень страшно. А потом, как я себе представляю, привыкаешь к опасности, как к будничным условиям жизни». Параллельно рисуется «война»   остальных диссидентов, всех, «кого помню и люблю», и не люблю тоже: Максимова, Зиновьева, Некрасова, Кузнецова, Коржавина, многих иных. Но о Солженицыне в этой книге сказано вскользь, о нём у Войновича есть отдельная задиристая книжка. В отличие от многих, автор вообще ни о ком не говорит с придыханием, пишет жёстко, «не очерняя и не украшая». Как  сам объясняет: «Никто не может быть объективным, и я не могу, но стараюсь. Я ни с кем не свожу счёты. Ни с живыми, ни тем более с мёртвыми». При этом многие из инакомыслящих выглядят не очень симпатично,  большинство же эмигрантов – вообще туши свет: такими запомнились по делам и словам их.
При чтении этих страниц возникает вопрос: а был ли смысл в жертвенности диссидентов?.. Но ведь то, что для страны открылась возможность развития (которую, между прочим, ещё не так просто реализовать), чтобы не отстать, не быть отброшенными историей в конкурентном соперничестве народов и держав, не исчезнуть – разве этого мало?!.
И многим нынешним политикам писания Войновича, рьяного сторонника демократии западного образца, с выборностью и ответственностью перед избирателем, конечно, тоже против шерсти. Он выделяет позитивно из общего политического ряда убитых Старовойтову, Юшенкова, некоторых других, но будто молотком забивает гвоздь: «Сейчас среди депутатов Госдумы и вообще политиков у власти нет ни одного человека, в чьей честности я мог бы не сомневаться».
…Войнович – человек «с характером», извиняюсь за сравнение, «мужичок с коготком». Он из неудобных, не дает спуску ни ближним, ни дальним, если те покушаются на его мировоззрение и творчество. Очень напоминает Василия Шукшина, да многих из послевоенного поколения, когда потоком пошли, как реакция на затхлые и кровавые годы ГУЛАГа, прямые в поступках и мыслях люди, у которых репрессировали отцов – чаще, матерей – реже, иногда и тех и других. Их ломали, они гнулись, но не ломались, были упрямыми и честными в убеждениях, боролись за правду, как они её понимали.  Может, это была такая реакция общества на слишком большие потери настоящих людей в предыдущие десятилетия?!.
Конечно, люди со стержнем злили многих, особенно из начальствующих, раздражали прямотой и достоинством отличающих их от конформистов общественного человейника.
О нелёгкой судьбе подобного человека блестяще рассказал (язык книги достоин отдельного глубокого разговора) Владимир Войнович в романе своей жизни. Ну а то, что «Автопортрет» будет восприниматься полярно в России (те же реалистично изображенные советские писатели в жизнь не согласятся с рассказами об их «подвигах»,  а ведь ещё и документы приложены, где, как известно, не вырубить топором), так это же как раз хорошо для судьбы произведения.
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[7 мая] Промпроизводство в Кузбассе упало на 2,7% в первом квартале за счет угля и металла
[7 мая] Спор по убыткам шахты «Заречная» вернули на повторное рассмотрение
[6 мая] В Кузбассе новый уполномоченный по правам человека
[6 мая] Из Новокузнецка запустили прямые рейсы в Махачкалу
[6 мая] Конкурс на строительство подъезда к аэропорту Шерегеш назначен на 4 июня

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко