Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[2 декабря] Самозанятые в Кузбассе – ниши и возможности развития собственного дела
[1 декабря] Где купить новогоднюю открытку по-кемеровски?
[30 ноября] Райффайзенбанк запустил карту с кэшбэком 1,5% для премиальных клиентов
[30 ноября] Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2021 года
[30 ноября] Завершился четвёртый сезон акселератора


 
 

Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»
Журнал «Авант-Style»


наш опрос

Сколько автомобилей в вашей семье?





результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 13 от 13.07.2010

Сбыть металл на родине металла

 

Игорь Иванов, директор «КОМТЕХ-Кемерово»
Виталий Глушков, главный экономист компании «ОКС»
Игорь Иванов: «В основном кузбасский рынок металлов представлен собственными металлургическими предприятиями и предприятиями цент-ральной и южной части России»
По мнению Виталия Глушкова, основной причиной гибели маленьких компаний стал недостаток финансовых активов и складских помещений
 

В Кузбассе, где металлургия существует уже более 200 лет, и продолжает оставаться базовой индустрией в региональной экономике, рынок металлоторговли занимает заметное место. Однако, именно металлотрейдеры стали одними из главных «жертв» кризиса. По всему миру произошло значительное падение объемов строительства и производства, что незамедлительно отразилось и на потреблении металлопроката. В этот момент большинство металлосбытовых компаний обильно запаслись продукцией по максимально высоким ценам. А сбывать её пришлось, когда цены резко упали. Соответственно, не все смогли пережить время финансовой нестабильности, и на рынке остались только самые устойчивые компании.
 
Крепкий удар
Сегодня значительную долю местного рынка металлотрейдинга – около 70-80% – занимают порядка 6-7 компаний-лидеров. Среди них федеральные игроки, региональные и местные компании. По оценке самих представителей рынка, основными «игроками» в торговле металлов в Кемерове являются компании «Стройсервис», «ЕвразМеталл Сибирь», «КОМТЕХ», «Красо», «Мечел-Сервис», ТД «ММК». Основную долю рынка металлов, около половины, занимают региональные компании.
Владислав Мищенко, директор департамента металлов ЗАО «Стройсервис» отмечает: «В начале 2008 года объём спроса на рынке держался довольно ровно. Металлотрейдеры прогнозировали дальнейший рост рынка металлопроката за счёт активного развития строительной отрасли. Специально к кризису никто из не готовился». В результате, к осени 2008 года все оказались в финансовой нестабильности, ведь основные потребители металла – строители и машиностроение – «ушли», резко сократив потребление. «Во время кризиса произошел резкий обвал спроса примерно на 50% и цен как минимум на 25%. Причём, падение цен на рынке опережало снижение цен на заводах изготовителях. Поэтому у металлотрейдеров на складах был металл по более высокой цене, чем требовался кризисному рынку. В конце 2008 года у металлотрейдеров остались большие объёмы складских запасов невостребованного металла с высокой ценой. Часть металлопроката пришлось продавать в убыток, чтобы освободить склады и выйти на рынок с металлопрокатом по новым ценам» – рассказывает Владислав Мищенко. Директор «КОМТЕХ-Кемерово» Игорь Иванов так описывает эту ситуацию: «У нас за один день склад металлопродукции обесценился в 3 раза. На момент начала кризиса в августе 2008 года цена на арматуру составляла 34415 рублей за тонну, к декабрю 2008 года она упала до 12688 рублей!» Такая ситуация, по его данным, привела к тому, что «многие компании начали просто «сливать» металл в убыток себе, для того чтобы забрать «живые» деньги и расплатиться по кредитам». Не секрет, что многие металлотрейдеры развивались за счёт кредитных денег. И в кризис оказались наиболее уязвимыми.
По оценке Игоря Иванова, региональным представительствам крупных федеральных компаний помогли удержаться на рынке собственные финансовые активы и своевременный пересмотр цен на металл с учетом кризисной рыночной конъюнктуры. «После пересмотра цен на металл убытки смогла взять на себя головная компания. Но всё же, некоторые филиалы компании руководство ликвидировало по причине слабой ориентированности на рынке металлов. Тот, кто пытался схватить рынок, боролся за увеличение спроса, остался на плаву, тот, кто надеялся выплыть в общем потоке, исчез с рынка».
«В общем, около 20% средних и мелких компаний занимающихся металлотрейдингом покинули рынок во время кризиса» – отмечает Владислав Мищенко. По мнению Виталия Глушкова, главного экономиста компании «ОКС», основной причиной гибели маленьких компаний стал недостаток финансовых активов и складских помещений. По словам Владислава Мищенко, региональные компании в условиях финансовой нестабильности опирались на взаимодействие с угольщиками и на бартерные схемы расчёта с потребителями металлопроката. Но, несмотря на негативное влияние кризиса на рынок металлов, металлотрейдеры, по их собственному мнению, научились главному – работать в условиях нестабильности, т.е. контролировать и держать рынок за счет жёсткой ценовой конкуренции, экономить, чётко просчитывать доходы и расходы.
 
Робкая стабилизация
Сегодня, по оценке представителей рынка, снижение спроса на металл прекратилось, а по отдельным сегментам потребителя заметен рост. «В целом, структура потребителей металла после кризиса изменилась. Нефтяники, машиностроители, энергетики – представляют сегодня основные сегменты рынка, на которых наблюдается стабильность спроса на металлопрокат. Спрос по этим отраслям составляет до 60% от общего числа» – замечает Владислав Мищенко. По данным Игоря Иванова, после кризиса строители потеряли свое первенство и занимают сегодня всего 30% от общего числа потребителей металла, по мере общей экономической стабилизации спрос с их стороны на металл подрос, но не значительно, примерно на 10%, в основном за счёт муниципальных заказов.
Постепенно отмечают представители отрасли, цены на металл выходят на докризисный уровень. По данным Виталия Глушкова, с июня 2009 года по июнь 2010 года цены на прокат выросли на 31%». Изменение цен объясняют не только фактором сезонности и ростом спроса, но и, главное, изменения ситуации на внешнем рынке металлопроката. «Заводы производители всегда подтягивают внутренние цены рынка к ценам внешнего», – отмечает Владислав Мищенко. Игорь Иванов характеризует рынок металлоторговли как непредсказуемый. Его отличает сложные игры между производителем и трейдером. «Когда заводы не могут реализовать прокат, то обращаются к представителям внутреннего рынка металлов с выгодными скидочными предложениями, соответственно на внутреннем рынке цены падают. Когда для производителя открывается внешний рынок, он бросает все усилия на экспорт, и цены на внутреннем рынке начинают расти. Предугадать все изменения невозможно. Может получиться так, что закупка металла прошла по одной цене, а через какое-то время производитель понизил цены, и трейдер понес убытки за счёт запасов теперь уже дорогого металла на складе. До 2008 года сезонный перепад цен и спроса был почти не ощутим, и составлял примерно 10%. Рынок был относительно стабилен. Сейчас стабильности на рынке нет».
«Дополнительным фактором нестабильности стала угроза дешевого импорта с Востока», – отмечает Владислав Мищенко. На внешнем рынке китайский металл является сильным конкурентом для России. «В основном кузбасский рынок металлов представлен собственными металлургическими предприятиями и предприятиями центральной и южной части России. Китайский металл не доходит до Кузбасса, он широко пользуется спросом в Красноярске, а дальше он не идёт из-за жёсткой ценовой политики железных дорог. Но, тем не менее, есть определенный спрос на всё. Здесь важно различать китайский металл заводской, хорошего качества, который не стоит дешево, и китайский металл, который делают на территории России на китайском оборудовании без соблюдения правил» – замечает Игорь Иванов.
По мнению Владислава Мищенко, кризисный опыт 2008 года помог чётко ориентироваться в сегодняшней ситуации бесконечных изменений на рынке. «После кризиса научились более продуманно и осторожно делать закупки металла. Не желая загружать склады и брать на себя дополнительные риски, в условиях скачкообразного развития цен на металл, сейчас компания «Стройсервис» до 60% всего объема металлопроката работает на заказ».
В целом, отмечают металлотрейдеры, после кризиса рынок металлопроката изменился. На 80% это стал рынок клиента. Теперь потребитель диктует компании свои условия по поставке металла. Только на 20% рынок металлотрейдинга учитывает интересы продавца, в основном за счёт дефицитных позиций металла.
 
Способы и особенности
По словам Виталия Глушкова, на местном уровне рынка металлотрейдинга работают два типа фирм: одни зарабатывают путём увеличения наценок на металл, другие за счёт увеличения оборотов. Первый тип наиболее распространён среди мелких фирм на кемеровском рынке металлопроката. Такие компании нацелены на быструю прибыль и не стараются развивать свой бизнес. Крупные металлотрейдеры условно называют такие компании «перекупы». Спецификой деятельности «перекупов» является наличие любой позиции в любое время. «Зачастую такие компании не имеют своего прайса и в основном работают по прайс-листам федеральных, региональных и местных кемеровских компаний» – отмечает Игорь Иванов. Риски для компании в таких условиях минимальны, поскольку сам металлотрейдер не вкладывает собственные финансовые средства в оборот. Все убытки оплачивает клиент. Деятельность таких фирм для крупных компаний неощутима, ведь они работают в основном с мелкими частными и промышленными заказами. Виталий Глушков отмечает: «В скором времени такие фирмы с рынка уйдут по причине переориентации самих потребителей. Клиенты стали более придирчивы и доверяют в основном крупным компаниям, где можно найти почти все нужные позиции металла и не собирать прокат по всему городу. Тем более что многие крупные фирмы уже давно активно работают с частником».
Второй тип компаний более конкурентоспособен на рынке и представлен в основном федеральными, региональными и крупными кемеровскими компаниями. Но такой фирме предстоит встретиться с рядом трудностей.
По мнению Игоря Иванова, новым игрокам на кузбасском рынке металлопроката приходится достаточно нелегко, в силу определенных особенностей. Рынок металлов в Кузбассе представлен тремя производителями – Западно-Сибирским (ЗСМК) и Новокузнецким (НКМК) металлургическими комбинатами, и Гурьевским металлургическим заводом (ГМЗ). Первые два входят в «Евраз Груп», а ГМЗ находится под управлением компания «Мечел». Поэтому можно сказать, что рынок металлопроката в Кузбассе в определённой степени уже поделен и закрыт.
Так же на кузбасском рынке сильно развиты бартерные схемы. Особенно это стало ощутимо во время кризиса, когда металлургические комбинаты задолжали угольщикам и рассчитывались через схему металлопроката. Угольщики меняли металлический бартер на деньги у металлотрейдеров, строителей и партнеров.
 
Осторожный прогноз
Пока представители рынка не решаются назвать его сегодня стабильным. На состояние дел влияет множество различных факторов, каждый из которых в любой момент может нарушить едва наметившуюся стабильность. В первую очередь это может быть ситуация на внешнем рынке, поведение производителей сырья, поставщиков, наконец, само потребление металлопроката в различных отраслях экономики.
По прогнозам трейдеров, в августе-сентябре цены на металл «просядут» примерно на 2-4%. Затем участники рынка предсказывают стабилизацию цен. По отдельным сегментам потребителей металла ожидается, увеличение спроса. Так, Владислав Мищенко отмечает, что исходя из прогнозируемых темпов роста рынка недвижимости к 2011-2012 годам, эксперты делают прогноз и относительно изменения рынка металлопроката. И доля строительства в структуре потребления металла к 2012 году по ожиданиям возрастёт примерно на 20%. Хотя пока металлотрейдеры опасаются говорить о долгосрочных перспективах развития рынка. По мнению Игоря Иванова, много будет зависеть от положения дел в Европе. Если экономическая ситуация там улучшится, то рынок металлов будет развиваться по оптимистическому сценарию. Если нет – пойдёт вторая волна кризиса, которая более жёстко почистит ряды металлотрейдеров на кузбасском рынке и на этот раз без больших потерь не обойдётся.
Ольга Лобанова
 

 


Рубрики:

Деловые новости

[2 декабря] На девятый день со дня трагедии на «Листвяжной» пройдут траурные мероприятия
[2 декабря] Кузбасским бюджетникам повышают зарплату с 1 декабря на 8,6%
[1 декабря] В Прокопьевске — снова новый глава города
[1 декабря] В Кузбассе собрали 1,5 млн тонн зерна
[1 декабря] За пределы Кузбасса уехали учиться 44% новокузнецких выпускников 2021 года

Все новости


Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 

 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко