-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[28 марта] УК «Кузбассразрезуголь» начала промышленное применение новой технологии буровзрывных работ с минимальным сейсмическим воздействием
[28 марта] Мужчины активнее женщин пользуются каршерингом
[27 марта] Перевозки грузов по международному транспортному коридору «Север-Юг»
[27 марта] Улочки любимого города: как прошел первый идентичный мастер-класс по акварельной живописи
[27 марта] МегаФон успешно внедрил на сети российское транспортное оборудование


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 13.07.2010

Правдоподобные иллюзии

 
Борис Евсеев, книга «Лавка нищих: Русские каприччо»
Финалист «Русского Букера» 2005 года Борис Евсеев стал финалистом «Большой книги» года 2009 с книгой «Лавка нищих: Русские каприччо», выпущенной московским издательством «Время».
 
Каприччо (каприччио), согласно словарям, имеет итальянско-французские корни – capriccio на итальянском означает каприз, прихоть, французский каприс (caprice) – виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада, с причудливой сменой эпизодов и настроений, родственная фантазии. В оркестровой музыке 19 века характеризуется ярко выраженной национальной окраской музыкального материала.
У Евсеева именно ярко выраженная музыкальная проза с русской, как заявлено уже в заглавии, окраской. Три книжные части, в каждой из которых по восемь рассказов-историй, судя по всему, призваны привносить дополнительные музыкальные обертоны в форму этой талантливой книжки. Недаром Евсеев получил музыкальное образование в знаменитой «Гнесинке» и довольно долго преподавал музыку.
Уже в первых рассказах словно разрядами электричества покалывает, сигнализируя об энергетике талантливой, захватывающей прозы. А как мощно и образно описан Новый Птичий рынок в самом начале первой истории «Ехал на ярмарку Иван Раскоряк…», явленный глазами этого самого Вани: «Люди-звери и звери-ангелы. <…>  А иногда – звери и птицы на людей, как две капли воды походить начинают». И здесь же в интригу маленькая тайна: «Глаза у кошечек веселые, добрые. Мордочки счастливые. Только с чего бы это? Ваня знает с чего». А мы как раз не знаем. И не узнаем. Но догадаемся-додумаемся (ведь умный-разумный читатель для писателя бог, а никак не наоборот), что накачивают чем-то несчастных кошечек. Да и подоспеет на следующей страничке объяснение о собачках: «…Некоторые щенки – для весёлости и форсу – наркотой напичканы. Это Ваня по блеску глаз сразу определяет».
Чиста душа у маленького человека (персонажи писателя чаще всего материально бедны, но они хотят жить честно, как бы их ни ломала  жизнь) с неуклюжей фамилией  Раскоряк, жалеющего живность Божию. За это и пытаются сжить его  со света белого, зарыть в могилу сильные мира рыночного, обитающие по своим понятиям, согласно которым не тянет на жизнь «шелупонь» Ваня: «Ни капиталу, ни ума,.. ни прочей собственности. Одна гниль, да прель по сараям. Так чего им тогда в этом мире мучиться?» За какую провинность убивают? За ненужность, да за то, что птичек выпустил из клеток, пожалел.
Но не может заступник братьев меньших мир покинуть ни за понюшку табаку, былинная сила, никак не меньше, приходит ему на помощь, откапывается он из могилы, шествует в ночи, как мститель небесный, сопровождаемый недобитыми ворогами котом и птицей. И, где реальность, а где призраки, пугалки, страшилки, пустяковинки – всё перемешано, детские страхи и взрослые фантазии, не отделить одно от другого. И такое пронзительное чувство сожаления, что в горле щемит. Это-то и есть по-настоящему сверхзадача писателя: будить человеческое в человеке.
А какие точные и в то же время пряные фразы-афоризмы разбросаны по страницам «Лавки нищих». «Время, лишь глядя на излом, – полюбить можно». Вот ещё один из персонажей говорит: «Думаете, интеллигенция – это знание, или гражданская совесть? Дудки! Интеллигенция – это интуиция! Верно почуять и правильно решить. Гибель интуиции и есть гибель интеллигенции!» И таких «смыслов» в тексте много, успевай фиксировать и обмысливать. Кстати, автор иногда настолько пьянеет от словесного напитка, что заваливается в метафорические красивости, типа: «…Мимо старухиной дачи крадется, как рослый поселковый вор с двумя верткими молодыми петушками за пазухой, рассвет…» Зачем тут вор, да ещё с петушками?.. Но, подобная сахаристость в прозе Евсева все-таки редкость.   
Вот ещё история «со сдвигом» под заголовком «Лавка нищих», где не просто какая-то нищая забегаловка, там действительно продают самых настоящих нищих. Всучивают людей потерявших достоинство, а потом, купленный «дикобраз» карликового роста в потертом человечьем обличье, с явной сумасшедшинкой во взоре и поведении устраивает покупателю такую кузькину мать и «передвижную камеру пыток», – только держись! Магический реализм, конечно, но пробирает до дрожи. Жизнь, люди, вещи – всё джунгли, в которых, как на млекопитающее с примитивными инстинктами,  ведется охота невидимыми, до поры, мясоедами.
«Мясо в цене» – вскрикивает герой-иностранец одноименного рассказа. Это, кстати, самая «платоновская», скажем так, вещь в сборнике. И по стилю, и по языковым изыскам, когда, если Россией отравился, как главный персонаж, то это уже навсегда!
В «Русском каприччо» завораживает музыка души, но, доходя до форте (громко) либо фортессимо (очень громко), тогда обязательно является смерть в своей ужасной ипостаси, и остается маленький шажок до шизофрении, что вообще-то для России тоже обыденность. 
Русскому человеку полет нужен! Нахлынет такое время для  полетов – ни малый, ни старый от подобного экстаза не застрахован. Атмосфера что ли такая в нашей стране, заставляющая живущих в ней мечтать о запредельном, и тогда совершаются поступки, больше похожие на жертвы. Ну зачем деревенской бабке – одной ногой в могиле – самолет? А затем, чтобы взмыть, «уподобиться ангелам Господним». Взлетела?!  А не важно, что это было не по-настоящему, зато какая правдоподобная иллюзия!
Автор оценивает свою книгу, как глубоко оппозиционную. Её  оппозиция не партийная или площадная, а нравственная. «Это оппозиция тому миру сдирания шкур и чистогана, который при помощи власти или с её равнодушного согласия у нас в России был построен». – Вбивает гвоздь прозаик.
У Евсеева даже не Россия, а глубже и исконнее – Русь, Русь в видениях и грёзах. И только ближе к концовке томика пробивается читательское ощущение, что в музыку вплетаются некие посторонние звуки: будто великолепный скрипач, волшебствуя смычком, ещё и насвистывает тихонько что-то постороннее. Может быть, это стало причиной, по которой Борис Евсеев не стал победителем «Большой книги»? А, может, это лишь мои субъективные ощущения, когда восхищение от первой половины книги стало подтаивать к её  окончанию, почувствовалась некая усталость прозаика.
И всё-таки, несмотря на критические замечания, вывожу для себя твёрдо: отныне всё подписанное Борисом Евсеевым непременно читать.
Валерий Плющев
 

Рубрики:

Деловые новости

[28 марта] В компании «Уголь» группы «Кузнецкжелдортранс» введено наблюдение и арестовано имущество
[28 марта] В бюджет 2023 года добавили увеличение зарплат бюджетникам и новые городские проекты
[28 марта] Томская фирма заплатила 17 млн рублей утилизационного сбора за ввезенные иномарки
[27 марта] Землю без торгов в Кузбассе получат также газовые заправки и уникальные центры
[27 марта] Средства на капремонт многоквартирных домов в Кузбассе перераспределят

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко